Психологическая готовность к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

В данной работе нами поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
2. Подобрать ряд методик и разработать комплексную психолого-педагогическую программу диагностики детей дошкольного возраста к обучению в школе.
3. Изучение базисных характеристик детей для определения уровня готовности к школьному обучению.
4. Разработка программ и проведение психологической коррекционной работы для развития у ребенка навыков, необходимых для успешного усвоения учебного материала.

Содержание

Введение....................................................................................................................3
Глава I. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению...................................................................................................................5
1.1 Понятие психологической готовности к школьному обучению...................................................................................................................5
1.2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу.........................................................................................................................7
1.3 Компоненты психологической готовности к школьному обучению...12
Глава II. Экспериментальная часть..................................................................17
2.1 Констатирующий этап экспериментальной работы...............................17
2.2 Результаты исследования..............................................................................20
2.3 Формирующий этап экспериментальной работы.....................................23
Сравнительный анализ результатов...........................................................30
Заключение.............................................................................................................33
Список использованной литературы................................................................35

Работа содержит 1 файл

псих. готов к школе.docx

— 132.73 Кб (Скачать)

оглавление 

Введение....................................................................................................................3

Глава I. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению...................................................................................................................5

1.1   Понятие    психологической    готовности    к    школьному обучению...................................................................................................................5

1.2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу.........................................................................................................................7

1.3 Компоненты психологической готовности к школьному обучению...12

Глава II. Экспериментальная часть..................................................................17

2.1  Констатирующий этап  экспериментальной  работы...............................17

2.2 Результаты исследования..............................................................................20

2.3 Формирующий этап экспериментальной работы.....................................23

    1. Сравнительный анализ результатов...........................................................30

Заключение.............................................................................................................33

Список  использованной литературы................................................................35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

введение

         Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе.

         Большинство отечественных и  зарубежных ученых считают, что  отбор 
детей в школу необходимо проводить за полгода - год до школы. Это 
позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей 
и при необходимости провести комплекс коррекционных занятий.

         По данным Л.А. Венгера, В.В.  Холмовской, Л.Л. Коломинского, Е.Е. Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

  1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка 
    готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, 
    имеющего  круг прав  и  обязанностей. 
  2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе.
  3. Социально-психологическая  готовность  к  школьному обучению. 
    Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и 
    коммуникативных способностей.

          4. Эмоционально-волевая готовность  считается сформированной, если  ребенок умеет ставить цель, принимать  решения, намечать план действий  и принимать усилие к его  реализации. [4; стр.103]

     С проблемой диагностики психологической  готовности детей к школьному  обучению сталкиваются практические психологи. Применяемые методы диагностики  психологической готовности должны показать развитие ребенка во всех сферах. При этом следует помнить, что при изучении детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту диагностическая схема должна включать в себя диагностику, как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода. Готовность, которая измеряется тестированием, в сущности, сводится к овладению знаниями, умениями, способностями и мотивацией, необходимыми для оптимального освоения школьной программы. Результаты тестирования могут помочь вовремя заметить нарушения в психическом развитии дошкольника и правильно составить коррекционную программу.

     Таким образом, основная цель нашей работы – изучение психологической готовности дошкольника к обучению в школе.

     Объектом  нашего исследования являются дети подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения.

     Предметом исследования является уровень психологической  готовности дошкольников к школьному  обучению.

     В связи с поставленной целью нами была выдвинута гипотеза: выявление  уровня готовности позволит организовать коррекционную работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень готовности, что позволит развить у ребенка  необходимые умения и навыки успешного  усвоения учебного материала.

     В данной работе нами поставлены следующие  задачи:

     1. Изучить и проанализировать педагогическую  и психологическую литературу  по данной теме.

     2. Подобрать ряд методик и разработать  комплексную психолого-педагогическую  программу диагностики детей  дошкольного возраста к обучению  в школе.

     3. Изучение базисных характеристик  детей для определения уровня  готовности к школьному обучению.

     4. Разработка программ и проведение  психологической коррекционной  работы для развития у ребенка  навыков, необходимых для успешного  усвоения учебного материала.

     Методы  исследования: анализ литературы по теме исследования; психодиагностика (наблюдение, тестирование); метод математической обработки данных.

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА   психологической ГОТОВНОСТИ   РЕБЕНКА   К   ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

     1.1   Понятие    психологической     готовности    к    школьному  обучению

     В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений  психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия "готовности", или "школьной зрелости". [17;стр. 81-84]

     А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как "овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и  другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы  поведенческими характеристиками". [31;стр. 45]

     И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени  в развитии, когда ребенок становится способным принимать   участие   в   школьном   обучении".   В   качестве   компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный. [27;стр.25-28]                                               

     Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе  складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей  познавательной деятельности и к  социальной позиции школьника. Аналогичные  взгляды развивал А.И.Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе "представляет собой целостную  систему взаимосвязанных качеств  детской личности, включая особенности  ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д." [3;стр.98]

         На сегодняшний день практически  общепризнано, что готовность к  школьному обучению - многокомплексное  образование, которое требует  комплексных психологических исследований. В структуре психологической  готовности принято выделять  следующие компоненты:

     1. Личностная   готовность.   Включает   формирование   у   ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.

     2. Интеллектуальная готовность ребенка  к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

     3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. [4; стр.67]

         Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделим еще физическую, речевую и эмоционально-волевую   готовность.

     Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

     Под речевой готовностью понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность. [12;стр.76]

     Эмоционально-волевую  готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать  усилия  к  его  реализации,  преодолевать  препятствия,  у  него формируется произвольность психологических процессов.

     Иногда  различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том  числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая  готовность, в отличие от нравственной и физической.

        

       1.2.      Общая      психологическая      характеристика      детей, поступающих в школу

           Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. [14;стр.346]

           В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам - общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К 6-летнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.

           В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. При этом содержательные особенности внешних впечатлений с возрастом изменяются. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания - произвольного внимания - к 6-7 годам уже достаточно велики. [8; стр.45]

     Подобные  возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит  непроизвольный характер. Ребенок лучше  запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие  впечатления. Таким образом, объем  фиксированного материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним  дошкольным возрастом относительная  роль непроизвольного запоминания  у детей 6-7 лет несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания  возрастает. "В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии  воспроизвести полученные впечатления  через достаточно длительный срок". [23;стр.267]

Информация о работе Психологическая готовность к школе