Психологическая готовность к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:09, реферат

Описание работы

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка.

Содержание

Введение

1. Личностная готовность

2. Волевая готовность

3. Интеллектуальная готовность:

а) умственное развитие;

б) умение ориентироваться во времени и пространстве;

в) мышление и память;

г) овладение специальными знаниями и навыками;

д) уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности;

е) развитие речи;

ж) организация игры и продуктивных видов деятельности.

Работа содержит 1 файл

Психологическая готовность к школе реферат.doc

— 52.00 Кб (Скачать)
 

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Московский  городской педагогический университет

Факультет специальной педагогики и специальной  психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по учебной  дисциплине

Возрастная  психология

тема: «Психологическая готовность к школе» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студентка 3 курса заочного отделения

Кирилина  О. Е. 

Проверила: Богданова Т. Г. 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2010г.

Содержание:

Введение

1. Личностная  готовность

2. Волевая готовность

3. Интеллектуальная  готовность:

а) умственное развитие;

б) умение ориентироваться  во времени и пространстве;

в) мышление и  память;

г) овладение специальными знаниями и навыками;

д) уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности;

е) развитие речи;

ж) организация  игры и продуктивных видов деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За неё он несёт ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Её основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей. Совершенно особый тип взаимоотношений складываются между учителем и учеником. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. Он является официальным носителем общественных требований к ребенку. Оценка, которую ученик получает на уроке, - не выражает личного отношения учителя к ребенку, а объективная мера его знаний, выполнения им учебных обязанностей. Плохую оценку нельзя компенсировать ни послушанием, ни раскаянием.

      Взаимоотношения в классе отличаются от тех, которые  складываются в игре. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становятся оценка учителя, успехи в учебе. Вместе с тем совместное участие в обязательной деятельности порождает новый тип взаимоотношений, строящихся на общей ответственности.

      Основная  форма организации учебной работы детей – урок, на котором время рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонним делом. Все эти требования касаются развития разных сторон личности, психических качеств, знаний и умений.

      Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в  школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых  моментов является психологическая  готовность. Ее содержание включает в  себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться.

      1. Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

      Личностная  готовность также состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

      Личностная  готовность к школе включает также  определенное отношение к себе. Продуктивная школьная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим  способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень  развития самосознания и самооценки.

      2. Волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа. К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо “взрослого” задания, не заплакать при ушибе. Это важно для развития гармоничной личности. Волевая готовность также заключается в формировании у детей небоязни трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается такое поведение при наличии между взрослым и ребенком взаимоотношений дружеских, партнерских. Также важным аспектом можно назвать формирование у ребенка произвольности познавательной деятельности. Она начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу ещё не достигает полного развития: ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т.п.  Обучение в начальной школе учитывает эти особенности детей и строится так, что требования к произвольности их познавательной деятельности возрастают постепенно.

      3. Интеллектуальная  готовность. Готовность ребенка в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире: о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т.е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.

      Дети  должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает указания, которые невозможно выполнить без учета пространственных признаков вещей, без знания направлений пространства. Так, учитель может предложить провести линию «наискось от левого верхнего к правому нижнему углу». Представление о времени и чувство времени, умение определить, сколько его прошло.

      Интеллектуальная  готовность к школе связана с  развитием мыслительных процессов - способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должен быть достаточно развит кругозор. В процессе диагностики интеллектуального развития ребенка проверяется память (механическое запоминание и опосредованная память), наглядно-образное мышление, пространственное и словесно-логическое мышление, обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления.

      Особое  место в психологической готовности к школе занимает овладение специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным, - грамотой, счетом, решением арифметических задач. Начальная школа рассчитана на детей, не получивших специальной подготовки, и начинает обучение грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Вместе с тем значительная часть детей, поступающих в первый класс, умеет читать, а счетом в той или иной мере владеют почти все дети. Полезность этих навыков зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, что он строится на базе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или послоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать. Так же обстоит дело со счетом – опыт окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, значения числа, и бесполезным или даже вредным, если счет усвоен механически. 

      О готовности к усвоению школьной программы  свидетельствуют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка. Общего положительного отношения к школе и к учению недостаточно для того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, если ребенка не привлекает само содержание получаемых в школе знаний, не интересует то новое, с чем он знакомится на уроках, если его не привлекает сам процесс познания.

      Ещё одной стороной, определяющей готовность ребенка к школьному обучению, является развитие речи – владение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своих мыслей, объяснить то или другое явление, правило.

      Основное  место в подготовке ребенка к  школе занимает организация игры и продуктивных видов деятельности, именно в этих видах деятельности впервые возникают общественные мотивы поведения, складывается иерархия мотивов, формируются и совершенствуются действия восприятия и мышления, развиваются навыки взаимоотношений. Конечно, это происходит не само собой, а при постоянном руководстве деятельностью детей со стороны взрослых, которые передают подрастающему поколению опыт общественного поведения, сообщают необходимые знания и вырабатывают нужные навыки. Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное место в подготовке к школе занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять себе предметы, “рассмотреть” их в уме. Позднее это окажется важным при изучении физики, геометрии и др. Рисуя, строя, ребенок переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т. д.

            Субъективно готовность к школе нарастает вместе с неизбежностью первого сентября идти в школу. В случае здорового, нормального отношения близких к этому событию ребенок с нетерпением готовится к школе.

Литература:

1. Мухина  В. С. «Возрастная психология», 2007г., Издательский центр «Академия», 640 стр.

2. Эльконин  Д. Б. «Детская психология», 2005г., Издательский центр «Академия», 384 стр.

3. www.psynavigator.ru 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психологическая готовность к школе