Диагностика восприятия детей 6-7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Цель: Выявить особенности восприятия у детей 6- 7 лет.
Объект: Развитие восприятия детей 6- 7 лет

Работа содержит 1 файл

Диагностическая прогр.по восприятию.doc

— 91.50 Кб (Скачать)
 

Диагностическая программа

Цель: Выявить особенности восприятия у детей 6- 7 лет.

Объект: Развитие восприятия детей 6- 7 лет 

      Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

      Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов и явлений, который выступает в виде образа данного предмета или явления и складывается в ходе активного их отражения.  

Сущность  процесса

      Образ, складывающийся в результате процесса восприятия предполагает взаимодействие и скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Анализатор – совокупность нервных структур, участвующих в восприятии и реагировании на раздражители.  

Свойства  восприятия:

1) Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.  

2) Целостность – восприятие выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полном готовом виде со всеми необходимыми элементами.

3) Константность – определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине ряду других параметров независимо от применяющихся физических условий восприятия.

4) Категориальность – каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом – понятием, относим к определенному классу. 

Виды  восприятия 

      Существует две классификации видов восприятия. В основании первой, лежит тот орган чувств, который принимает информацию. По такой классификации обычно выделяют три вида восприятия. Это осязание, зрительное восприятие и слуховое восприятие. Вторая классификация основывается на информации, которая отражается через восприятие. В таком случае мы говорим о восприятии пространства, восприятии времени и об особом чисто человеческом виде восприятия – восприятии человека человеком. 

Осязание. Осязание играет основную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук. Осязание является одним из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов.

      В основе этого вида восприятия лежат тактильные, температурные и кинестетические ощущения. Но органом данного специфического вида восприятия является рука, причем активная, ведущая роль принадлежит большому пальцу. Рука движется по предмету, позволяя человеку создавать целостный образ при последовательно поступающей информации об отдельных признаках предмета. Ощупывая, она воспроизводит форму предмета, как бы создает его слепок.

      Исследователи выделили два вида ощупывающих движений: мелкие перемещения пальцев, которые мы используем, останавливаясь на наиболее информативных точках предмета; и крупные движения, позволяющие объединить отдельные признаки предмета, а также, выполняющие функцию проверки возникших предположений. В дальнейшем, при повторной работе с ранее исследованным предметом происходит процесс свертыва-

ния –  остановка только на информативных точках. 

Зрительное  восприятие обычно определяется как процесс построения видимого образа окружающей действительности. Рабочим органом зрительного восприятия является глаз.

      Движение глаз при рассматривании предмета скачкообразно. Во время остановки происходит процесс зрительного восприятия, во время движения – обработка полученной информации. Очень часто глаз действует под влияние ранее выработанного стереотипа. Так, привыкнув «пробегать» текст, читатель с большим трудом справляемся с задачей глубинной проработки материала. Он опускает большие абзацы текста, даже не замечая этого, а позднее абсолютно искренне говорит, что данного материала в книге не было. Читатель другого типа, наоборот, прорабатывает каждый текст дотошно. Его глаз «отказывается» перепрыгнуть через строчку или абзац, и читающий тонет в деталях, которые в данный момент можно было бы опустить. 

Слуховое  восприятие. Слуховое восприятие коренным образом отличается от предыдущих видов. Если осязательное и зрительное восприятие отражают мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени. 

В отличие  от животных, у человека в слуховом восприятии решающую роль играют две  объективные системы, которые имеют не биологическое, а социальное происхождение: 

· фонематическая (или система звуковых кодов языка);

· ритмико-мелодическая (или система музыкальных кодов). 

Решающая  роль этих факторов приводит к тому, что, если ухо животного иногда обладает более тонкой звуковой чувствительностью, чем ухо человека, слух человека характеризуется гораздо большей сложностью, большим богатством и большей подвижностью звуковых кодов.

       Слуховое восприятие, как и другие виды восприятия, представляет собой активный процесс, включающий в свой состав моторный компонент. Но в слуховом восприятии двигательный компонент отделен от слуховой системы, выделен в особую систему. Это пропевание голосом для музыкального слуха и проговаривание для речевого слуха. 

Восприятие  пространства. Восприятие пространства включает в себя восприятие расстояния, или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления, в котором они находятся, величины и формы предмета.

В восприятии отражаются следующие характеристики пространства:

· Рельефность (трехмерность, стереоскопичность). Это оказалось возможным благодаря тому, что работают в восприятии парные органы: два глаза, две руки, два уха;

· Форма предмета. Через восприятие, в отличие от ощущения, мы отражаем в предмете формообразующие свойства (угол или круг, впадина или выпуклость); 

· Величина (размер). Перцептивный образ обладает возможностью воспроизводить натуральную величину объекта. Только в зрении и в осязании существует феномен воспроизведения в образе натуральной величины объекта безотносительно к размерам воспроизводящего этот образ органа чувств. Ограничения вытекают только из разрешающей способности органа: дотянется ли рука, впишется ли воспринимаемый предмет в границы поля зрения;

· Симультанность. В образе воспринимаемого предмета отражается его форма и размеры одновременно, хотя орган чувств получает информацию постепенно. 

 Восприятие времени. Оно представляет собой отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.  

Особенности восприятия детей 6-7 лет. 

     В этом возрасте восприятие  часто сводится к узнаванию  предмета, называнию формы и цвета.  Первоклассники воспринимают объекты  как целое, плохо схватывают  детали, не увязывают их между  собой, т. е. систематический анализ воспринимаемых свойств вызывает у детей трудности.

      Для полноценного восприятия детьми 6-7 лет им необходима возможность практически оперировать с объектами. 

      В данной диагностической программе проводится исследование особенностей таких видов восприятия как осязание, зрительное восприятие, слуховое восприятие и восприятие пространства (форма предмета) 
 
 
 

Задачи:

  1. Выявить особенности развития осязания детей 6-7 лет
  2. Изучить зрительное и слуховое восприятие у детей старшего дошкольного возраста
  3. Выявить особенности восприятия форм предметов у детей 6-7 лет
 

Комплекс  диагностических  методик на выявление  особенностей восприятия детей 6-7 лет.

Критерии Диагностики
Осязание Тест «Волшебный мешочек» по Чередняковой Т.В.

Тест  «Горячий- холодный» по Чередняковой Т.В.

Зрительное  восприятие Тест «Овощи и фрукты» по Чередняковой Т.В.

Тесты цветоразличения по Чередняковой Т.В.

Слуховое  восприятие Тест «Шумы» по Чередняковой Т.В.

Тест  «Ритмы» по Чередняковой Т.В.

Восприятие  формы предмета Тест «Найди квадрат» по Чередняковой Т.В.

Тест  «Найди одинаковые фигурки» по Чередняковой Т.В.

 

      Диагностики проводятся индивидуально,  в отдельном методическом кабинете  в дневное время. Длительность  исследования 50 минут. 
 
 
 
 

  1. Тест  «Волшебный мешочек» (для детей от 3до 10 лет) (Череднякова Т.В.)

    Осязательное  различение формы и качества материалов, из которых сделаны предметы. 

          Ребёнку предлагается, опустив руку  в непрозрачный пакет или мешочек,  не глядя, на ощупь определить  форму и материал, из которого сделаны спрятанные там предметы. Для детей 3-5 лет необходимо иметь 2 одинаковых набора мелких предметов. Предметы одного набора открыто располагаются перед ребёнком, другого- опускаются в мешок. Ощупав предмет, ребёнок указывает такой же среди лежащих перед ним. Затем вынимает выбранный в мешке предмет и сравнивает их. Для старших детей достаточно свободного называния отгадываемого предмета. 

    Возможный набор предметов для детей 6-7 лет может включать также различные мелкие предметы из бумаги или фольги (например смятый из них шарик), мыла, плюша или бархата (помпон от шапки или хвостик от мягкой игрушки), картона, фанеры (спичечный коробок), линолеума (кусочки геометрической формы), щетины (кисточки), глины (кафель), губки, железной сетки, пружинок (из шариковой ручки с упором), пластилина, ваты и т.д.

           Для различения формы хорошо  использовать не только бытовые  предметы или игрушки, но и  объёмные фигуры из детских строительных наборов (кубики, многоугольные пирамиды и конусы- полные и усечённые, цилиндры, параллелепипеды, полусферы и их сегменты). В этом случае дети должны иметь перед глазами зрительную опору в виде объёмных рисунков угадываемых фигур или их натуральных копий из дублирующего набора, т.к. дети могут не знать названий стереометрических фигур.

          Детям легче узнать знакомый  предмет по его форме, чем  определить, из чего он сделан. Всем детям труднее опознавать  абстрактные объёмные фигуры, чем знакомые предметы, имеющие характерные детали своего рельефа. Крупные предметы, которые нельзя охватить всей ладонью, распознать сложнее, чем мелкие.

          Дети могут выполнять задание  разными руками. Это позволяет  определить ведущую руку для  процесса осязательного распознавания (т.е. руку, которой испытуемые делают меньше ошибок). Для этого надо иметь 2 разных набора аналогичных предметов и объёмных фигур, сделанных из одних материалов. 

  1. Тест  «Горячий- холодный» (для  детей 3-7 лет) (Череднякова Т.В.)

    Различие  температурных качеств объектов.

          Детям 5-7 лет необходимо сравнивать  по 3-5 пар объектов и упорядочить  их по мере возрастания температуры.Например, сравнивая одинаковые чашки с  горячей, тёплой, прохладной и  холодной водой. Чашки наполняются водой наполовину. Горячую чашку (безопасной температуры, не кипяток!) дети не двигают, а перемещают относительно неё другие чашки, либо это делают по их указанию взрослые, после того как дети, дотронувшись до чашек, определят их температуру.

          Инструкция (для детей 5-7 лет): Расставь чашки по порядку: от самой холодной/ прохладной до самой горячей/тёплой»

    Объекты для сравнения:

  1. холодный и горячий (чашки с холодной и горячей водой)
  2. Горячий и тёплый (здесь и далее- чашки с водой)
  3. Холодный и прохладный
  4. Прохладный и тёплый
  5. Тёплый, холодный, прохладный
  6. Тёплый, прохладный, горячий
  7. Горячий, прохладный, тёплый, холодный.
  8. Холодный, прохладный, очень холодный (вода со льдом из морозильника).
  9. Прохладный, горячий, тёплый, нейтральный (комнатной температуры)
  10. Холодный, горячий, тёплый, прохладный, очень холодный.
  11. Тёплый, нейтральный, прохладный, горячий, холодный.

Информация о работе Диагностика восприятия детей 6-7 лет