Психологическая готовность ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:54, реферат

Описание работы

Проблема подготовки детей к школьному обучению сегодня приобрела особую остроту и актуальность. Прежде всего, это связано со значительным ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функциональных возможностей и усложнением требований, предъявляемых школой. Проблему подготовки детей к обучению в школе разрабатывали педагоги и мыслители во все времена с тех пор, как появились общественные учебные заведения (Я.А. Коменский, К.Д.Ушинский, В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.С. Симонович и др.).

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие о психологической готовности к обучению……………………3
2. Общая характеристика компонентов психологической готовности……6
3. Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе……………………………………………………………………….10
4. Волевая готовность ребенка к школе…………………………………….11
5. Интеллектуальная готовность к школьному обучению………………...13
Вывод…………………………………………………………………………..14
Использованная литература………………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

Психология).doc

— 77.00 Кб (Скачать)


2

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

ЗАПОРОЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

На тему:

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса, гр.1239

фак-та физического воспитания

Денисенко Л.В.

 

 

 

 

Запорожье, 2012

План.

Введение………………………………………………………………………..3

1.      Понятие о психологической готовности к обучению……………………3

2.      Общая характеристика компонентов психологической готовности……6

3.      Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе……………………………………………………………………….10

4.      Волевая готовность ребенка к школе…………………………………….11

5.      Интеллектуальная готовность к школьному обучению………………...13

Вывод…………………………………………………………………………..14

Использованная литература………………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблема подготовки детей к школьному обучению сегодня приобрела особую остроту и актуальность. Прежде всего, это связано со значительным ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функциональных возможностей и усложнением требований, предъявляемых школой. Проблему подготовки детей к обучению в школе разрабатывали педагоги и мыслители во все времена с тех пор, как появились общественные учебные заведения (Я.А. Коменский, К.Д.Ушинский, В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.С. Симонович и др.).

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.

С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.

1.Понятие о психологической готовности к обучению.

Под «психологической готовностью к обучению» понимается состояние, при котором ребёнок полностью личностно готов перейти в новую сферу общения и жизнедеятельности, способен постепенно переходить к освоению новой для него учебной деятельности. Психологическая готовность к школе является итогом всего предшествующего развития ребенка, результатом всей системы воспитания и обучения в семье и детском саду. Поэтому, детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию по подготовке детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка и включает в себя такие компоненты, как интеллектуальная, личностная, социально-психологическая, эмоционально - волевая готовность.

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности [16]. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.

Развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности — очень важная сторона подготовки детей к обучению в школе. Умственная готовность к школе во многом определяет, но не исчерпывает все своеобразие приспособления ребенка к новым требованиям, к новой деятельности.

Она является важным компонентом в целостной системе психологической готовности ребенка к обучению в школе, поэтому и рассматривать ее целесообразно в системе. Дошкольное детство — длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий, все же является периодом, когда все дети одинаково хороши и равны. В это время и семья, и общество создают для ребенка все необходимые и возможные условия, не требуя от него никакого отчета.

Первый класс — это как бы порог в большое здание школьной науки. И от того, как ребенок ступит на этот порог, найдет ли вовремя поддержку, чтобы не споткнуться, зависят его дальнейшие успехи, равно как и неудачи.

Педагогический опыт и психолого-педагогические исследования показывают, что при всем многообразии возможностей индивидуального приспособления к требованиям школы на протяжении первого класса можно выделить типичные качества ребенка, которые в наибольшей мере обусловливают этап адаптации в новых условиях, обеспечивают в одних случаях более легкое, а в других — более напряженное или менее успешное включение в учебную деятельность, К концу дошкольного детства у ребенка формируются качества, которые являются предпосылкой его перехода в новую фазу — фазу школьного детства. Уровнем сформированности этих качеств и определяется степень подготовленности ребенка к новому жизненному этапу, к обучению в школе.

Подготовка к школе должна заключаться не только и не столько в обучении ребенка каким-либо специальным знаниям и умениям, сколько в общем развитии его умственных способностей и познавательных интересов, в формировании умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления и на основе этого делать определенные выводы и умозаключения.

Наличие умственных способностей и умений, является лишь одним из компонентов в психофизиологической готовности ребенка к школе. Существенное значение для эффективности школьного обучения имеет также тот уровень общего физического и духовного развития, и в первую очередь развития нравственно-волевых качеств, которого достигают дети, поступающие в первый класс.

Содержание подготовки к школьному обучению определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. К завершению дошкольного периода у детей необходимо сформировать психологическую готовность к обучению в школе.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

    Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

    К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

    На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости.

2.Общая характеристика компонентов психологической готовности.

Психологическая готовность рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального, включения в школьную жизнь и для формирования учебной деятельности на этапе школьного детства. Эти психологические качества определенным образом сгруппированы, а их группы рассматриваются как компоненты психологической готовности к школе.

Основными компонентами психологической готовности к школе являются:

      умственная готовность к школе;

      мотивационная готовность к школе;

      эмоционально-волевая готовность к школе;

      готовность к общению с одноклассниками и с учителем.

1. Личностная готовность.

Это готовность ребенка принимать новую социальную роль, роль школьника, имеющего иной круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, одноклассникам, самому себе.

2.Волевая (мотивационная) готовность.

Успешному школьнику, важно уметь произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Ребенок должен быть мотивирован на обучение. Волевая готовность также предполагает определённый уровень развития  эмоциональной сферы ребёнка. К началу школьного обучения, у ребёнка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость. Волевую готовность считают сформированной, если  ребёнок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий. Волевая готовность формирует желание. Самым важным компонентом школьной готовности считается желание, т.е. наличие мотивации к учебной деятельности.

3. Социально-психологическая (коммуникационная) готовность к школьному обучению.

Этот компонент готовности, включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское  общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

4. Под речевой готовностью понимается не только как правильность звукового произношения слов, словарного запаса.Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа.

5. Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний и навыков, умение их практического применения.

6.Физическая готовность является важной вспомогательной частью психологической готовности к школе. Она определяет общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

К 6-7годам, ребенок уже представляет собой личность. Он хорошо осознает свой пол и возраст, умеет себя занять, проявляет усидчивость в одном деле до 30 -45 минут. Он уже умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: дошкольник уже способен контролировать свои чувства и эмоции, умеет считаться с обстоятельствами. «Я должен», вытесняют инфантильное «Я хочу». К концу дошкольного возраста дети проявляют потребность обучения в школе.

Чтобы ребёнок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни. Ответственность к «серьёзным» занятиям, «ответственным» поручениям, подтверждают личностную готовность к школе. Такое желание формируют и приветствуют близкие взрослые, как важный и ответственный труд. Стремление ребёнка занять новое социальное положение, ведет к формированию его воли, самоутверждению.

Для ребёнка, поступающего в школу, важно отношение к учебному процессу, к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста, взрослый становится для малыша безусловным авторитетом, образцом наследования.

Обучение в школе, предполагает не только особое отношение ребёнка с учителем, но и специфические контакты с другими детьми. Новый формат общения формируется в самом начале школьного обучения.

Личностная готовность к школе – это и адекватное отношение к себе, о судят исходя из поведения школьника на уроках , во время беседы с психологом. Мы пользуемся специально разработанными планами беседы, выявляющей позицию школьника, применяем особые диагностические приемы, которые выявляют детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Информация о работе Психологическая готовность ребенка к школе