Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:48, дипломная работа
Целью нашей работы будет: исследование психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе.
2. Выбрать программу и осуществить подбор методов исследования.
3. Провести диагностику психологической готовности детей к обучению в школе.
4. Проанализировать полученные результаты и провести сравнительный анализ.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие представления о психологической готовности ребенка к школе. ……….7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6-7 лет…………7
1.2. Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости…… 20
1.3. Анализ существующих методов диагностики готовности к школе….31
Вывод по 1-ой главе …………………………………………………………. 38
Глава 2. Эмпирические исследования психологической готовности к школе детей шести и семи лет ……. 39
2.1. Диагностическая программа диагностики психологической готовности к школе …………. 39
2.2. Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей шести и семи лет
Вывод по 2-ой главе …………………………………………………………59
Заключение ……………………………………………………………..………..60
Список литературы ……………………………………………………………. 63
Приложение
5. методика «САПОЖКИ» (с 5,5 до 8-10 лет)
экспресс методика на определение
1) обучаемости - проследить правило, с которым ребенок никогда не встречался.
2) империческое обобщение – умение классифицировать по одному признаку, по существенному признаку, в данном случае это сапожки.
3) теоретическое обобщение, т.е. нет никакого конкретного содержательного признака, но есть принцип, по которому идет классификация (например классификация по величине: картинки все разные, но главное чтобы они были все большие)
Так 6-ая строчка – уровень обучаемости
7-ая строчка – империческое обобщение
геометрические фигуры – теоретическое обобщение
1-2 строчки – этап введения в правило
3-4-5 строчки - этап закрепления правила, уровень обучаемости
6-7 строчки и геометрические фигуры - загадки
В протоколе фиксируем с какого раза ребенок повторил правило точно.
Строчки 3-4-5 – уровень обучаемости и обозначаются в протоколе: 1 2 3
Если ребенок дает неправильный ответ, мы говори: «Давай еще раз вспомним правило» и опять повторяем с первой строчки. Затем опять показываем 3-ю. Так до тех пор пока ребенок не даст правильный ответ. Все эти попытки мы заносим в протокол.
Тоже самое проделываем с 4 и 5 –й строчкам (до тех пор, пока не даст правильные ответы)
Это этап показывает скорость обучаемости.
Когда ребенок справился, переходим к «ЗАГАДКАМ».
«ежик» - І
«снеговики» - І І
В протоколе записываем «загадки» и ответы детей с объяснениями (как бы он не ответил). Если ребенок понял обобщение, то его не должна смутить новая фигура «ежик» и сапожки другого цвета, т.к. в правиле ничего не говориться о цвете. Дети, которые ставят «Ежику» - «0» и объясняют либо синие сапожки либо это ежик = это дети у которых проблемы с обобщением. В школе такие дети решают задачи с яблоками и не могут решить такую же задачу с грушами.
Если ребенок совершает ошибки на этапе «загадки» к правилу мы больше не обращаемся
Перед загадкой «Снеговик» спрашиваем: «Кто здесь нарисован?» Повторяем правило и ставим указку под ножки снеговику. Эта загадка на империческое обобщение.
Ответ фиксируем в протоколе.
Возможен вариант, когда ребенок объясняет: кто в шапках – 1, кто без – 0. И последнему снеговику ставят – 0, в этом случае нужна беседа (является ли сковородка головным убором). После беседы ребенок исправляется и правильно объясняет.
Но может попасть такой ребенок, который не будет «сдаваться». Для него это становится игрой доказать, что сковородка – это не шапка. Их можно проверить на 4-ый лишний:
ШКАФ, СТУЛ, СТОЛ, ЧАЙНИК. Такой ребенок скажет лишнее – ШКАФ.
На вопрос «Почему?» Ответит: «Чайник можно поставить на стол, придвинуть стул и сесть пить чай. А шкаф нам не нужен». Здесь преобладает функциональное обобщение.
Если ребенок ставит – 0 0 0 0 – «нет ног – нет сапог» - этот вариант не рассматривается как удовлетворительный – отсутствие имперического обобщения, т. е ребенок должен отгадать загадку, найти способ решения.
После этого переходим к загадке «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ фигуры» І І І
В бланке «Кругозор» отмечаем, знает ли фигуры, и какая птица нарисована.
Эта загадка на теоретическое обобщение. Если ребенок говорит правильно = ухватил принцип.
С І V –ой загадкой тоже самое.
В ответах на загадки:
-могут быть нелогичные ошибки, когда ребенок ставит наугад.
- может применить правило с точностью наоборот
- может взять за принцип углы фигур (в качестве принципа берет углы: углы – 1, без углов – 0)
Но помним, что в этих загадках нет другого принципа обобщения.
Если І І І – я загадка выполнена неправильно, то переходим к І V –ой, и ее он сделал правильно, то возможно, он понял, как это делать и тогда мы опять можем вернуться к І І І – ей загадке.
В протоколе после І V –ой, записываем І І І – ю загадку и возвращаемся к «СНЕГОВИКАМ» если она сделана неправильно: «Ты уже разгадал эту загадку. Давай посмотрим, можно ли ее разгадать иначе?» После ответа ребенка спросить – «Почему?»
Все что касается ЗАГАДОК, мы берем для итогового оценивания лучший результат.
Вывод по методике:
оценка закрепляющего этапа (обучение)
Высокий | нет ошибок ни в закрепляющем этапе ни в загадках | «+» |
Средний | есть ошибки на закрепляющем этапе, но он с ним справляется | «±» |
Низкий | с 1-ой грубой ошибки | «—» |
оценка загадок - уровень обобщения
Высокий | нет ошибок | «+» |
Средний | есть ошибки на теоретическом обобщении (т.е. геометрические загадки не сделал ) | «±» |
Низкий | есть ошибки со снеговиками | «—» |
ИТОГОВАЯ оценка по всей методике
этап обучения | этап обобщения | итог | ||
Высокий | «+» | «+» | «+» | |
С точки зрения психологической готовности к школе обучение и уровень обобщения развиты на высоком уровне | ||||
Средний | «+» | «±» | «±» | |
«±» | «+» | |||
«±» | «±» | |||
С точки зрения психологической готовности к школе обучение и уровень обобщения развиты хорошо | ||||
Низкий | «+» | «—» | «—» | |
«±» | «—» | |||
«—» | «—» | |||
С точки зрения психологической готовности к школе обучение и уровень обобщения не развиты |
Примечание: если один из этапов «—» , то ИТОГ точно «—»
возможны варианты, когда необходимо перепроверить результаты:
обучение «—» обобщение «+» или обучение «—» обобщение «±»
6. .методика «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ»
(автор Бернштейн) - определение уровня речевого развития
Выкладываем №2, №3, №1
В протоколе записываем: І часть – расклад
І І часть – рассказ.
Спрашиваем про все детали на каждой картинке.Опознание деталей заносим в протокол (дом, крыша, труба, люди, лодка, суша, кусты, деревья, вода – показываем круговыми движениями).
Оценка: - поняли событие и хорошо рассказали
- поняли событие, но скупой рассказ
- не поняли событие и скупой рассказ
Если ребенок выложил последовательность 3-1-2, но логично рассказал рассказ, то задаем наводящие вопросы: «На всех 3-х картинках один и тот же дом нарисован?»
«Покажи, где один и тот же дом?»
Сюжет данной картинки – наводнение из-за таяния снега, все остальные варианты говорят о том, что ребенок с заданием не справился.
Об интеллектуальной недостаточности говорит и то, когда ребенок рассказывает о каждой картинке в отдельности, т. е. он не может обобщить и не может оторваться от наглядности.
Еще хуже, когда ребенок начинает перечислять предметы на картинках.
Вывод по методике:
|
| І часть | І І часть | итог | |
Хорошо | «+» | «+» | «+» | ||
6 лет | с наводящими вопросами | ||||
7 лет | без наводящих вопросов | ||||
С точки зрения психологической готовности к школе речевая сфера развита на высоком уровне | |||||
Средний | «—» | «+» | «±» | ||
6- 7 лет | с наводящими вопросами | ||||
С точки зрения психологической готовности к школе речевая сфера развита хорошо | |||||
Низкий | «—» | «—» | «—» | ||
6- 7 лет | с помощью | ||||
С точки зрения психологической готовности к школе речевая сфера не развита |
7. методика «ЗВУКОВЫЕ ПРЯТКИ»
Проверяем фонематический слух ребенка.
Знак «+» означает правильный ответ (например, «СТУЛ», ребенок говорит «НЕТ» - это правильный ответ знак «+»).
Если «—» от 1-2 –х слов можно с ребенком переиграть. Если ребенок исправился то ставим в протоколе знак «-/+», если повторил ошибку - «-/-».
Если слов со знаком «—» 5-ь, то игра не переигрывается (рекомендации логопеду).
Вывод по методике:
Высокий | без ошибок | «+» |
С точки зрения психологической готовности к школе фонематический слух развит на высоком уровне | ||
Средний | есть 1-а ошибка | «±» |
С точки зрения психологической готовности к школе фонематический слух развит хорошо | ||
Низкий | больше 1-ой ошибки | «—» |
С точки зрения психологической готовности к школе фонематический слух не развит |
Информация о работе Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет