Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:48, дипломная работа

Описание работы

Целью нашей работы будет: исследование психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе.
2. Выбрать программу и осуществить подбор методов исследования.
3. Провести диагностику психологической готовности детей к обучению в школе.
4. Проанализировать полученные результаты и провести сравнительный анализ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие представления о психологической готовности ребенка к школе. ……….7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6-7 лет…………7
1.2. Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости…… 20
1.3. Анализ существующих методов диагностики готовности к школе….31
Вывод по 1-ой главе …………………………………………………………. 38
Глава 2. Эмпирические исследования психологической готовности к школе детей шести и семи лет ……. 39
2.1. Диагностическая программа диагностики психологической готовности к школе …………. 39
2.2. Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей шести и семи лет
Вывод по 2-ой главе …………………………………………………………59
Заключение ……………………………………………………………..………..60
Список литературы ……………………………………………………………. 63
Приложение

Работа содержит 1 файл

Диплом .doc

— 1.68 Мб (Скачать)

      Целью данной дипломной работы выступал сравнительный анализ психологической готовности детей 6 и 7 лет к школе. Были реализованы следующий задачи.

1.      Проанализированы  основные теоретические подходы по проблеме психологической готовности детей к обучению в  школе.

2.      Составлена  программу и осуществлен  подбор методов исследования.

3.      Проведена диагностика  психологической  готовности детей к обучению в школе.

4.      Проанализированы  полученные результаты и проведен  сравнительный анализ.

     Дипломная работа состояла из двух частей. В первой части работы мы рассмотрели основные подходы к исследованию психологической готовности к школе, отдельно рассмотрели критерии готовности к школьному обучению.

     Вопрос готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете судьба детей, их настоящее и будущее.

     Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень психологической подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомплексное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующий компоненты:

1.      Личностная готовность.

2.      Интеллектуальная готовность.

3.      Социально-психологическая готовность.

4.      Физическая. Речевая, эмоционально-волевая готовность.

     Теоретический анализ позволил выделить представление о школьной готовности, которые мы взяли за основу в нашем исследовании. Наша работа выполнена на основе представлений о школьной готовности, сформулированных  Н.И.Гуткиной.

     Нами была выдвинута гипотеза о том, что семилетние дети имеют более высокий уровень психологической готовности к обучению в школе, в отличие от шестилетних детей. При сравнении двух обследованных выборок в целом по параметру готовности к школьному обучению оказалось, что среди семилетних ребят гораздо больше, чем среди шестилетних: только 5 % шестилетних детей психологически готовы к школе , среди семилетних детей готовых к  обучению в школе уже 20%. Математическая обработка результатов показала, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.      

       Семилетние дети лучше готовы к школе, чем шестилетние в области мотивационной сферы, произвольности, интеллектуальной и речевой сферам. Можно предположить, что эти различия обусловлены как с психофизиоло-гической стороны, так и с психологической. Именно в этом возрасте наблюдается так называемый кризис 7 лет, который позволяет ребенку перейти на новый этап возрастного развития. Только по методике, позволяющей определить уровень познавательного или игрового мотива испытуемые обеих возрастных групп показали одинаковый уровень развития. Это говорит о том, что у детей с нормально выраженной познавательной потребностью уже к шести годам познавательный мотив преобладает над игровыми мотивами.

     Не высокий процент психологической готовности к школе среди семилетних детей говорит о том, что в дошкольных учреждениях необ-ходимо проводить развивающую работу с детьми, а не делать акцент в работе на процессе обучения.

 

 

 

Литература

1.            Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972

2.            Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.

3.            Агафонова И.Н. Экспресс диагностика готовности к школе. СПб., 1997

4.            Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети, М. 1983

5.            Божович Л.И.Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. М., 1997г.

6.            Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994

7.            Большая книга детского психолога. О.Н.Истратова., Г.А.Широкова, Т.В. Эксакусто. Ростов н/д: Феникс - 2008

8.            Битянова М., Барчук О. Диагностика дошкольной зрелости //Школьный психолог, 2001г. № 30

9.            Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987

10.       Возрастная и педагогическая психология:тексты/составитель и комент. Шуаре Марта О. –М., изд-во Московского университета, 1992

11.       Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994

12.       Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991

13.       Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995

14.       Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование» 1997

15.       Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический Проект, 2000.

16.       Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.- М.:МПППУ, 2002

17.       Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004г.

18.       Дьяченко О.М. Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает М. 1994

19.       Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача М. 1992

20.       Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 1980

21.       Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Широкова Г.А. Большая книга детского психолога Ростов н/Д: Феникс, 2008

22.       Кравцов Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе», М., 1991

23.       Коломинский Я.Л., Панькл Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя –М.:Просвещение,1988

24.       Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М., 1991

25.       Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учебное пособие.- Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2000

26.       Методика подготовки детей к школе (психологические тесты, основные требования) сост. Н.Г.Кувачнова, Е.В.Нестерова. – Волгоград:Учитель, 2007

27.       Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», М., 1998

28.       Мухина В. С. «Детская психология», М. 1985

29.       Никитин Б. П. «Развивающие игры», М. 1994

30.       Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. –М.,Владос,2001

31.       Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М. 1999

32.       Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста. под ред. Д. П. Элькошина, А. Л. Вангера, М. 1988

33.       Основы психологической диагностики. Учебное пособие/под ред. К.М. Гуревича, М.К. Акимовой. – М: УРАО, 2003

34.       Петровский А. В., Шпалинский В. В. «Социальная психология коллектива», М. 1978.

35.       Петроченко Г. Г. «Развитие детей 6 – 7 летнего возраста и подготовка их к школе», М. 1978

36.       Практическая психология образования. Учебное пособие 4-е изд./под ред.И.В.Дубровиной. Спб: Питер,2004

37.       Психология развития и возрастная психология. Конспекты лекций. М., Эксмо, 2008

38.       Рогов Н. И. «Настольная книга практического психолога», М. 1999 – кн.

39.       Романова Е.С., Потемкина О.Ф. графические методы в психологической диагностике. М., 1992

40.       Руководство практического психолога», под ред. И. В. Дубровиной, М. 1999

41.       Семаго Н.А.Исследование произвольности психической активности.//Школьный психолог,200г. № 43. (сайт http://psy1 september.ru)

42.       Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. Введение в школьную жизнь»//«Школьный психолог», 1999, № 23 – с 51 – 63.

43.       Степанова Н. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению.//Дошкольное воспитание. -  2008, № 11 – с. 43-46

44.       Учимся общаться с ребенком, под ред. Петровского В. А., Виноградова А. М., М. 1999

45.       Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология», Дубровина И. В., Зацепин В. В., М., 1999

46.       Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь», Томск, 1992

47.       Чередникова Т. Тесты для подготовки и отбора детей в школы., СПб, 1996

48.       Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д, 2007

49.       Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., Педагогика,1989

50.       Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности. // Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994

51.       Ясюкова  Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. М., 2007

 

В работе использованы материалы сайтов: www. pedlib, koob.ru, psy1september.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Сказка

ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

- Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

- Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! - говорит заяц.

- Нет, одолею!

- Нет, не одолеешь! - стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

- Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

- Давай, - согласился заяц.

( Чтение прерывается после слов: "Давай, - согласился заяц")

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу да поет:

Князю тепло,

Князю жарко!

Греет, горит

Солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: "До чего ж крепкий заяц!" А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем - то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.

Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:

- Разве тебя, косой, заморозишь - ловок да прыток ты больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Образец рисунка к методике «Домик»

 

 

 

 

              Приложение 3

Экспериментальная беседа по определению внутренней позиции школьника

Ф.И., возраст ____________________________________

Ты хочешь идти в школу?

(В случае отрицательного ответа спросить:"Почему?")

2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)? (В случае отрицательного ответа спросить: "Почему?")

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду?

Почему?

Ты любишь, когда тебе читают книжки?

(В случае отрицательного ответа спросить: "Почему?")

5. Ты сам ( сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку? (В случае отрицательного ответа спросить: "Почему?")

6. Какие у тебя любимые книжки?

7. Почему ты хочешь идти в школу?

8. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается или бросаешь ее?

9. Тебе нравятся школьные принадлежности?

10. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему?

11. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?

12. В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?

Приложение 4

Вопросы к методике "да и нет"

1. Ф.И., возраст _______________________________________

2. Ты хочешь идти в школу?

3. Ты любишь слушать сказки?

4. Ты любишь смотреть мультфильмы?

5. Тебе нравится гулять в лесу?

6. Ты любишь играть в игрушки?

7. Ты хочешь учиться?

8. Ты любишь играть во дворе с ребятами?

9. Тебе нравится болеть?

Информация о работе Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет