Психологическая готовности ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является: изучить психологические основы ребенка к школьному обучению и разработать рекомендации.
Объект исследования: психологическая готовность младшего школьника к обучению в школе.
Предмет исследования: диагностика нарушения психологической помощи детям не подготовленных к школьному обучению.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 35.55 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

   Одной из актуальных проблем психологической науки является проблема готовности детей к обучению в школе.

   Ведь  начало школьного обучения это закономерный этап на жизненном пути ребенка и  каждый дошкольник достигая определенного  возраста, идет в школу.

   С поступлением ребенка в школу наступает  совершенно новый этап его жизни. И к этому этапу он должен быть достаточно подготовлен.

   Легко ли проследить, что психологическая  готовность к школе, какую бы мы сторону ни взяли - это итог всего предшествующего психического развития ребенка, результат всей системы воспитания и обучения в семье и детском саду.

   И поэтому  тема нашей курсовой работы «Психологическая готовность младшего школьника к обучению в школе и её диагностика».

   Проблема  психологической готовности к школе  для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в  работах, изучающих школьную зрелость детей.

   Под психологической  готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный  уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы  при определенных условиях обучения. 
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

   Мы  живем в XXI веке и сейчас очень  высокие требования жизни к организации  воспитания и обучения, заставляют искать новые, более эффективные  психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в  соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.

   С решением этой проблемы связано определение  целей и принципов организации  обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. 
     Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.

   В разное время  психологи занимались проблемой  готовности к школе, разработано  множество методик, программ: Гудкина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.

   Целью нашего исследования является: изучить психологические основы ребенка к школьному обучению и разработать рекомендации.

     Объект исследования: психологическая готовность младшего школьника к обучению в школе.

   Предмет исследования: диагностика нарушения психологической помощи детям не подготовленных к школьному обучению.

   Исходя  из цели, объекта, предмета, нами были поставлены следующие задачи:

   1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследомания. Определить содержание «школьная зрелость»;

   2. Проанализировать диагностические приемы и программы психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе;

   3. Разработать  программу занятий, направленную  на оказание психологической  помощи детям, не подготовленным  к школьному обучению.

Методы исследования:  монографический (теоретический анализ специальной литературы по изученной проблеме), наблюдение, беседа.

   Структура курсовой работы определена поставленным целям и задачам, включает в себя введение, две главы, четыре параграфа, заключение, библиаграфический список и приложения.

   Во  введении обусловлена актуальность темы, определены объект, предмет, цель, задачи и методы

   В первой главе «Психологическая готовности ребёнка к обучению в школе» рассматриваем  понятия готовности ребенка к  школьному обучению, аспекты зрелости и причины не подготовленности детей.

   Во  второй главе «Методические аспекты  психологической готовности ребенка  к школе» подобраны методики дидактической  диагностики готовности ребенка  к школьному обучению, психологическая  помощь детям с недостающей готовностью  к школьному обучению.

   В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, показаны практическая и теоретическая значимость работы.

   В приложении представлен тест Керна - Иерасека.

   Список  литературы состоит из … источников. 
 
 
 

I. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе.

1.1. Понятие готовности  к школьному обучению. Основные аспекты  школьной зрелости.

   Подготовка  детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни  ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи. Но внутри этого аспекта  выделяются различные подходы:

   1. Исследования, направленные на формирование  у детей дошкольного возраста  определенных изменений и навыков,  необходимых для обучения в  школе.

   2. Исследования  новообразований и изменений  в психике ребенка.

   3. Исследования  генезиса отдельных компонентов  учебной деятельности и выявление  путей их формирования.

   4. Изучение  изменений ребенка сознательно  подчинять свои действия заданному,  при последовательном выполнении  словесных указаний взрослого.  Это умение связывается со  способностью овладения общим  способом выполнения словесных  указаний взрослого. 
    Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности.

  Л. И Божович [29] еще в 60-е годы указывала, что  готовность к обучению в школе  складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец [14], отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.

  На сегодняшний  день практически общепризнанно, что  готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных  психологических исследований.

  Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный  и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность  логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и  сенсомоторную координацию.  
Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

  Эмоциональная зрелость в основном понимается как  уменьшение импульсивных реакций и  возможность длительное время выполнять  не очень привлекательное задание.

  К социальной зрелости относится потребность  ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение  законам детских групп, а также  способность исполнять роль ученика  в ситуации школьного обучения.

  На основании  выделенных параметров создаются тесты  определения школьной зрелости. [30] 

  2.2. Психологическая  помощь детям с  недостаточной готовностью  к школьному обучению.

  Проблема  психологической готовности к школьному  обучению чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей  готовности, путей ее формирования зависит, с одной стороны, определение  целей и содержания обучения и  воспитания в дошкольных учреждениях, с другой – успешность последующего развития и обучения детей в школе. Многие педагоги (ГуткинаН.Н., Битянова М.Р., Кравцова Е.Е., Безруких М.И.) и психологи  связывают с готовностью к  школьному обучению успешную адаптацию  ребенка в 1 классе.

  Адаптация в 1 классе – особый и сложный  период адаптации в жизни ребенка: он усваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебный, изменяется социальное окружение – появляются одноклассники, учителя и школа, как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется образ его жизни. Ребенок, психологически не готовый к обучению в том или ином аспекте школьной зрелости, испытывает трудности в адаптации к школе и может быть дезадаптирован.

   Под  школьной дезадаптацией понимается  «некоторая совокупность признаков,  свидетельствующих признаков о  несоответствии социально- психологического  и психофизического статуса ребенка  требованиям ситуации школьного  обучения овладение которой по  ряду причин становится затруднительным  или, в крайних случаях, невозможным». Нарушения психического развития  приводит к тем или иным  нарушениям школьной адаптации.  Интеллектуальные нарушения приводят  к трудностям в овладении учебной  деятельности, личностные – к  трудностям в общении и взаимодействии  с окружающими, особенности нейродинамики  (гипердинамический синдром, психомоторная  заторможенность или нестабильность  психических процессов) влияют  на поведение, что может нарушать  и учебную деятельность, и взаимоотношение  с окружающими. В связи с этим представляется, что в понятии «готовность к школе» возможно выделить две подструктуры: готовность к учебной деятельности (как профилактика к учебной дезадаптации) и социально - психологическая готовность к школе (как линия профилактики социально- психологической дезадаптации к школе).

  В какой  степени актуальна проблема социально-психологической  готовности к школе и констатируется ли она в начальной школе? Исследования М.В. Максимовой, М.Е. Зеленовой, Р.В. Овчаровой [2] свидетельствуют о том, что  феномен социально-психологической  дезадаптации существует у учащихся начальной школы и может проявляться  примерно в 37% случаев.

  Степень дезадаптации различна: от проблемности до конфликтности и социокультурной  запущенности. Проявления дезадаптации различны – они могут быть выделены по объективным и внешне выраженным показателям: социометрическим статусам, не желанию или не уверенного или  агрессивного поведения, а также  по субъективным переживаниям: неудовлетворенности, тревожности и враждебности.

  В школах для определенной готовности ребенка  к обучению и профилактики возможных  школьных трудностей, связанных с  неготовностью в том или ином школьном аспекте, проводится ранняя диагностика  школьной зрелости.

  Определяя психологическую готовность к школьному  обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие  цели, которым нужно следовать  при диагностике готовности к  школе:

  1. Понимание  особенностей психологического  развития детей с целью определения  индивидуального подхода к ним  в учебно-воспитательном процессе.

  2. Выявление  детей не готовых к школьному  обучению, с целью проведения  с ними мероприятий, направленных  на профилактику школьной неуспеваемости.

  3. Распределение  будущих первоклассников по классам  в соответствии с их «зоной  ближайшего развития», что позволяет  каждому ребенку развиваться  в оптимальном для него режиме.

  4. Отсрочка  на 1 год начала обучения детей,  не готовых к школьному обучению, что возможно только детям  шестилетнего возраста.

  По итогам диагностического обследования возможно создание спецгруппы и класса развития, в которых ребенок сможет подготовиться  к началу систематического обучения в школе. Так же создаются группы коррекции и развития по основным параметрам.

  Такие занятия  могут проводиться и в период адаптации в школе. 
Например, курс Г.А. Цукермана «Введение в школьную жизнь» проводится именно в период начала школьного обучения.

  Этот курс создан для того, чтобы на пороге школы, между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить  содержательный образ 
«настоящего школьника». Это своеобразная десятидневная инициация в новый возраст, в новую систему отношений с взрослыми, сверстниками, самим собой.

Информация о работе Психологическая готовности ребенка к школе