Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:48, дипломная работа

Описание работы

Целью нашей работы будет: исследование психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе.
2. Выбрать программу и осуществить подбор методов исследования.
3. Провести диагностику психологической готовности детей к обучению в школе.
4. Проанализировать полученные результаты и провести сравнительный анализ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие представления о психологической готовности ребенка к школе. ……….7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6-7 лет…………7
1.2. Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости…… 20
1.3. Анализ существующих методов диагностики готовности к школе….31
Вывод по 1-ой главе …………………………………………………………. 38
Глава 2. Эмпирические исследования психологической готовности к школе детей шести и семи лет ……. 39
2.1. Диагностическая программа диагностики психологической готовности к школе …………. 39
2.2. Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей шести и семи лет
Вывод по 2-ой главе …………………………………………………………59
Заключение ……………………………………………………………..………..60
Список литературы ……………………………………………………………. 63
Приложение

Работа содержит 1 файл

Диплом .doc

— 1.68 Мб (Скачать)

 

Как видим, с точки зрения произвольной готовности результат очень не высокий не только среди шестилетних детей (всего 5%), но  и среди семилетних (20%).  Как мы знаем их возрастной психологии, произвольность – это именно то новообразование, которое  формируется в конце дошкольного детства. Из таблицы хорошо видно, что у 35% шестилеток произвольная сфера совсем не развита, среди семилеток таких всего 5%. Более наглядно это можно представить в виде диаграммы. Рисунок 3.

Рисунок 3 Уровень  волевой (произвольной) готовности к школе.

 

Интеллектуальная и речевая сфера.

       Перейдем к рассмотрению методик, позволяющих определить уровень готовности детей в области интеллектуальной и речевой сферы. Результаты, полученные по методике «Сапожки» представлены в таблице 11.

таблица 11

Сопоставительные данные по методике «Сапожки»                                           

 

Дети шести лет

Дети семи лет

Количество детей

Данные в %

Количество детей

Данные в %

Готовы к школе

3

15%

7

35 %

Готовность в стадии формирования

 

9

 

45%

 

9

 

45 %

Не готовы

8

40 %

4

20 %

Всего детей

20

100%

20

100%

 

Методика «Сапожки», позволяющая исследовать особенности развития процесса обобщения у ребенка, показывает, что полностью с заданием справились 15 % испытуемых шестилетнего и 35 % семилетнего возраста, вообще не справились 45 и 20% соответственно, справились частично 45% шестилеток и 45% семилеток. Таким образом с заданием на обобщение справляется  совсем незначительная часть шестилетних детей. А именно умение обобщать необходимо для начала обучения в школе.

     По методике «Последовательность событий» результаты намного лучше таблица 12.

таблица 12

Сопоставительные данные по методике «Последовательность событий»                   

 

Дети шести лет

Дети семи лет

Количество детей

Данные в %

Количество детей

Данные в %

Готовы к школе

11

55 %

13

65 %

Готовность в стадии формирования

 

8

 

40 %

 

5

 

25 %

Не готовы

1

5 %

2

10 %

Всего детей

20

100%

20

100%

 

 

55% шестилетних и 65 % семилетних детей смогли правильно восстановить последовательность событий на рисунках и составить по ним рассказ. Хорошее выполнение этого задания возможно при нормально развитом процессе обобщения и достаточно широком кругозоре и развитой речи ребенка.

    Самые благоприятные результаты в двух группах  детей по методике «Звуковые прятки», которая позволяет проверить развитие фонематического слуха. Таблица 13

таблица 13

Сопоставительные данные по методике «Звуковые прятки»

 

Дети шести лет

Дети семи лет

Количество детей

Данные в %

Количество детей

Данные в %

Готовы к школе

11

55%

13

65%

Готовность в стадии формирования

 

3

 

15%

 

5

 

25%

Не готовы

6

30%

2

10 %

Всего детей

20

100%

20

100%

 

Правильно выполнили задание 55% шестилетних и 65% семилетних детей, ошибки допустили  30%  и  10%  соответственно.

   Обобщив результаты по методикам, оценивающим уровень интеллектуальной готовности к школе, мы получили следующие  результаты таблица 14.

таблица 14

Результаты обследования интеллектуальной и речевой сферы

 

Дети шести лет

Дети семи лет

Количество детей

Данные в %

Количество детей

Данные в %

Готовы к школе

4

20 %

8

40 %

Готовность в стадии формирования

 

7

 

35%

 

8

 

40 %

Не готовы

9

45 %

4

20 %

Всего детей

20

100%

20

100%

 

  Из таблицы видно, что даже с точки зрения интеллектуального и речевого развития семилетние дети имеют значительное преимущество (в два раза) перед шестилетними детьми. Таким образом мы пришли к выводу, что с точки  зрения развития интеллектуальной и речевой сферы семилетние дети более готовы к обучению в школе, чем шестилетки. Следует отметить, что предложенные задания были направлены не на выявление общих знаний и умений , а именно на умение детей обобщать, сопоставлять и делать выводы, что очень важно при обучении детей в начальной школе.

Наглядно это выглядит следующим образом Рисунок 4.

Рисунок 4 Уровень интеллектуальной готовности к школе

 

 

Вывод по 2 главе

     И так, наши данные показали, что к шести годам дети еще не обладают теми психологическими новообразованиями, которые составляют основу психологической готовности к школе. Прежде всего стоит отметить, что у большинства не сформирована учебная мотивация, хотя один из ее компонентов - познавательная потребность – выражен довольно ярко. Но одной познавательной потребности мало для успешного обучения в школе по существующим программам. Основная масса 6-летних детей хочет пойти в школу, но не для того чтобы учиться.  Среди ответов на вопрос, почему они хотят учиться в школе встречаются следующие ответы: «Хочу быть большим», «Не надо спать в тихий час»,  «У меня будет красивая форма» и т.п.

     Обработка результатов обследования показала, что семилетние дети лучше готовы к школе, чем шестилетние, в области  мотивационной сферы, произвольности, интеллектуальной и речевой сферам.

     Возможно, что эти различия обусловлены как с психофизиологической стороны, так и с  психологической, так как период с 6 до 7 лет является необычайно важным в плане проявления психологических новообразований. Именно кризис 6-7 лет позволяет ребенку перейти на новый этап возрастного развития, то есть стать младшим школьником.

     Вместе с тем необходимо отметить, что процент семилетних детей готовых к обучению в школе также не очень высок, всего 20% детей. Думается, что это происходит потому, что родители и воспитатели детских садов нацелены на формирование учебных навыков (чтение, письмо, счет), а не на развитие психики до уровня психологической готовности к школьному обучению.

     На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что у детей шести и семи лет разное соотношение между компонентами психологической готовности к школе, что в последствие становится одной из причин более успешной школьной адаптации семилетних детей. В то же время необходима развивающая работа по повышению уровня школьной готовности как шестилетних, так и семилетних детей.

 

Заключение.

Информация о работе Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет