Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:44, отчет по практике
Дизайн - вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.
Практическая работа:
Учащимся предлагается настоящая работа дизайнера - проект плаката-призыва. Композиция плаката - динамичная. В качестве дополнения и новаторства разрешается использовать текстовые вырезки из журналов, как акцент композиции.
Подведение итогов урока:
После окончания работы, делаем просмотр. Отставляем композиции общаемся. Подводим итоги, делаем выводы. У кого получилось лучше достичь динамики, какие средства были для этого использованы. Прошу учащихся объяснить выбор тематики. Оцениваю работы по пятибалльной шкале.
Конспект седьмого урока
Тема урока: «Ритм в композиции».
Цель урока: Формирование понятия по ритмическим системам построения композиции. Практическое закрепление полученных знаний по различным системам композиционного построения.
Задачи:
1. Объяснение понятия «ритм» и ритмической композиции.
2. Научить различать ритмические и метрические композиции.
3. Формирование эстетики рабочего процесса.
Оборудование учителя к уроку:
1. Педагогические рисунки.
2. Книги, иллюстрации на текущую тему. Фото материал.
3. Бумага, гуашь, акриловые краски, кисти, карандаш.
Оборудование для учащихся к уроку:
1. Бумага, гуашь, акриловые краски, кисти, карандаш.
План урока:
1. Вводная лекция, разъясняющая материал.
3. Беседа на заданную тему.
3. Практическая работа.
4. Подведение итогов.
Ход урока:
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с понятием ритма в композиции. Учащимся объясняется новый материал, после чего они выполняют практическую работу.
Организационный момент:
Объяснение нового материала:
Ритм - универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов). Ритм всегда подразумевает движение.
Ритм в жизни и в искусстве - это не одно и то же. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.
В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.
Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность.
Ритм может быть задан
линиями, пятнами света и тени,
пятнами цвета. Можно использовать
чередование одинаковых элементов
композиции, например фигур людей, их
рук или ног. В результате ритм
может строиться на контрастах объемов.
Особая роль отводится ритму в
произведениях народного и
Ритм является одной из "волшебных палочек", с помощью которых можно передать движение на плоскости.
Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Движение в картине - выразитель времени. На живописном полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений и человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Даже в таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени или даже представить будущее. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием.
Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.
Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения.
Изобразительное искусство относится к группе пространственных искусств в отличие от музыки и литературы, в которых основным является развитие действия во времени. Естественно, что когда мы говорим о передаче движения на плоскости, то подразумеваем его иллюзию.
Правило передачи движения
Если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным.Эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом.
Для передачи движения, следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.
Кроме этого, изображение будет казаться движущимся, если его части воссоздают не один какой-либо момент движения, а последовательные его фазы.
Движение становится понятным только тогда, когда мы рассматриваем произведение в целом, а не отдельные моменты движения. Свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашает нас двигаться вместе с ним.
Подчеркнуть движение можно с помощью направления линий рисунка.
Ощущение движения можно достигнуть, если использовать размытый фон, неясные, нечеткие контуры объектов на заднем плане.
Большое количество вертикальных или горизонтальных линий фона может затормозить движение. Изменение направления движения может его ускорить или замедлить.
Особенность нашего зрения состоит в том, что мы читаем текст слева направо, и легче воспринимается движение слева направо, оно кажется быстрее.
Правило передачи покоя
• если на картине отсутствуют диагональные направления.
• если перед движущимся объектом нет свободного пространства.
• если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия.
• если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной.
Метрические композиционные системы.
Многократное чередование какого-либо элемента с одинаковым интервалом называется метрическим повтором. Это один из часто встречающихся в композиции интерьера приемов. Например, используя ордер в пространстве интерьера, архитекторы и дизайнеры, как правило, всегда создают метрический повтор из колонн.
Многие воспринимаю
гармонию как порядок. Ордер,
одна из самых гармоничных
систем, изобретенных человечеством,
основывается на безусловном
порядке. Само слово ордер
Практическая работа:
Ознакомившись с понятием ритма в композиции, учащиеся переходят к созданию собственной композиции. Дается два задания на выбор:
- создание композиции в статическом ритме;
- создание композиции в динамическом ритме.
Подведение итогов урока:
После окончания урока, просматриваем работы. Выявляем лучшие моменты, ставим оценки
Конспект восьмого урока
Тема урока: «Текстура».
Цель урока: Научиться анализировать текстурные характеристики. Приобрести практические навыки работы с коллажем. Практически закрепить методы работы.
Задачи:
1. Объяснить учащимся понятие текстуры как структурного состояния поверхности.
2. Научить работе с текстурными материалами.
Оборудование учителя к уроку:
1. Педагогические рисунки. Аппликации.
2. Книги, иллюстрации на текущую тему.
3. Разнотекстурная бумага (цветная, глянцевая, картон, журналы и т.д.)
4. Клей, ножницы.
Оборудование для учащихся к уроку:
1. Разнотекстурная бумага (цветная, глянцевая, картон, журналы и т.д.)
2. Планшет А3 с натянутой бумагой.
3. Клей, ножницы.
План урока:
1. Вводная лекция, разъясняющая материал.
3. Беседа на заданную тему.
3. Практическая работа.
4. Подведение итогов.
Ход урока:
Организационный момент:
На сегодняшнем занятии мы будем иметь дело с новым видом составления композиции – это коллаж. Составлять его мы будем из того материала, который вы принесли. Еще потребуются ножницы и клей. Прежде чем приступать к работе, нам необходимо вспомнить все предыдущие темы. И пользуясь полученными знаниями, приступить к созданию композиции. Будет ли она статичная, динамичная, симметричная или ассиметричная – решать вам. Необходимо как можно точнее передать вашу задумку, настроение и состояние работы. Не забудьте дать название вашей композиции. Обязательным требование к работе будет аккуратность.
Объяснение нового материала:
Текстура – это видимые на поверхности внешние признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен. Наиболее часто текстурой характеризуются изделия из натуральных слоеных материалов, например, дерева и ткани. В дизайне и при проработке изделия различные текстуры используются как декоративный элемент. Один и тот же материал может по-разному проявлять свою структуру. Например, рисунок текстуры древесины изменяется в зависимости от направления ее обработки, т. е. от плоскости резания. В выявлении текстуры значительную роль играет цвет, особенно разница (контраст) в естественной окраске волокон древесины.
Многие предметы и вещества, окружающие нас имеют текстуру и фактуру: если вы прикоснетесь к отколотому от скалы камню, то ощутите его шершавую в трещинках поверхность. Позже, если вы увидите поверхность камня, отображенную в двухмерном рисунке, она вызовет у вас определенные ассоциации и ощущения.
Художник или дизайнер использует в своей работе текстуры – двухмерные картинки, на которых при помощи цвета, света и тени, он создает иллюзию, что эта поверхность каменная, шершавая, холодная, мокрая и т.д. Как правило, создать текстуру с нуля в графическом редакторе очень сложно, если там не предусмотрены специальные фильтры и функции для этого.
Как правило, у дизайнера в запасе есть коллекция с текстурами, которые он использует в проектной деятельности. Иногда дизайнеру приходится самому создавать текстуры, это не сложно, нужно лишь иметь некоторые представления о свойствах материалов и поверхностей. Так, если вы захотите создать текстуру камня, вы можете найти характерную стену, где наиболее очевидна фактура, приложить к ней тонкий лист бумаги, и выявить текстуру на поверхности бумаги при помощи мягкого карандаша или кусочка угля. Не смотря на то, что мы не применяем эту текстуру к какому-то определенному объекту на нашем рисунке, а используем ее саму по себе, она все же сохраняет свои свойства, и вызывает определенные ощущения и ассоциации: она агрессивна, современна, хаотична и т.д. Так, например, эта наша текстура могла бы перейти в рекламу какой-нибудь молодежной обуви 21-го века, или какого-нибудь молодежного клуба, группы.
Практическая работа:
Применяя полученные знания, учащиеся занимаются составлением коллажа. Композиция составляется из вырезанных форм, закрепляется путем приклеивания на планшете, в соответствии с замыслом.
Подведение итогов урока:
После окончания работы, делаем просмотр. Обсуждаем результаты. Выявляем наиболее удачные работы. Обращаем внимание на ошибки. Ставим оценки.
Конспект девятого урока
Тема урока: «Фактура, рельеф, объем».
Цель урока: Дать характеристику определения «фактуры». Объяснить учащимся что такое рельеф и за счет каких выразительных средств достигается имитации объема в композиции. Провести с учащимися практическую работу.
Задачи:
1. Научить учащихся
создавать и применять
2. Обратить внимание на свойства новых материалов для творчества.
Информация о работе Педагогическая практика в художественной школе