Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:48, дипломная работа
Целью нашей работы будет: исследование психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе.
2. Выбрать программу и осуществить подбор методов исследования.
3. Провести диагностику психологической готовности детей к обучению в школе.
4. Проанализировать полученные результаты и провести сравнительный анализ.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие представления о психологической готовности ребенка к школе. ……….7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6-7 лет…………7
1.2. Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости…… 20
1.3. Анализ существующих методов диагностики готовности к школе….31
Вывод по 1-ой главе …………………………………………………………. 38
Глава 2. Эмпирические исследования психологической готовности к школе детей шести и семи лет ……. 39
2.1. Диагностическая программа диагностики психологической готовности к школе …………. 39
2.2. Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей шести и семи лет
Вывод по 2-ой главе …………………………………………………………59
Заключение ……………………………………………………………..………..60
Список литературы ……………………………………………………………. 63
Приложение
Как видим, с точки зрения произвольной готовности результат очень не высокий не только среди шестилетних детей (всего 5%), но и среди семилетних (20%). Как мы знаем их возрастной психологии, произвольность – это именно то новообразование, которое формируется в конце дошкольного детства. Из таблицы хорошо видно, что у 35% шестилеток произвольная сфера совсем не развита, среди семилеток таких всего 5%. Более наглядно это можно представить в виде диаграммы. Рисунок 3.
Рисунок 3 Уровень волевой (произвольной) готовности к школе.
Интеллектуальная и речевая сфера.
Перейдем к рассмотрению методик, позволяющих определить уровень готовности детей в области интеллектуальной и речевой сферы. Результаты, полученные по методике «Сапожки» представлены в таблице 11.
таблица 11
Сопоставительные данные по методике «Сапожки»
| Дети шести лет | Дети семи лет | ||
Количество детей | Данные в % | Количество детей | Данные в % | |
Готовы к школе | 3 | 15% | 7 | 35 % |
Готовность в стадии формирования |
9 |
45% |
9 |
45 % |
Не готовы | 8 | 40 % | 4 | 20 % |
Всего детей | 20 | 100% | 20 | 100% |
Методика «Сапожки», позволяющая исследовать особенности развития процесса обобщения у ребенка, показывает, что полностью с заданием справились 15 % испытуемых шестилетнего и 35 % семилетнего возраста, вообще не справились 45 и 20% соответственно, справились частично 45% шестилеток и 45% семилеток. Таким образом с заданием на обобщение справляется совсем незначительная часть шестилетних детей. А именно умение обобщать необходимо для начала обучения в школе.
По методике «Последовательность событий» результаты намного лучше таблица 12.
таблица 12
Сопоставительные данные по методике «Последовательность событий»
| Дети шести лет | Дети семи лет | ||
Количество детей | Данные в % | Количество детей | Данные в % | |
Готовы к школе | 11 | 55 % | 13 | 65 % |
Готовность в стадии формирования |
8 |
40 % |
5 |
25 % |
Не готовы | 1 | 5 % | 2 | 10 % |
Всего детей | 20 | 100% | 20 | 100% |
55% шестилетних и 65 % семилетних детей смогли правильно восстановить последовательность событий на рисунках и составить по ним рассказ. Хорошее выполнение этого задания возможно при нормально развитом процессе обобщения и достаточно широком кругозоре и развитой речи ребенка.
Самые благоприятные результаты в двух группах детей по методике «Звуковые прятки», которая позволяет проверить развитие фонематического слуха. Таблица 13
таблица 13
Сопоставительные данные по методике «Звуковые прятки»
| Дети шести лет | Дети семи лет | ||
Количество детей | Данные в % | Количество детей | Данные в % | |
Готовы к школе | 11 | 55% | 13 | 65% |
Готовность в стадии формирования |
3 |
15% |
5 |
25% |
Не готовы | 6 | 30% | 2 | 10 % |
Всего детей | 20 | 100% | 20 | 100% |
Правильно выполнили задание 55% шестилетних и 65% семилетних детей, ошибки допустили 30% и 10% соответственно.
Обобщив результаты по методикам, оценивающим уровень интеллектуальной готовности к школе, мы получили следующие результаты таблица 14.
таблица 14
Результаты обследования интеллектуальной и речевой сферы
| Дети шести лет | Дети семи лет | ||
Количество детей | Данные в % | Количество детей | Данные в % | |
Готовы к школе | 4 | 20 % | 8 | 40 % |
Готовность в стадии формирования |
7 |
35% |
8 |
40 % |
Не готовы | 9 | 45 % | 4 | 20 % |
Всего детей | 20 | 100% | 20 | 100% |
Из таблицы видно, что даже с точки зрения интеллектуального и речевого развития семилетние дети имеют значительное преимущество (в два раза) перед шестилетними детьми. Таким образом мы пришли к выводу, что с точки зрения развития интеллектуальной и речевой сферы семилетние дети более готовы к обучению в школе, чем шестилетки. Следует отметить, что предложенные задания были направлены не на выявление общих знаний и умений , а именно на умение детей обобщать, сопоставлять и делать выводы, что очень важно при обучении детей в начальной школе.
Наглядно это выглядит следующим образом Рисунок 4.
Рисунок 4 Уровень интеллектуальной готовности к школе
Вывод по 2 главе
И так, наши данные показали, что к шести годам дети еще не обладают теми психологическими новообразованиями, которые составляют основу психологической готовности к школе. Прежде всего стоит отметить, что у большинства не сформирована учебная мотивация, хотя один из ее компонентов - познавательная потребность – выражен довольно ярко. Но одной познавательной потребности мало для успешного обучения в школе по существующим программам. Основная масса 6-летних детей хочет пойти в школу, но не для того чтобы учиться. Среди ответов на вопрос, почему они хотят учиться в школе встречаются следующие ответы: «Хочу быть большим», «Не надо спать в тихий час», «У меня будет красивая форма» и т.п.
Обработка результатов обследования показала, что семилетние дети лучше готовы к школе, чем шестилетние, в области мотивационной сферы, произвольности, интеллектуальной и речевой сферам.
Возможно, что эти различия обусловлены как с психофизиологической стороны, так и с психологической, так как период с 6 до 7 лет является необычайно важным в плане проявления психологических новообразований. Именно кризис 6-7 лет позволяет ребенку перейти на новый этап возрастного развития, то есть стать младшим школьником.
Вместе с тем необходимо отметить, что процент семилетних детей готовых к обучению в школе также не очень высок, всего 20% детей. Думается, что это происходит потому, что родители и воспитатели детских садов нацелены на формирование учебных навыков (чтение, письмо, счет), а не на развитие психики до уровня психологической готовности к школьному обучению.
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что у детей шести и семи лет разное соотношение между компонентами психологической готовности к школе, что в последствие становится одной из причин более успешной школьной адаптации семилетних детей. В то же время необходима развивающая работа по повышению уровня школьной готовности как шестилетних, так и семилетних детей.
Заключение.
Информация о работе Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет