Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:48, дипломная работа

Описание работы

Целью нашей работы будет: исследование психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе.
2. Выбрать программу и осуществить подбор методов исследования.
3. Провести диагностику психологической готовности детей к обучению в школе.
4. Проанализировать полученные результаты и провести сравнительный анализ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие представления о психологической готовности ребенка к школе. ……….7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6-7 лет…………7
1.2. Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости…… 20
1.3. Анализ существующих методов диагностики готовности к школе….31
Вывод по 1-ой главе …………………………………………………………. 38
Глава 2. Эмпирические исследования психологической готовности к школе детей шести и семи лет ……. 39
2.1. Диагностическая программа диагностики психологической готовности к школе …………. 39
2.2. Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей шести и семи лет
Вывод по 2-ой главе …………………………………………………………59
Заключение ……………………………………………………………..………..60
Список литературы ……………………………………………………………. 63
Приложение

Работа содержит 1 файл

Диплом .doc

— 1.68 Мб (Скачать)

 

Вывод по первой главе

Итак, проведенный нами теоретический анализ  проблемы позволил сделать следующие выводы. Психологическая готовность ребенка к школе – сложное, многостороннее новообразование, в котором центральным   звеном является мотивационная готовность к школе. Дифференцированный подход в обучении первоклассников должен основываться на  точном знании их психологических особенностей, но прежде всего  знании об их школьной мотивации. Многочисленные развивающие программы,   разработанные педагогами и психологами для формирования школьной готовности детей 6 – 7 лет, направлены в основном на развитие познавательных процессов и отдельных сторон школьной готовности (тонкой моторики руки, фонематического слуха и т.д.).  Однако некоторые исследования позволяют выделить речевое развитие и связанное с ним вербальное мышление как центральный компонент в интеллектуальной готовности к школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ГЛАВА. Эмпирические исследования психологической готовности к школе детей шести и семилетнего возраста.

 

2.1. Диагностическая программа психологической готовности к школе.

     Для проведения диагностики нами была выбрана  «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению», автор Н.И.Гуткина. Программа проверена на валидность и надежность, а также обладает прогностической значимостью. Методики, из которых состоит программа, не являются тестами и позволяет дать качественную характеристику психологической готовности к школьному обучению. Программа состоит из нескольких методик [14]), которые исследуют различные аспекты готовности ребенка к школьному обучению:

1.Исследование мотивационной сферы.

- Методика «Сказка»

-Методика «Внутренняя позиция школьника»

2. Исследование произвольной сферы.

- Методика «Домик»

- Методика «Да и нет»

3. Исследование интеллектуальной и речевой сферы

- Методика «Сапожки»

- Методика «Последовательность событий»

- Методика «Звуковые прятки»

     Диагностика проводится в два этапа. Первый этап включает в себя методику «Домик», проводимую коллективно в группах по 5 человек, и индивидуально проводимые методики: «Сказка», «Внутренняя позиция школьника», «Да и нет», «Звуковые прятки». На втором этапе проводятся оставшиеся методики «Последовательность событий» и «Сапожки».

Диагностическая программа.

1 этап.

1.      Методика «Сказка» [14 стр.7]. Проводится индивидуально.

Цель:  Определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.

Процедура проведения:

На столе набор игрушек, которые не должны стимулировать ребенка на игровую деятельность:

- мягкая игрушка (не привлекательная),- машинка, - кубик, - мебель (стул), - посуда (тарелочка)

«Посмотри на игрушки, которые стоят на столе и запомни. Теперь садись я прочитаю тебе сказку»  (Приложение 1). На самом интересном месте чтение сказки прерывается и задается вопрос: «Чтобы ты сейчас хотел: чтобы я дочитала сказку или пойти поиграть»

Дети с развитым познавательным интересом просят дочитать сказку, со слабым – идут играть (но игра, как правило, носит  манипулятивный характер – хватают то одну игрушку, то другую).

Вывод по  методике:

Познавательный мотив  -  выбор сказки  «+». С  точки зрения психологической готовности к школе познавательный мотив сформирован.

Игровой  мотив  -  выбор игры   «—». С  точки зрения психологической готовности к школе познавательный мотив не  сформирован

2.      Методика «Домик» [14 стр.13]. Проводится с группой по 5 человек.

Цель: Выявить у ребенка умение ориентироваться в работе на образец, умение точно скопировать его, уровень развития произвольной памяти, внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Процедура проведения. «Перед вами лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуйте на  этом листочке точно такую же картинку, какую вы видите здесь (положить перед ребенком образец с домиком, но говорить, что этот «домик»).(Приложение 2 ). Не торопитесь, будьте  внимательными, постарайтесь , чтобы ваш рисунок  был точно такой же, как на образце. Если вы что-то нарисуете  не так, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а надо поверх неправильного (или рядом) нарисовать правильно. Вам понятно задание?»

Пока ребенок рисует, стоит отметить:

- ведущую руку;

-как работает с образцом;

-быстро или медленно проводит линии;

-отвлекаемость во время работы;

-сравнивает ли свой рисунок с образцом по окончании работы;

- исправляет ли сам ошибки.

Ошибками считается:

      Отсутствие какой-либо детали на рисунке;

      Увеличение (уменьшение) отдельных деталей более чем в 2 раза при сохранении общих размеров рисунка;

      Неправильное изображение деталей в пространстве рисунка;

      Отклонение прямых линий более чем на 30 градусов  от заданного направления;

      Разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены;

      Наложение линий одна на другую;

За каждую ошибку начисляется один балл.

3.      Методика «Внутренняя позиция школьника» [14стр.8].

Цель:  Косвенным образом определить наличие познавательной и учебной мотивации у ребенка.

        Беседа состоит из 12 вопросов (Приложение 3). Ключевыми     являются вопросы 2 - 8,10 -12.

      Вопросы №1 и №9 не являются ключевыми, так как на них практически все дети отвечают утвердительно, а потому они не являются информативными.

      Если ребенок хочет в школу, то, как правило, он отвечает на вопрос №2 несогласием еще на год остаться в детском саду или дома и наоборот.

      Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу, отвечая на вопрос №7. Часть детей говорит, что они хотят в школу, чтобы научиться читать, писать и т.д. Но некоторые ребята отвечают, что они хотят пойти в школу, потому что надоело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду и т.д., то есть желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка.

         Вопросы №3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. О последнем дает некоторое представление ответ на вопрос №6 о любимых книгах.

        Ответ на вопрос №8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе.

        Если испытуемый еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе №10 и наоборот.

        Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу он выбирает роль ученика, объясняя это желанием учиться (вопрос №11), и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы подольше на уроке заниматься учебной деятельностью (вопрос №12). Если же ребенок еще не очень хочет учиться, то соответственно выбирается роль учителя, и предпочтение отдается перемене.

       Анализ ответов на вопросы показывает сформированность (+) или несформированность (-) внутренней позиции школьника, в неясных случаях ставится знак (±).

4.      Методика «Да и нет» [14 стр.17].

Цель: исследование умений действовать по правилу.

Методика является модификацией известной детской игры
«"Да" и "нет" не говорите, черного с белым не носите». По ходу
игры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые
проще всего ответить словами "да" или "нет", а также употребив
названия белого или черного цветов. Но именно этого по условиям игры делать нельзя.

Методика основана только на первой части правил игры, а именно: детям запрещено отвечать на вопросы словами "да" и "нет".

Процедура проведения:

"Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово "да" и слово "нет". Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить? (Испытуемый повторяет эти слова). Теперь будь внимателен, я буду
задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить
слова "да" и "нет". Понятно?" После того, как испытуемый под-
твердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы "да" и "нет" (Приложение 4).

Ошибками считаются только слова "да" и "нет". Слова "ага",
"неа" и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок.
Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он
удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо,
если ребенок вообще молчит и лишь ограничивается
утвердительным или отрицательным движением головы.

Если испытуемый, правильно повторив правило игры, тем не менее начинает отвечать словами "да" и "нет", экспериментатор не прерывает его, а задает до конца все полагающиеся вопросы. После этого ребенку задается вопрос, выиграл он игру или проиграл ее. Если ребенок понимает, что он  проиграл, и понимает почему, то взрослый предлагает ему сыграть еще раз, чтобы отыграться. Перед второй пробой необходимо опять повторить правило игры и попросить ребенка еще раз воспроизвести это правило. Если во второй пробе не будет ошибок, то засчитывается именно она как лучший результат. Можно считать, что в таком случае мы видим возможности ребенка в зоне ближайшего развития.

Задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки (+). Высокий уровень саморегуляции

Если допущена одна ошибка, то это — средний уровень (±). Средний уровень саморегуляции

Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился (–). Низкий уровень саморегуляции

5.      Методика «Звуковые прятки» [14 стр.36].

Цель: проверка фонематического слуха.

Процедура проведения: Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые звучат. Поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагают поиграть в "прятки" со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове (Приложение 5).

     Предлагается поочередно искать звуки: "О", "А", "Ш", "С".Все слова необходимо произносить четко, особо выделяя каждый отыскиваемый звук:  гласный звук тянется нараспев, а согласный артикулируется с усилением. Можно повторить слово несколько раз. Испытуемому разрешается произнести вслед за экспериментатором слово и послушать его.

    В протоколе правильные ответы обозначаются "+", а неправильные "–". Затем анализируется способ выполнения задания. Так, например, бывают дети, которые подряд на все слова отвечают, что искомый звук в них есть. В этом случае правильные ответы надо рассматривать как случайные. То же самое, если ребенок считает, что нигде нет разыскиваемого звука.

   Если испытуемый допустил одну-две ошибки, то экспериментатор возвращается к соответствующим словам после того, как игра закончена. При этом делается ссылка на то, что неразборчиво записан ответ ребенка. Повторный ответ записывается рядом с первым. Засчитывается лучший результат.

Если испытуемый не допустил ни одной ошибки, то считается, что задание выполнено хорошо (+).

Если допущена одна ошибка, то считается, что задание выполнено средне(±).

Если допущено более одной ошибки, то задание выполнено плохо (–).

2 этап.

1.      Методика «Сапожки» [14 стр.19].

Используемые в методике задачи построены таким образом, что для их решения требуется осуществить эмпирическое или теоретическое обобщение. Под эмпирическим обобщением понимается умение классифицировать предметы по существенным признакам, или подводить под общее понятие. Под теоретическим обобщением понимается обобщение на основе содержательной абстракции, когда ориентиром служит не конкретный отличительный признак, а факт наличия или отсутствия отличительного признака независимо от формы его проявления.

Цель:  исследование обучаемости детей, а также особенности развития процесса обобщения.

Процедура проведения:   В качестве экспериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака – сапожек на ногах. (Приложение 6). Есть сапожки – картинка обозначается «1» (единицей), нет сапожек – «0» (нулем). Цветные картинки предлагаются испытуемому в виде таблицы, содержащей: 1) правило кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые «загадки», которые испытуемый должен разгадать путем кодирования. Помимо таблицы цветных картинок в эксперименте используется белый лист бумаги с изображением геометрических фигур, представляющих собой еще две загадки.

Первая инструкция испытуемому: Сейчас я научу тебя игре, в которой цветные картинки, нарисованные в этой таблице, надо будет обозначать цифрами «0» и «1». Посмотри на картинки (показывается первая строка таблицы), кто здесь нарисован? (Испытуемый называет картинки, в случае затруднения экспериментатор помогает ему.) Правильно, а теперь обрати внимание: в первой строке фигурки лошадки, девочки и аиста нарисованы без сапожек, и напротив них стоит цифра «0», а во второй строке фигурки нарисованы в сапожках, и напротив них стоит цифра «1». Для правильного обозначения картинок цифрами тебе необходимо запомнить: если на картинке фигурка изображена без сапожек, то ее надо обозначить цифрой «0», а если в сапожках, то цифрой «1». Запомнил? Повтори, пожалуйста». (Испытуемый повторяет правило.) Затем ребенку предлагается расставить цифры в следующих трех строках таблицы. Этот этап рассматривается как закрепление выученного правила. В случае если ребенок совершает ошибки, экспериментатор опять просит повторить его правило обозначения фигурок и указывает на образец (первые две строки таблицы). Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему он ответил именно так. Закрепляющий этап показывает, насколько быстро и легко ребенок усваивает новое правило и может применить его при решении задач. На этом этапе экспериментатор фиксирует все ошибочные ответы испытуемого, поскольку характер ошибок может показать, просто ли ребенок нетвердо запомнил правило и путает, где надо ставить «0», а где «1», или же он вообще не применяет в работе необходимое правило. Так, например, бывают ошибки, когда лошадку обозначают цифрой «4», девочку – цифрой «2», а аиста – цифрой «1» и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей. После того как экспериментатор уверен, что ребенок научился применять правило, которому его обучили, испытуемому дается вторая инструкция.

Информация о работе Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет