Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:48, дипломная работа

Описание работы

Целью нашей работы будет: исследование психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе.
2. Выбрать программу и осуществить подбор методов исследования.
3. Провести диагностику психологической готовности детей к обучению в школе.
4. Проанализировать полученные результаты и провести сравнительный анализ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие представления о психологической готовности ребенка к школе. ……….7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6-7 лет…………7
1.2. Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости…… 20
1.3. Анализ существующих методов диагностики готовности к школе….31
Вывод по 1-ой главе …………………………………………………………. 38
Глава 2. Эмпирические исследования психологической готовности к школе детей шести и семи лет ……. 39
2.1. Диагностическая программа диагностики психологической готовности к школе …………. 39
2.2. Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей шести и семи лет
Вывод по 2-ой главе …………………………………………………………59
Заключение ……………………………………………………………..………..60
Список литературы ……………………………………………………………. 63
Приложение

Работа содержит 1 файл

Диплом .doc

— 1.68 Мб (Скачать)

10. Ты любишь смотреть телевизор?

 

Приложение 5

 

Слова к методике "Звуковые Прятки

Ф.И., возраст ______________________________________________________

 

"О"

"А"

кошка

палец

стул

краски

цепочка

индюк

пирог

ведро

песня

тетрадь

"Ш"

"С"

шарик

станция

почта

зубы

каштан

цапля

сук

песок

карандаш

голос

 

 

 

Приложение 6.

Сапожки

 

             

 

 

Приложение 7

К методике «Последовательность событий»

 

 

 

Приложение 8

«КЛЮЧИ»  к диагностической программе Н.И. Гуткиной

             

Исследование  мотивационной  сферы

1.       методика  «СКАЗКА»

Определение мотивов, какие из них являются доминирующими:

- познавательный

- игровой

Процедура проведения:

На столе набор игрушек, которые не должны стимулировать ребенка н6а игровую деятельность:

- мягкая игрушка (не привлекательная),- машинка, - кубик, - мебель (стул), - посуда (тарелочка)

«Посмотри на игрушки, которые стоят на столе и запомни. Теперь садись я прочитаю тебе сказку»  в середине рассказа: «Чтобы ты сейчас хотел: чтобы я дочитала сказку или пойти поиграть»

Если ребенок выбирает игру, то  делаем вывод – не очень высокий уровень развития.  Выбор  ребенка записываем в протокол.

 

Вывод по  методике:

Познавательный мотив  -  выбор сказки  «+»

С  точки зрения психологической готовности к школе познавательный мотив сформирован.

Игровой  мотив  -  выбор игры   «—»

С  точки зрения психологической готовности к школе познавательный мотив не  сформирован.

 

2.       методика  «ВНУТРЕННЯЯ  ПОЗИЦИЯ  ШКОЛЬНИКА»

Опросник, который включает в себя ключевые  вопросы:

№1. если  «—»     (если «+» то не ключевой), № 2,  №7,   №10,   №11,   №12

и не ключевые вопросы, для отвлечения:   №3,   №4,   №5,   №6,  №8,  №9

 

Обработка  методики начинается с №11 и №12, так как они являются ключевыми. Оценивается на сколько ребенок осознанно настроен на учебную деятельность. Если  на один из этих вопросов ответ будет исходить из игровой позиции или разнонаправленными (игровая позиция и позиция ученика), то это  говорит  либо  о не сформированности  либо о стадии формирования  внутренней позиции школьника.

Вывод  по методике: 

уровни:

варианты:

сформированность внутренней позиции школьника

по всем ключевым вопросам «+»,

в  стадии  формирования:

 

№11

№12

остальные  ключевые вопросы

«+»

«+»

                     1 -н  со знаком  «—»

«+»

«—»

«+»

«—»

«+»

«+»

не сформированность  внутренней позиции школьника:

«—»

«—»

«—»

«—»

«—»

«+»

«+»

«—»

«—»

«—»

«+»

«—»

 

ВЫВОД   по  мотивационной сфере:

 

«Сказка»

«Внутренняя позиция »

знак

высокий

доминирует познавательный мотив

сформирована

«+»

                        «+»

«+»

С  точки зрения психологической готовности к школе мотивационная сфера сформирована

средний

доминирует познавательный мотив

социальные мотивы развиты плохо

«±»

                        «+»

«—»

С  точки зрения психологической готовности к школе мотивационная сфера не достаточно развита или находится в стадии развития.

низкий

«—»

«—»

«—»

С  точки зрения психологической готовности к школе мотивационная сфера   не сформирована

 

Исследование  произвольной  сферы

 

 

3.       методика  «ДОМИК»  (с 5,5 лет)

задание: срисовывание картинки

- мы не говорим, что это «домик» (картинка  или рисунок)

- методика  не имеет нормативов, т.к. носит клинический характер

- может повторяться в разное время, при сравнении рисунков смотрим есть ли продвижения в сенсорном плане

- предлагаем исправить ошибки только 3-и раза

- при анализе рисунка, обращаем внимание не только на ошибки, но и на характер деятельности, как, например, ребенок смотрит на образец, можно предположить его манеру списывания текстов в школе

 

- ошибки могут быть как грубыми, к ним относятся:

   ►отсутствие детали какой – либо фигуры (линия – основание дома, стена дома, окно, крыша, штриховка, дым, часть забора) – это функциональная вещь, т.е. сегодня  нет, а завтра есть. Это может быть стрессовой ситуацией на момент диагностики и для нас важно, что в стрессовой ситуации в школе могут быть ошибки. Поэтому такого ребенка мы смотрим еще и имеем это в виду в коррекционной работе.

   ►неправильное изображение деталей (колечки дыма не буква «е», забор – неправильное соединение, крыша в виде                                             и т.д., штриховка в виде другой линии, под  тупым или прямым углом, трубы – либо другая фигура, либо  треугольник   другой формы, если в   окошках появляется крест, если появляется дверь и дополнительное окно  – неправильное изображение короба дома)

 

   ►расположение детали в пространстве (расположение забора не на общей с основанием линии, существенное смещение трубы, окна, крыша соответствует основанию домика, направление дыма – зеркальное, смещение точки присоединения дыма)

   ►диспропорция элементов (увеличение или уменьшение размера деталей рисунка в 2-а раза и более, высота крыши – норма 1:4, забора – норма 1:3, крыши и трубы – норма 1:1) – встречается не в одиночном варианте

   ►увеличение всего рисунка в 2-ое и более (уменьшение не важно)

 

ошибки  не  грубые:

   ►отклонение прямых и горизонтальных линий (перекос линий домика, горизонтальной линии, отклонение линии дыма)

   ►изображение в виде изломанных линий

   ►разрывы в тех местах где они должны быть

   ►залезание лини одна на другую

 

Анализ по рисунку дает нам информацию к размышлению

-          линии жирные =  тревожность

-          рисунок не по середине, очень маленький = занижена самооценка

-          антураж вокруг домика = ригидный ребенок, привычная схема рисования домика по стандарту, как он привык + не понимание инструкции «Точно как на рисунке»

 

вывод: не берет задачу.

 

                      УРОВНИ:

Высокий

выполняет все без ошибок (но этого как правило не бывает)    

«+»

Средний

только не грубые ошибки    

«±»

Низкий

с 1-ой грубой ошибки

«—»

 

 

4.       методика  «ДА  и  НЕТ»

 

Перед методикой ребенок должен точно повторить правило (обращаем внимание на память).

В протоколе отмечаем с какого раза точно повторил правило без ошибок. Записываем ответы сразу, даже если с самого начала начел правило нарушать. Это говорит о том, что у ребенка недостаточно сформировано регуляция поведения (такие дети делают ошибки при списывании  слов. Он не может контролировать свои действия.

После игры: «Ты выиграл или проиграл?» Даем ребенку отыграться. Если со второй попытки ребенок не делает ошибки, то ребенок начал регулировать свое поведение.

Не считается ошибкой если дети говорят «угу», «ага» «неа» или мотает головой, но тогда можно сказать о низком уровне развития вербальности

 

Вывод  по  методике:

По 1-ой пробе:  без ошибок - высокий уровень саморегуляции

                            1-а ошибка – средний уровень саморегуляции

                            2-е ошибки – низкий уровень саморегуляции

 

 

 

ВЫВОД   по  произвольной сфере:

 

 

уровни

по методикам

знак

«Домик»

«ДА  и  НЕТ»

высокий

«+»

«+»

«+»

С  точки зрения психологической готовности к школе произвольная сфера развита на высоком  уровне

средний

«±»

«+»

«±»

«—»

«+»

«±»

«±»

С  точки зрения психологической готовности к школе произвольная сфера не достаточно развита или  развита на среднем уровне (не достаточно хорошо)

низкий

«±»

«—»

«—»

«—»

«—»

С  точки зрения психологической готовности к школе произвольная сфера развита на низком  уровне или развита плохо

Информация о работе Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет