Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:39, курсовая работа
Целью нашего исследования является: изучить психологические основы ребенка к школьному обучению и разработать рекомендации.
Объект исследования: психологическая готовность младшего школьника к обучению в школе.
Предмет исследования: диагностика нарушения психологической помощи детям не подготовленных к школьному обучению.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из актуальных проблем психологической науки является проблема готовности детей к обучению в школе.
Ведь начало школьного обучения это закономерный этап на жизненном пути ребенка и каждый дошкольник достигая определенного возраста, идет в школу.
С поступлением ребенка в школу наступает совершенно новый этап его жизни. И к этому этапу он должен быть достаточно подготовлен.
Легко ли проследить, что психологическая готовность к школе, какую бы мы сторону ни взяли - это итог всего предшествующего психического развития ребенка, результат всей системы воспитания и обучения в семье и детском саду.
И поэтому тема нашей курсовой работы «Психологическая готовность младшего школьника к обучению в школе и её диагностика».
Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей.
Под психологической
готовностью к школьному
Психологическая готовность ребенка к
школьному обучению – это один из важнейших
итогов психологического развития в период
дошкольного детства.
Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения, заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.
С решением
этой проблемы связано определение
целей и принципов организации
обучения и воспитания в дошкольных
учреждениях. В то же время от ее
решения зависит успешность последующего
обучения детей в школе.
Основной целью определения
психологической готовности к школьному
обучению является профилактика школьной
дезадаптации.
В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработано множество методик, программ: Гудкина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.
Целью нашего исследования является: изучить психологические основы ребенка к школьному обучению и разработать рекомендации.
Объект исследования: психологическая готовность младшего школьника к обучению в школе.
Предмет исследования: диагностика нарушения психологической помощи детям не подготовленных к школьному обучению.
Исходя из цели, объекта, предмета, нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследомания. Определить содержание «школьная зрелость»;
2. Проанализировать диагностические приемы и программы психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе;
3. Разработать
программу занятий,
Методы исследования: монографический (теоретический анализ специальной литературы по изученной проблеме), наблюдение, беседа.
Структура курсовой работы определена поставленным целям и задачам, включает в себя введение, две главы, четыре параграфа, заключение, библиаграфический список и приложения.
Во введении обусловлена актуальность темы, определены объект, предмет, цель, задачи и методы
В первой главе «Психологическая готовности ребёнка к обучению в школе» рассматриваем понятия готовности ребенка к школьному обучению, аспекты зрелости и причины не подготовленности детей.
Во
второй главе «Методические аспекты
психологической готовности ребенка
к школе» подобраны методики дидактической
диагностики готовности ребенка
к школьному обучению, психологическая
помощь детям с недостающей
В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, показаны практическая и теоретическая значимость работы.
В приложении представлен тест Керна - Иерасека.
Список
литературы состоит из … источников.
I. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе.
1.1. Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
1. Исследования,
направленные на формирование
у детей дошкольного возраста
определенных изменений и
2. Исследования новообразований и изменений в психике ребенка.
3. Исследования
генезиса отдельных
4. Изучение
изменений ребенка сознательно
подчинять свои действия
Готовность к школе в современных
условиях рассматривается, прежде всего,
как готовность к школьному обучению или
учебной деятельности. Этот подход обоснован
взглядом на проблему со стороны периодизации
психического развития ребенка и смены
ведущих видов деятельности.
Л. И Божович
[29] еще в 60-е годы указывала, что
готовность к обучению в школе
складывается из определенного уровня
развития мысленной деятельности, познавательных
интересов, готовности к произвольной
регуляции, своей познавательной деятельности
к социальной позиции школьника.
Аналогичные взгляды развивал А.В.
Запорожец [14], отмечая, что готовность
к обучению в школе представляет
собой целостную систему
На сегодняшний
день практически общепризнанно, что
готовность к школьному обучению
– многокомпонентное
Традиционно
выделяются три аспекта школьной
зрелости: интеллектуальный, эмоциональный
и социальный. Под интеллектуальной
зрелостью понимается дифференцированное
восприятие (перцептивная зрелость), включающее
выделение фигуры из фона; концентрацию
внимания; аналитическое мышление,
выражающееся в способности постижения
основных связей между явлениями; возможность
логического запоминания; умение воспроизводить
образец, а также развитие тонких
движений руки и сенсомоторную координацию.
Можно сказать, что понимаемая таким образом
интеллектуальная зрелость в существенной
мере отражает функциональное созревание
структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
На основании
выделенных параметров создаются тесты
определения школьной зрелости. [30]
2.2. Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению.
Проблема психологической готовности к школьному обучению чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит, с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой – успешность последующего развития и обучения детей в школе. Многие педагоги (ГуткинаН.Н., Битянова М.Р., Кравцова Е.Е., Безруких М.И.) и психологи связывают с готовностью к школьному обучению успешную адаптацию ребенка в 1 классе.
Адаптация в 1 классе – особый и сложный период адаптации в жизни ребенка: он усваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебный, изменяется социальное окружение – появляются одноклассники, учителя и школа, как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется образ его жизни. Ребенок, психологически не готовый к обучению в том или ином аспекте школьной зрелости, испытывает трудности в адаптации к школе и может быть дезадаптирован.
Под
школьной дезадаптацией
В какой
степени актуальна проблема социально-психологической
готовности к школе и констатируется
ли она в начальной школе? Исследования
М.В. Максимовой, М.Е. Зеленовой, Р.В. Овчаровой
[2] свидетельствуют о том, что
феномен социально-
Степень
дезадаптации различна: от проблемности
до конфликтности и
В школах для определенной готовности ребенка к обучению и профилактики возможных школьных трудностей, связанных с неготовностью в том или ином школьном аспекте, проводится ранняя диагностика школьной зрелости.
Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:
1. Понимание
особенностей психологического
развития детей с целью
2. Выявление
детей не готовых к школьному
обучению, с целью проведения
с ними мероприятий,
3. Распределение
будущих первоклассников по
4. Отсрочка
на 1 год начала обучения детей,
не готовых к школьному
По итогам диагностического обследования возможно создание спецгруппы и класса развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе. Так же создаются группы коррекции и развития по основным параметрам.
Такие занятия
могут проводиться и в период
адаптации в школе.
Например, курс Г.А. Цукермана «Введение
в школьную жизнь» проводится именно в
период начала школьного обучения.
Этот курс
создан для того, чтобы на пороге
школы, между дошкольным и школьным
детством, помочь ребенку построить
содержательный образ
«настоящего школьника». Это своеобразная
десятидневная инициация в новый возраст,
в новую систему отношений с взрослыми,
сверстниками, самим собой.
Информация о работе Психологическая готовности ребенка к школе