Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:44, отчет по практике
Дизайн - вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.
Оборудование учителя к уроку:
1. Педагогические рисунки.
2. Разнообразные фото-примеры на заданную тему.
3. Бумага, гуашь, акриловые краски, кисти, карандаш.
Оборудование для учащихся к уроку:
1. Бумага, гуашь, акриловые краски, кисти, карандаш.
План урока:
1. Вводная лекция, разъясняющая материал.
2. Беседа, дискуссия на заданную тему.
3. Практическая работа.
4. Подведение итогов.
Ход урока:
Организационный момент:
Начнем наш урок с вопроса - что включает в себя понятие «композиция». Целью нашего урока является знакомство с её основными принципами. Мы с вами узнаем какие виды композиции существуют и для чего они нужны. А для уяснения нового материала, необходимо внимательно слушать, чтобы потом вы смогли ответить на поставленные вопросы и лучше, правильней выполнили практическое задание.
Объяснение нового материала:
Разные периоды истории оставили нам бесчисленные примеры совершенных произведений, поражающих единством эмоционально выраженного идейного содержания и отточенной, гармонической, высокохудожественной формы. Примеры эти не только многочисленны, но и чрезвычайно разнообразны.
Многообразие художественных средств, приемов, используемых для выражения идеи произведения, объясняется отличием как самих идей, так и технических возможностей, которые определяются многими факторами и в первую очередь социальными условиями. Тем не менее композиция характеризуется и многими постоянными принципами. Эти принципы, многообразно проявляясь, проверяясь и обогащаясь в течение всего исторического развития искусства, приобрели характер объективных композиционных закономерностей.
Композиция (от лат. Compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Под композицией в искусстве понимают строение (структуру) художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определенной системе и последовательности, то есть композиция – это единство и целостность формы художественного произведения, обусловленной его содержанием.
Композиция – это творчество, созидание. Нельзя овладеть композицией не приобретя собственного опыта в ней. Основные принципы формообразования учащиеся должны испытать в ходе живой самостоятельной деятельности. Лекции и беседы, коллективные обсуждения результатов работы дополняют композиционные упражнения.
Все это свидетельствует о необходимости самого настойчивого изучения всех средств и приемов, используемых для придания выразительности композиции. Знание композиционных закономерностей рационализирует профессиональную деятельность, повышает результативность творческих усилий.
Выделение видов композиции связано со значительной разницей в показе пространства в различных композициях, что проявляется в разных видах и жанрах изобразительного, прикладного, декорационно-театрального, дизайнерского и архитектурного искусств. Различают и выделяют три вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Но все эти три вида композиции тесно взаимосвязаны друг с другом. Так, например, в глубинно-пространственную композицию (интерьерное пространство фойе театра) входят и объемная (скульптурные изображения и другие объемные вещи) и фронтальная (картины, панно, витражи, стенды и т. д.). Объемная композиция состоит из ряда небольших фронтальных, плоскостных элементов. Фронтальная же композиция, могущая быть самой разнообразной по степени передачи ощущения пространства, иногда показывает пространство иллюзорно. Примером этого могут служить театральные декорации на плоскости с изображением пространства, которое как бы продолжает реальное пространство сцены, представляющей собой глубинно-пространственную композицию.
Во всех определениях композиции постоянно присутствует ее основной признак – целостность формы. В свою очередь композиционная деятельность имеет своей направленностью и конечной целью достижение такого единства и целостности. Целостность композиции и единство ее элементов проявляются в таком качестве, как гармоничность.
Целостность – это объективное свойство окружающих нас предметов, как правило, представляющих собой сложные системы и структуры. Целое не есть простая сумма частей, оно содержит противоречивые свойства – регулярность и нерегулярность, разнообразие и однообразие и т.п. Для каждой структуры существует свое оптимальное соотношение частей и связей между ними, обеспечивающее зрительное восприятие его как целого.
Гармоничное целое – идеальное целое, которому в большей или в меньшей мере соответствуют реальные предметы естественной, природной, а также созданной человеком среды.
Принцип равновесия масс как организации элементов в единое целое является одним из важнейших при построении симметричных и асимметричных композиций. В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету.
Симметрия – это такой случай равновесия, при котором относительно центра, оси или плоскости симметрии располагаются равные не только по массе, но и по геометрической характеристике элементы. Симметрия как средство организации автоматически обеспечивает всей системе равновесие относительно центра или оси симметрии и определенную целостность, но не всегда дает композиционное единство. Симметрия играет огромную роль в организации элементов в целостную структуру.
Симметрия
Это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии.
Виды симметрии: зеркальная, осевая, зеркально-осевая, винтовая.
Зеркальная. Это симметрия в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е. одна фигура зеркально повторяет другую.
Осевая симметрия. Это симметрия относительно оси, линии пересечения двух или большего числа плоскостей симметрии. (В осевой симметрии сам элемент должен иметь несимметричное строение!)
Зеркально-осевая или смешанная. Существует два вида такой симметрии: 1) когда в одном произведении идет совмещение и зеркальной и осевой симметрии. 2) когда берется осевая симметрия с симметричным строением элементов.
Винтовая симметрия. Элемент совершает одновременно вращательное и поступательное движение вокруг оси. (Только для объемных тел)
Асимметрия
Это вариант композиции,
при котором сочетание и
Практическая работа:
“Силуэт и поле” – знакомит учащихся с важнейшими составными частями процесса формообразования в дизайне, такими как: компоновка, равновесие – неравновесие, симметрия и асимметрия, а также показывает зависимость эмоциональной оценки массы формы от ее цвета, фактуры и т.д.
Главной задачей данного упражнения является определение зрительного равновесия между общей площадью элементов (или их массой) и площадью свободного поля листа, принимая во внимание цвет фона и цвет фигуры, расположенной на этом фоне. С помощью подобных упражнений можно развить чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна. Известно, что цвет способен изменить впечатление об истинных размерах и весе одной и той же вещи. Так квадрат, окрашенный в желтый цвет, создает впечатление о размерах и весе, отличное от того же квадрата, окрашенного в черный цвет.
Зрительное тяготение и равновесие масс являются средством организации элементов в единое целое. Элементы могут быть объединены в единое целое по принципу «пятна».
Подведение итогов урока.
За 15 минут до окончания урока, прошу учащихся отставить работы. Проводим просмотр. Выявляем ошибки, обсуждаем правильность подхода к процессу работы. Делаем акцент на лучших работах. Выставляю оценки.
Конспект третьего урока
Тема урока: «Формообразование в композиции».
Цель урока: Овладение принципами формально-композиционной организации пространства на основе процесса трансформации отношений главного и второстепенного в композиции. Выполнение практического задания для закрепления темы.
Задачи:
1. Научить грамотно строить композицию.
2. Развить у учащихся понимание и тонкое чувствование связей и отношений которые требуются для создания целостной и гармоничной композиции.
3. Объяснить учащимся общие законы психологического визуального восприятия различных форм изображения.
Оборудование учителя к уроку:
1. Педагогические рисунки.
2. Книги, иллюстрации на текущую тему.
3. Бумага, гуашь, акриловые краски, кисти, карандаш.
Оборудование для учащихся к уроку:
1. Бумага, гуашь, тушь, акриловые краски, кисти, карандаш.
План урока:
1. Вводная лекция, разъясняющая материал.
2. Изучение книжного материала.
3. Беседа на заданную тему.
4. Практическая работа.
5. Подведение итогов.
Ход урока:
Организационный момент:
Объяснение нового материала:
Простейшие "слова", из которых состоит язык графики в изобразительной композиции - это точка, линия и пятно.
Даже одна-единственная точка на листе уже может о чем-то сказать...
Например, о неуравновешенности, неустойчивости в композиции. Отсюда и ощущение неуравновешенности, неуверенности...
Взаимодействуя же
с другими точками, она
Уже самой отдельно взятой линии, а не только линии как элементу структуры конкретной композиции, можно дать эмоциональную характеристику.
Пятно имеет определенную характеристику тона (темнее-светлее) и, в связи с этим, явственно связано с ощущением "массы".
Конечно, у пятна огромные выразительные возможности, и конечно, они усиливаются во взаимодействии с другими графическими и цветовыми средствами композиции.
Линии в значительной степени обогащают композицию, делают ее выразительнее, усиливают динамику, создают ритм. Постепенно композиционное поле усложняется введением новых элементов, которые, возможно, облегчают задачу поиска выразительности. В композиции появляются «силовые линии», которые связывают ее элементы в единое целое или, наоборот, расчленяют ее.
Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон. Трудно всеобъемлюще представить масштабы действия контраста, его роль и значение, так как, исходя из законов диалектики, действие его распространяется не только на материальный мир Земли, но и всей Вселенной.
В человеческом обществе мы видим действие закона единства и борьбы противоположностей. Этот закон указывает на то, что в обществе, как и в природе, существуют противоположности, т. е. явления, резко отличающиеся по своим свойствам и качествам. Но наряду с такой важнейшей сущностью контрастов, как наличие резко противоположных сторон, контрастам присуща другая важнейшая сущность — единство противоположных сторон, т. е. контрасты — это одновременно борьба противоположностей и их единство.
Если не будет противоположностей, не будет контрастов, то не будет их борьбы и единства. Таким образом, без контрастов в природе и обществе не может быть борьбы, а стало быть, и движения, изменения, развития.
Без контрастов света и тени, а отсюда и контрастов форм, величин и т. д., без контрастов цветов, при условии, что различные цвета будут одинаковыми по светлотным тонам и сильно разбелены, человек не увидит ни формы, ни объема. В абсолютной темноте человек ничего не видит. При слабом свете или в относительной темноте человек слабо воспринимает объем и цвет. В других случаях, если, например, объемный гипсовый шар, помещенный на темном фоне, осветить с разных сторон так, что не будет ни тени, ни полутени, то человек воспримет форму (светлый плоский шар на темном фоне), но не объем. В случае, если взять плоский круг зеленого цвета и поместить его на зеленом фоне, человек этого круга не увидит (если светлотный и цветовой тон зеленых фона и круга совпадает). В первых двух случаях отсутствует контраст света и тени (тоновой), а в третьем — цветовой. Эти примеры показывают, что в жизни контрасты тона и цвета играют роль объективных законов, связанных с условиями жизни на Земле, со значением света и отсюда с устройством организма человека, его зрительной системы.
Информация о работе Педагогическая практика в художественной школе