Психологическая готовность детей к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе.
ачи исследования:
Теоретический анализ литературных источников по теме исследования.
Уточнение понятийно–терминологического аппарата (психологическая готовность дошкольников к школе, внутренняя позиция школьника).
Создание, обоснование и апробация психодиагностического комплекса, направленного на обследование внутренней позиции школьника.
Проведение обследования с целью изучения внутренней позиции школьника.
Создание обоснования и проведение коррекционной программы.

Содержание

Введение ……………………………………………………… . . . . . . . . . . . . . . .2
Глава 1. Теоретические основы становления психологической готовности ребенка к школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1 Готовность ребенка к школе как психологический феномен. . . . . . . . . 5 1.2 Компоненты психологической готовности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 1.2.1 Интеллектуальная готовность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 1.2.2 Эмоционально – волевая готовность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 1.2.3 Мотивационная готовность к обучению в школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 1.2.4 Готовность в сфере общения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 1.3 Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу. 19
Глава 2. Характеристика диагностической программы, применяемой для выявления психологической готовности ребенка к школе. . . . . . . . . . . . . . .26
2.1 Методика А. Р. Лурия по исследованию памяти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.2 Методика «Учебная деятельность» Л.И. Цеханской. . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.3 Тест «Тулуз - Пьерона». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
2.4 Тест «Керна - Йирасека». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
2.5 Методика «Нелепицы». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Глава 3. Анализ результатов, полученных в ходе проведения исследования.44
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 1.76 Мб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации  Федеральное

государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего

профессионального образования  «Тульский государственный педагогический

университет им. Л. Н. Толстого» (ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»)

 

Кафедра специальной психологии. 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Методы психологической диагностики»

на тему:

«Психологическая готовность детей к школе».

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 3 курса группы «550201»

факультета психологии

специальности «Специальная психология»

                                                дополнительной специальностью «Логопедия»

Керсон Юлия Валерьевна

Научный руководитель:

Кандидат психологических  наук, доцент

Золотова Татьяна Валентиновна

Тула 2012

Содержание:

Введение ……………………………………………………… . . . . . . . . . . . . . . .2 
Глава 1. Теоретические основы становления психологической готовности ребенка к школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1.1   Готовность ребенка к школе как психологический феномен. . . . . . . .  . 5 1.2   Компоненты психологической готовности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 1.2.1 Интеллектуальная готовность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 1.2.2 Эмоционально – волевая готовность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 1.2.3 Мотивационная готовность к обучению в школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 1.2.4 Готовность в сфере общения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 1.3 Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу. 19

Глава 2. Характеристика диагностической программы, применяемой для выявления психологической готовности ребенка к  школе. . . . . . . . . . . . . .  .26

2.1 Методика А. Р. Лурия по исследованию памяти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

2.2  Методика «Учебная деятельность» Л.И. Цеханской. . . . . . . . . . . . . . . . . 31 

2.3 Тест «Тулуз - Пьерона». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

2.4 Тест «Керна - Йирасека». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

2.5 Методика «Нелепицы». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42

Глава 3. Анализ результатов, полученных в ходе проведения исследования.44

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48

Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50

 

 

 

 

Введение.

             Готовность ребенка к современному школьному образованию выступает как совокупный результат системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого дошкольника. Выражением готовности к школе является ряд новообразований развития, которые начинают «заявлять» о себе в конце дошкольного детства и проявляются в качественно новых чертах и возможностях деятельности, поведения, отношения ребенка к социальному и предметному миру. Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования и достижения развития, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.

               Полноценная готовность ребенка обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности. [3, с. 27]

              В России изучение этой проблемы имеет долгую историю. Начиная с двадцатых годов нашего века, она становилась предметом, как специального обучения, так и попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Можно с полным основанием сказать, что большинство наиболее крупных исследователей в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально - личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина и др.). [2, с. 12]

       Целью данной курсовой работы является исследование психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе.

         Объект исследования: психологическая готовность детей к обучению в школе.

         Предмет исследования: диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.

          Гипотеза: психологическая готовность детей к школьному обучению диагностируется как образование взаимодействующих компонентов, различающихся особенностями организации мозга мальчиков и девочек.

          Задачи исследования:

  1. Теоретический анализ литературных источников по теме исследования.

  1. Уточнение понятийно–терминологического аппарата (психологическая готовность дошкольников к школе, внутренняя позиция школьника).

  1. Создание, обоснование и апробация психодиагностического комплекса, направленного на обследование внутренней позиции школьника.

  1. Проведение обследования с целью изучения внутренней позиции школьника.

  1. Создание обоснования и проведение коррекционной программы.

         Методологические и теоретические основы работы составили: принцип единства сознания и деятельности, принцип системности, принцип детерминизма и активности сознания личности. Концептуальную основу исследования составили: возрастная периодизация Д.Б. Эльконина, теория о школьной зрелости А. Анастази, концепция о готовности к обучению в школе Л.И. Божович. Методами исследования выступили анализ литературы по теме исследования; диагностические, эксперимент (констатирующий, формирующий); анализ результатов деятельности, изучение и обобщение опыта работы педагогов.

1. Теоретические  основы становления психологической  готовности ребенка к школе.

1.1 Готовность  ребенка к школе как психологический  феномен.

           В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятие «психологическая готовность к школе» является широко распространенным и активно используемым самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьными учителями, практическими психологами образования, социальными педагогами и др. С этим понятием знакомы и родители, и даже сами дети.

           В теоретическом плане проблемой психологической готовности детей к обучению в школе в последние десятилетия занимались психологи, педагоги, гигиенисты, педиатры, как в нашей стране, так и за рубежом, единого и четкого определения понятия «психологическая готовность к школе» пока нет, равно как до конца не установлены надежные и наиболее информативные критерии этой готовности к систематическому школьному обучению. [6, с. 57]

           Зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости (которое можно рассматривать как синоним понятия психологической готовности) как достижение такой ступени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении», или как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками». Что касается первого определения, то оно носит слишком общий характер, в частности, не ясно, что представляет собой «способность принимать участие в обучении». Второе определение также неудовлетворительно, т.к. в нем смешаны компоненты психологической готовности (мотивация, поведенческие характеристики) и педагогической подготовленности (умения, знания). Формальный уровень таких умений и навыков, как чтение, письмо, счет не есть признак психологической готовности к школе. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности, позволяющих усваивать школьную программу.. [8, с. 23]

           Так же понятие «Психологическая готовность к школе» рассматривается как особый феномен в том смысле, что с ним связан не один возраст человеческой жизни, а сразу несколько: он знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста.

            В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Ей занимались классики детской психологии Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и продолжают заниматься известные современные специалисты Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина и другие.

             Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский) ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т. к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников. . [2, с. 47]

             В настоящее время отечественные психологи придерживаются точки зрения Л.А. Венгера, B.C. Мухиной, которые подчеркивают, что у ребенка дошкольного возраста не может быть «школьных» качеств в их чистом виде, т.е. психологических черт, свойственных школьнику, поскольку они, как и любые психические образования, складываются в ходе той деятельности, для которой они необходимы, т.е. учебной. Исходя из этого, Л.А. Венгер считает, что психологическая готовность к школьному обучению состоит не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами «школьные» качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению.

           Поскольку в психологии пока нет единого понимания психологической готовности к обучению в школе, разные авторы (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, Г. Витцлак, Й. Шванцара и др. предлагают различные ее структуры.

             Готовность к школе включает ряд взаимодействующих компонентов. Так, известный чешский психолог Й. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты психологической готовности. Немецкий психолог Г. Витцлак относит к таким компонентам определенный уровень умственного развития, способности к концентрации, выносливость, определенные уровни стремления к достижениям, развития интересов, развития способностей к обучению (обучаемости), а также социального поведения. . [6, с. 73]

                Российские психологи, определяя структуру психологической готовности к школьному обучению, исходят прежде всего из того, что она – многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стояла Л.И. Божович, которая выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Она указывала, что психологическая готовность складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Эту точку зрения разделял А.В. Запорожец, включавший в психологическую готовность к школе особенности мотивации личности ребенка, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий. Н.Г. Салмина выделяет произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности. Кроме того, она обращает внимание на уровень сформированности семиотической (знаковой) функции как характеристику интеллектуального развития ребенка и личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др. Таким образом, психологическая готовность – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. . [9, с. 111]

           Существуют и другие подходы к определению структуры психологической готовности детей к школе. Например, Е.Е. Кравцова основной упор делает на роль общения в развитии ребенка и выделяет три сферы: отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе. Уровень их развития определяет, по ее мнению, степень психологической готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

            Обращает на себя внимание, что существуют определенные расхождения во взглядах на ведущий компонент в структуре феномена. Одни ученые в качестве такового выделяют интеллектуальный компонент, другие – личностный. Можно заключить, что отличительной чертой подхода отечественных психологов к данной проблеме является выделение в качестве ведущих мотивационной и социальной сфер личности ребенка. Обобщая точки зрения наших авторов, к числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную, социально-психологическую готовность.

Информация о работе Психологическая готовность детей к школе