Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:48, дипломная работа
Целью нашей работы будет: исследование психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе.
2. Выбрать программу и осуществить подбор методов исследования.
3. Провести диагностику психологической готовности детей к обучению в школе.
4. Проанализировать полученные результаты и провести сравнительный анализ.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие представления о психологической готовности ребенка к школе. ……….7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6-7 лет…………7
1.2. Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости…… 20
1.3. Анализ существующих методов диагностики готовности к школе….31
Вывод по 1-ой главе …………………………………………………………. 38
Глава 2. Эмпирические исследования психологической готовности к школе детей шести и семи лет ……. 39
2.1. Диагностическая программа диагностики психологической готовности к школе …………. 39
2.2. Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей шести и семи лет
Вывод по 2-ой главе …………………………………………………………59
Заключение ……………………………………………………………..………..60
Список литературы ……………………………………………………………. 63
Приложение
Вторая инструкция испытуемому: Ты уже научился обозначать картинки цифрами, а теперь, используя это умение, попробуй отгадать нарисованные здесь загадки. «Отгадать загадку» – значит правильно обозначить нарисованные в ней фигурки цифрами «0» и «1».
Замечания к проведению методики. Если на закрепляющем этапе ребенок делает ошибки, то экспериментатор тут же анализирует характер допущенных ошибок и путем наводящих вопросов, а также повторным обращением к образцу обозначения фигурок цифрами, содержащемуся в двух первых строчках таблицы, старается добиться безошибочной работы испытуемого. Когда экспериментатор уверен, что испытуемый хорошо научился применять заданное правило, можно переходить к разгадыванию загадок.
Если испытуемый не может «отгадать загадку», то экспериментатор должен задавать ему наводящие вопросы, чтобы выяснить, сможет ли ребенок решить эту задачу с помощью взрослого. В случае, когда и с помощью взрослого ребенок не справляется с заданием, то переходят к следующей загадке. При правильном решении новой загадки следует опять вернуться к предыдущей, чтобы выяснить, не сыграла ли последующая загадка роль подсказки для предыдущей, Такие повторные возвращения можно совершать несколько раз. Так, например, можно вернуться от IV загадки к III, а затем от III ко II.
Для уточнения характера обобщения при «отгадывании загадок» необходимо подробно расспрашивать детей о том, почему именно так обозначены фигурки. Если ребенок правильно «отгадал загадку», но не может дать объяснения, то переходят к следующей загадке. В случае правильного объяснения испытуемым ответа в новой загадке следует вернуться к предыдущей и опять попросить ребенка объяснить в ней ответ.
Методика «Последовательность событий» [14 стр.30].
Методика предложена А.Н.Бернштейном1, но инструкция и порядок ее проведения несколько изменены.
Цель: Методика позволяет исследовать такие качества мышления, как процесс обобщения и способность устанавливать причинно-следственные связи, а также выявляет уровень речевого развития.
В качестве экспериментального материала используются три сюжетные картинки, на которых изображено наводнение в деревне (Приложение 7 ), предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Первая картинка (I): на крыше затопленного дома сидят люди. Вторая картинка (2): за пострадавшими приехали люди на лодке. Третья картинка (3): лодка с людьми плывет от затонувшего дома к берегу. Перед испытуемым кладут картинки в следующем порядке (слева направо): 2-3-1.
Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного развития способности к обобщению и понимания причинно-следственных связей. Устный рассказ показывает уровень развития речи ребенка: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д.
Перед началом эксперимента необходимо удостовериться, что ребенок понимает все детали рисунка на каждой из картинок. Для этого экспериментатор поочередно показывает ему на картинках дом, крышу затопленного дома, людей, лодку, деревья, берег, воду и спрашивает, что это такое. Если ребенок правильно понимает все детали картинок, то можно переходить к эксперименту.
Выкладываем №2, №3, №1
В протоколе записываем: І часть – расклад
Спрашиваем про все детали на каждой картинке. Опознание деталей заносим в протокол (дом, крыша, труба, люди, лодка, суша, кусты, деревья, вода – показываем круговыми движениями).
Оценка: - поняли событие и хорошо рассказали
- поняли событие, но скупой рассказ
- не поняли событие и скупой рассказ
Если ребенок выложил последовательность 3-1-2, но логично рассказал рассказ, то задаем наводящие вопросы: «На всех 3-х картинках один и тот же дом нарисован?» , «Покажи, где один и тот же дом?»
Сюжет данной картинки – наводнение из-за таяния снега, все остальные варианты говорят о том, что ребенок с заданием не справился.
Об интеллектуальной недостаточности говорит и то, когда ребенок рассказывает о каждой картинке в отдельности, т. е. он не может обобщить и не может оторваться от наглядности.
Еще хуже, когда ребенок начинает перечислять предметы на картинках.
В этом задание проводится беседа о временах года и записывается в протокол «Кругозор».
Примечание: можно повторить задание на картинках Векслера «Пожар».
Ключи ко все методикам даны в Приложении 8.
2.2. Сопоставительный анализ и обсуждение результатов обследования.
Эмпирические исследования проводились на базе МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 52 «Ромашка» Истринского муниципального района Московской области. Исследовались две группы детей 6 и 7 по 20 человек в каждой. Исследования проводились в апреле-мае 2010г. В обследовании принимали участие дети двух возрастов: шестилетки в возрасте от 5 лет 10 мес. до 6 лет. 6 мес., и семилетки в возрасте от 6 лет 7 мес. до 7 лет 2 мес. Равное количество респондентов в каждой возрастной группе было выбрано для удобства проведения сопоставительного анализа. Проведенное нами исследование позволило изучить сферы психологической готовности детей к школе и определить их готовность или не готовность к обучению в школе. По детям шестилетнего возраста были получены следующие данные: см. таблица 2
таблица 2
Данные обследования в группе шестилетних детей
Условное обозначение испытуемых | пол | Возраст | Исследование мотивационной сферы | Исследование произвольной сферы | Исследование интеллектуальной и речевой сферы | Общий вывод | |||||||
«Сказка»
| Внутренняя позиция школьника
| Итог по сфере
| Домик
| Да и нет
| Итог по сфере
| Сапожки | Последовательность событий
| Звуковые прятки
| Итог по сфере
| ||||
01-06 | Д | 5.10 | - | - | - | - | ± | - | - | - | + | - | - |
02-06 | Д | 6.1 | - | + | ± | - | - | - | - | ± | - | - | - |
03-06 | Д | 6.6 | + | + | + | + | ± | ± | + | + | + | + | ± |
04-06 | Д | 5.11 | - | + | ± | - | + | ± | ± | + | + | ± | ± |
05-06 | Д | 6.0 | + | + | + | ± | ± | ± | ± | + | + | ± | ± |
06-06 | Д | 6.2 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
07-06 | Д | 5.10 | - | - | - | - | - | - | - | ± | - | - | - |
08-06 | Д | 6.4 | - | - | - | - | - | - | - | ± | - | - | - |
09-06 | Д | 6.6 | + | + | + | + | ± | ± | ± | + | + | ± | ± |
10-06 | Д | 6.2 | + | + | + | ± | ± | ± | ± | + | + | ± | ± |
11-06 | Д | 6.0 | + | - | ± | - | + | - | - | ± | + | - | - |
12-06 | Д | 6.4 | + | - | ± | ± | ± | ± | ± | + | ± | ± | ± |
13-06 | Д | 6.1 | - | - | - | ± | ± | ± | ± | + | + | ± | - |
-1-4---06 | М | 5.10 | + | - | ± | ± | - | - | - | ± | - | - | - |
15-06 | М | 6.0 | + | - | ± | - | - | - | - | ± | - | - | - |
16-06 | М | 6.6 | + | + | + | ± | - | - | - | ± | + | - | - |
17-06 | М | 6.2 | + | - | ± | + | ± | ± | + | + | - | - | - |
18-06 | М | 6.4 | + | - | ± | + | ± | ± | ± | + | + | ± | ± |
19-06 | М | 5.11 | + | - | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± |
20-06 | М | 6.1 | - | - | - | + | ± | ± | ± | + | ± | ± | - |
Условные обозначения: [+] – ребенок к школе готов;
[-] - в стадии формирования;
[±] – к школе не готов.
Мы видим, что из 20 детей психологически к школе готов только один ребенок. Данные обследования по детям семилетнего возраста приведены в таблице 3.
таблица 3
Данные обследования в группе семилетних детей
Условное обозначение испытуемых | пол | Возраст | Исследование мотивационной сферы | Исследование произвольной сферы | Исследование интеллектуальной и речевой сферы | Общий вывод | |||||||
«Сказка»
| Внутренняя позиция школьника
| Итог по сфере
| Домик
| Да и нет
| Итог по сфере
| Сапожки | Последовательность событий
| Звуковые прятки
| Итог по сфере
| ||||
01-07 | Д | 6,7 | + | - | - | + | - | ± | - | + | - | - | - |
02-07 | Д | 7,1 | + | + | + | + | + | + | ± | + | ± | ± | ± |
03-07 | Д | 6,9 | + | - | ± | ± | ± | ± | ± | ± | + | ± | ± |
04-07 | Д | 6,8 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
05-07 | Д | 7,1 | + | + | + | ± | ± | ± | + | + | + | + | ± |
06-07 | Д | 6,7 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
07-07 | Д | 7,0 | - | + | ± | ± | ± | ± | + | + | + | + | ± |
08-07 | Д | 6,11 | + | - | ± | + | - | ± | - | - | ± | - | - |
09-07 | М | 6,9 | + | - | ± | ± | ± | ± | + | + | + | + | ± |
10-07 | М | 7,0 | - | - | - | + | ± | ± | - | + | ± | - | - |
11-07 | М | 7,2 | + | + | + | ± | ± | ± | ± | + | + | ± | ± |
12-07 | М | 6,10 | + | + | + | ± | + | ± | + | + | + | + | ± |
13-07 | М | 6,9 | + | - | ± | ± | ± | ± | ± | ± | + | ± | ± |
14-07 | М | 7,0 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
15-07 | М | 6,9 | + | - | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± |
16-07 | М | 7,1 | + | - | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± | ± |
17-07 | М | 6,11 | - | + | ± | + | - | - | - | - | - | - | - |
18-07 | М | 7,2 | + | + | + | ± | ± | ± | ± | ± | + | ± | ± |
19-07 | М | 6,10 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
20-07 | М | 7,0 | + | + | + | ± | ± | ± | ± | + | + | ± | ± |
В таблице 4 приведены сравнительные данные готовности или не готовности детей двух возрастных групп к школе.
Таблица 4
Сравнительные данные готовности или не готовности детей двух возрастных групп к школе.
| Дети шести лет | Дети семи лет | ||
Количество детей | Данные в % | Количество детей | Данные в % | |
Готовы к школе | 1 | 5% | 4 | 20% |
В стадии формирования | 8 | 40% | 12 | 60% |
Не готовы | 11 | 55% | 4 | 20% |
Всего детей | 20 | 100% | 20 | 100% |
И так, среди обследованных детей шестилетнего возраста к школе оказались готовы только 5% детей, 95% детей к школе не готовы, хотя у 40% необходимые психологические качества находятся в стадии развития. Среди семилетних детей полностью готовы к школе уже 20%, у 60% необходимые психологические новообразования находятся в стадии развития и 20% детей совсем не готовы к школе.
Более наглядно это можно представить в виде диаграммы: Рисунок 1.
Рисунок 1 Уровень психологической готовности к школе
Теперь рассмотрим уровень развития этих детей отдельно по каждому изучавшемуся параметру психического развития.
Мотивационная сфера.
Методика «Сказка», позволяющая выявить доминирование игрового или познавательного мотива, показала существенные различия в степени доминирования познавательного мотива у шестилеток и семилеток (Таблица 5) - у семилетних детей наблюдается явное преобладание познавательного мотива: 80% против 35%. Большинство детей в возрасте шести лет все-таки предпочитает занятие игровой деятельностью, нежели учебной .
таблица 5
Сравнительные данные по методике «Сказка»
| Дети шести лет | Дети семи лет | ||
Количество детей | Данные в % | Количество детей | Данные в % | |
Преобладание познавательного мотива |
7 |
35% |
16 |
80% |
Преобладание игрового мотива |
13 |
65% |
4 |
20% |
Всего детей | 20 | 100% | 20 | 100% |
Информация о работе Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет