Педагогическая практика в художественной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:44, отчет по практике

Описание работы

Дизайн - вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.

Работа содержит 1 файл

практика в худшколе.docx

— 147.93 Кб (Скачать)

В античные времена гармоничным  считался принцип «высшего» гармоничного порядка. Для того, чтобы добиться гармоничного единства, соблюдалось  единство цветового тона, использовались сближенные, «гармоничные» цвета. "Главными" в эпоху античности считались 4 цвета, соответствующие основным природным  стихиям — воздуху, огню, земле  и воде: таковыми считались белый, красный, черный и желтый. Яркий цвет и резкие контрасты в древности  считались варварством. В цвете  больше ценилась смешанность, чем чистота.

Согласно принципам античной гармонии, для создания уравновешенной цветовой композиции насыщенные пятна  должны были занимать по площади не более одной пятой или одной  шестой ее части; в остальном требовалось  использовать гораздо менее насыщенные цвета. В той же пропорции использовались и сочетания темных и светлых  оттенков.

Однако среди современных  ученых существует мнение, что гармонии в вопросе сочетании цветов... не существует в природе, так как  гармония и понятие цвета существуют только лишь в рамках нашего восприятия. Именно поэтому, считают ученые, в  разные исторические эпохи у разных народов совершенно разные цветовые сочетания считались гармоничными или негармоничными.

Можно выделить три  основных правила сочетания цветов.

Любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, а  сочетание контрастных цветов позволяет  повысить общую насыщенность окраски 

При сочетании некоторых  цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета  располагаются в цветовом круге.

Контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и  насыщенности.

Эмоционально сочетания  цветов воспринимаются в различных  соотношениях. И строятся они по правилам цветовой гармонии — либо на основе контраста, либо как сочетание  оттенков одного цвета.

       Для создания гармоничных цветовых сочетаний используются еще два критерия: их контрастное воздействие.

Итак, можно выделить следующие  типы цветовых контрастов: контраст цветовых сопоставлений, контраст светлого и  темного, контраст холодного и теплого, контраст дополнительных цветов, контраст цветового насыщения и симультанный контраст.

Понятие контраста используется в случае, если между двумя предметами (в данном случае — цветовыми характеристиками) найдены какие-либо различия. В зависимости от степени этих различий определяется и вид контраста. Например, когда различия достигают своего предела, говорят о "полярном" контрасте: большой по сравнению с маленьким, белый по сравнению с черным и так далее. С помощью контраста можно выявить и изменить цвет, сопоставляя различно окрашенные предметы: светлые предметы на темном фоне выглядят еще более светлыми, а на белом кажутся темнее; серый тон на синем фоне приобретает желтый оттенок, на красном — зеленый, на зеленом — красный.

         Известна символика цветов в русской иконописи, обусловленное различными художественными течениями, как местными, так и привнесенными из Византии и от южных славян.  В русской иконописи цвет золота символизировал идеи библейского рая, был символом истины и славы, непорочности и нетленности, олицетворял идею очищения души. Красный цвет в иконописи символизировал прежде всего кровь Иисуса Христа, истинно радеющего о грядущем спасении рода человеческого. Красный цвет в иконописи был также символом пламенности, огня, символом жизни. Красный цвет (пурпур) в искусстве Византии олицетворял идею императорской власти. Голубой цвет олицетворял идеи созерцательности, являлся цветом неба и горнего мира. Зеленый цвет символизировал идеи надежды, обновления, юности. Часто применялся для обозначения растительного мира райского сада. Белый цвет в русской иконописи символизировал причастность к божественному свету.

    Различные цвета  и их сочетания в искусстве  разных народов символизировали  радость и гоpe, жизнь и смерть. Однако одни и те же цвета  у разных народов олицетворяли  часто различные эмоциональные  и жизненные ситуации. Например, если у славянских народов  цвет траура черный, то у некоторых  восточных народов цвет траура  белый и т.д. С другой стороны,  одному и тому же абстрактному  понятию зачастую соответствуют  различные цвета: «любовь материнская» - белый, «к любовь к Богу  – синий», «любовь к себе» - желтый, к любимому - красный, к  другу - зеленый, секс - черный.

    Известно символическое  значение цвета в народном  искусстве, которое в значительной  степени складывалось под воздействием  красок окружающей среды. У  многих народов красный цвет  символизирует солнце и любовь, зеленый цвет - символ надежды,  белый цвет - символ чистоты и  невинности.

    В произведениях  живописи отдельные цвета в  различные периоды наделялись  определенной символической смысловой  нагрузкой, но она оказывалась  неустойчивой даже в одну и  ту же историческую эпоху. 

Цвет  в  интерьере.

При  оформлении  интерьера,  нельзя  забывать  о  том,  какое  воздействие он  оказывает. Цвет, выбранный для стен и пола, существенно влияет на восприятие размера и формы помещения и даже температуры воздуха в нем. Предметы теплых, темных и насыщенных оттенков кажутся ближе, при этом пространство сжимается и «утепляется»; холодные, светлые и слабонасыщенные цвета делают помещение больше и холоднее. С помощью цвета какие-то элементы помещения или его свойства можно либо усилить, либо ослабить. И вновь: теплые, темные насыщенные цвета привлекают внимание, и потому их резонно применять в специально выделяемых элементах интерьера. Привлечь внимание к какой-то части целого можно также за счет использования контраста оттенка, тона или насыщенности.

        Психологические свойства цвета хорошо известны. Одни цвета, как красный, оказывают возбуждающий эффект, другие, например, синий, успокаивают и даже угнетают. Желтый обычно считается веселым, зеленый — комфортным, оранжевый — раздражающим. Цветовая психология учитывается в решении интерьеров: в ресторанах нередко используют красный цвет для повышения аппетита посетителей; в отделке самолетов применяют мягкие зеленоватые оттенки для общего успокаивающего эффекта; в больницах — пастельные оттенки, создающие ощущение покоя. Цвет особенно сильно воздействует на детей, и потому в детских садах обычно выстраивают целую систему цветового «кодирования»: чистые яркие насыщенные цвета в зонах активности, более легкие, слабонасыщенные оттенки — в зонах отдыха. В то же время известно, что разные люди могут реагировать на цвет по-разному, так что дизайнерам следует по возможности подбирать цветовую гамму сообразно индивидуальным предпочтениям обитателей интерьера

Красный

У большинства людей красный  цвет вызывает прямую ассоциацию с  огнем. Поэтому на его действие может  быть разным — от ощущения тепла  до страха. Он способен ускорять пульс  и расширять зрачки, однако, из-за своей яркости достаточно быстро утомляет, особенно если присутствует в больших количествах (например, если это цвет стен в помещении). Чистый красный цвет — это цвет тревоги и возбуждения, однако его оттенки (коричневый, тепло-серый) действуют успокаивающе. Красный привлекает к себе внимание (не случайно почти все предупреждающие надписи сделаны либо на красном фоне, либо красными буквами).

Этот цвет часто применяется  в компьютерной графике, однако с  ним нужно быть очень осторожными, чтобы не переусердствовать.

Красный цвет подходит:

для подчеркивания агрессивности, активности. Например, лучшие спортивные машины, в частности Ferrari, выпускаются  в основном красными;

для выражения страсти, сексуального желания. Это хорошо подтверждается тем, что в обстановке ночных клубов с эротической программой очень  много красного;

для выражения жестокости (красный — цвет крови);

для подчеркивания роскоши, богатства (особенно в сочетании  с черным).

Желтый 

Это самый яркий цвет на цветовом круге. Он идеально подходит для передачи радостного настроения, оптимизма. Именно поэтому желтый —  один из наибо- лее часто используемых цветов в рекламе туристических  компаний. Кроме того, желтый цвет —  это цвет золота. Поэтому у многих он ассоциируется с успехом, богатством и роскошью.

Оранжевый

Теплый, позитивный, яркий  и современный цвет, оказывающий  бодрящее влияние. Ускоряет пульс и  расширяет зрачки. Один из наиболее часто используемых цветов в современном  дизайне, особенно веб-дизайне.

Оранжевый можно использовать, если вы хотите подчеркнуть:

современность. Многие компании, которые выбирают основной чертой своего бренда современность, выбирают оранжевый  в качестве «фирменного» цвета. Особенно распространено это среди операторов сотовой связи, динамичность, оптимизм.

 Для создания яркого  плаката оранжевый фон — банальный,  но практически идеальный вариант.  Как показывает опыт, оранжевый  очень хорошо смотрится в сочетании  с голубым. 

Фиолетовый 

Рассматривая цветовой круг в направлении от красного цвета  к синему, мы можем не заметить этого  постепенного перехода, а ведь именно там скрывается удивительный цвет —  фиолетовый. Это очень тяжелый  для восприятия цвет, так как и  природе он практически не встречается. Фиолетовый, как синий и голубой, относится к холодной группе. Он способен создавать ощущение тесноты, ограниченности пространства, а также  очень быстро утомляет и приводит к снижению активности.

Фиолетовый цвет является «неземным», ему присуща некая  загадочность. Недаром в мистике  фиолетовому отведена особенная  роль. А если вы смотрели представления  иллюзионистов, то, наверное, обратили внимание на то, что в одежде, предметах, занавесе у них очень много  этого цвета. Фиолетовый цвет способен вызывать у человека суеверный, подсознательный  страх.

Итак, фиолетовый цвет подходит:

для создания мистического настроения, для подчеркивания загадочности.

 Синий. Синий цвет относится к холодной группе, находится в самом низу цветового круга. Он успокаивает, порой навевая меланхоличное настроение.

Этот цвет можно отнести  к цветам зоны «вечной мерзлоты»: он идеально передает ощущение холода и чистоты. Действует успокаивающе, очень хорошо подходит для дизайна  спален.

Варьирование насыщенности и яркости чисто синего цвета  может дать нам большую гамму  оттенков (правда, из-за особенностей CMYK системы именно синий хуже всего  отображается при печати).

Используйте синий цвет, чтобы подчеркнуть:

Покой, чистоту. Вы, может быть, обратили внимание на то, что почти все качественные чистящие средства имеют либо синий, либо голубой цвет. И это совсем не случайно: ученые доказали, что именно эти цвета ассоциируются у большинства людей с чистотой

устойчивость 

 Зеленый

Удивительный цвет. Он может  быть как теплым, так и холодным, однако чаще он находится на стыке, поэтому его можно отнести  как к холодной, так и к теплой группе.

Зеленый оказывает успокаивающее  воздействие, понижает давление, нормализует  кровообращение, Это самый природный  и самый «живой» цвет. Именно в  этом и состоит его основное назначение в дизайне — передавать связь  объекта с природой. В общем-то, если смотреть на логотипы, зеленый  в основном встречается либо у  компаний, добывающих природные ресурсы, либо у экологических организаций.

Если вы смотрите современные  блокбастеры, то, наверное, уже обратили внимание, что биологическое оружие, инопланетная живность и прочая биологическая  гадость чаще всего бывает зеленого (особенно ярко-зеленого) цвета. Это  также связано с подсознательными ассоциациями у людей.

Кроме того, зеленый цвет — цвет загадочный и мистический.

Зеленый подходит для передачи: жизни во всех ее биологических проявлениях, связи с природой, загадочности.

Голубой

Голубой цвет успокаивает  и охлаждает. Подобный эффект объясняется  ассоциациями с холодной водой и  льдом. Порой вызывает чувство отчужденности.

Главные цвета: черный и белый 

Черный цвет — в своем  неповторимом единстве — тяжелый  цвет, несущий в себе тоску, горечь. Вызывает чувство усталости и  дискомфорта. Несмотря на это, довольно часто люди выбирают этот цвет в одежде. В данном случае он относится к «классике», при этом создавая определенный стиль. Также этот цвет может сочетаться со всеми другими цветами в той или иной степени. Черный — это цвет роскоши, особенно в сочетании с красным. В наших традициях принято относить его к траурному цвету.

Белый — очень радостный  цвет. Благодаря ассоциации с прозрачным воздухом вызывает чувство легкости, свободы и невесомости, Ускоряет пульсацию и рас- ширяет зрачки. Белый  довольно часто употребляется в  создании фона. Сам по себе белый  цвет не несет никакой информации, а со всеми остальными цветами  довольно хорошо компонуется, создавая более светлые тона. Этот цвет относят  к цвету невинности и чистоты.

Теплые цвета

Красные, желтые, оранжевые  и все цвета, в которых имеется  хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета  напоминают цвет солнца, огня, того, что  в природе действительно дает тепло.

Холодные цвета

Синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые  можно получить от смешения с этими  цветами. Холодные цвета ассоциируются  в нашем представлении с чем-то действительно холодным - льдом, снегом, водой, лунным светом.

Информация о работе Педагогическая практика в художественной школе