Педагогическая практика в художественной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:44, отчет по практике

Описание работы

Дизайн - вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.

Работа содержит 1 файл

практика в худшколе.docx

— 147.93 Кб (Скачать)

Задачи:

1.  Ознакомить  учащихся  с  основными  свойствами  цветов. 

2.  Провести  практическую  работу.

3.  Уделить  внимание  методике  выполнения  задания.

Оборудование  учителя  к уроку:

1.  Педагогические  рисунки,  ученические  работы.

2.  Книги,  иллюстрации   на  текущую  тему. 

Оборудование  для  учащихся  к  уроку:

1.  Бумага,  акварель,  кисти,  карандаш.

        План  урока:

1.  Вводная  лекция,  разъясняющая  материал.

3.  Беседа  на заданную  тему.

3.  Практическая  работа.

4.  Подведение  итогов.

 

 

Ход  урока:

Организационный  момент:

На  сегодняшнем  занятии  мы  узнаем  о  цвете  и   его  свойствах.  Учащимся  объясняется  новый  материал, после  чего  они  выполняют  практическую  работу.

 

Объяснение  нового  материала:

Иногда мы воспринимаем предмет  как цветовое пятно, а уже потом  как объем. Цвет и цветовые сочетания  могут быть очень активными, а  могут быть и нейтральными, могут  настораживать или расслаблять.

Восприятие цвета в  какой-то степени субъективно. Немецкий педагог Иттен проводил исследования среди учащихся художественных школ и установил, что у каждого  из молодых людей, которых он проверял, есть свои склонности к какому-нибудь цвету, есть своя излюбленная цветовая гамма. Иттен пытался обосновать это явление, связывая отношение  к цвету с психическим состоянием человека.

Восприятие цвета у  разных людей, в общем, сходно. У цвета  есть объективные качества, их нужно  знать, чтобы анализировать свои ощущения и пользоваться цветом как  средством создания гармонической  предметной среды.

Цвет играет огромную роль в нашей жизни и деятельности, окружает и сопровождает нас повсюду. Художники, архитекторы, дизайнеры, решающие композиционные задачи, связанные с  цветовым климатом города, производственного  и общественного интерьеров, выставочного ансамбля, текстильщики, печатники  понимают под этим термином вещество, применяемое для получения окраски, физики — результат разложения белого света. В первом случае речь идет о  красящем веществе, во втором — о  световом луче. Пучок белого света  при помощи призмы можно разложить  на семь цветов, называемых условно основными, каждый из которых имеет определенную длину волны. Этот факт был установлен еще в 1866 году Исааком Ньютоном, когда он, пропуская солнечный луч через трехгранную призму, наблюдал образование спектральной полоски, состоящей из гаммы различных цветов.

По многочисленным данным к видимой части спектра принято  было относить излучения с длиной волны от 380 до 780 нм. Однако дальнейшие исследования показали, что в определенных, специально созданных условиях человеческий глаз способен различать световые лучи в пределах от 302 до 950 нм. Это свидетельствует  о широких адаптационных возможностях глаза, которые, хотя и не используются в процессе его повседневной работы, но всегда находятся в запасе и  могут быть реализованы в случае необходимости.

Однако глаз неодинаково  чувствителен к световым волнам разной длины. Наибольшей чувствительностью  глаз обладает в области желто-зеленых  лучей. Максимум видимости соответствует  зеленым лучам с длиной волны 555 нанометров. При сумеречном зрении максимум видимости сдвигается несколько  в сторону коротких волн и соответствует  длине волны в 510 нанометров. Известно различие в восприятии цветов и оттенков при обычном дневном освещении  и в сумерках. Вечером синие  цвета становятся ярче, а красные  наоборот, темнее.

Таким образом цвет —  это ощущение, т. е. результат физического  воздействия излучений, попадающих на сетчатку глаза. А излучения, отражающиеся от поверхностей, в свою очередь, зависят  от окраски предмета, на который  направлен взгляд, и от спектрального  состава света, падающего на наблюдаемую  поверхность.

Цвет — важнейший элемент, определяющий настроение композиции, он нередко оказывает на человека физиологическое и психологическое воздействие. По поводу цвета сформировались три области теоретического знания: физиологическое влияние цвета; соотношение цвета и света; цвет и его зависимость от красителей. Цветовой тон (оттенок) определяет наименование цвета. Все цвета образуются смешением трех основных тонов — красного, желтого и синего. Красный и желтый образуют оранжевый, синий и красный - фиолетовый, синий и желтый — зеленый. Цветовые тона определяются в чистом виде, без добавки белого или черного, и соотношение оттенков демонстрируют на цветовом круге. Чем ближе один к другому оттенки на круге, тем спокойнее их сочетание; оттенки, лежащие на противолежащих частях круга, резко контрастируют, их сопоставление возбуждает. Оттенки цвета подразделяют также на теплые и холодные.

Цвет обычно связывается  в нашем представлении с количеством  черного или белого пигмента в  краске. Он измеряется обычно на ахроматической (серой) шкале с градацией от черного  до белого. Хотя люди при выборе цветовой гаммы нередко обращают внимание на оттенок, в действительности на характере  интерьера сильнее всего сказываются  вариации световой плотности.

Насыщенность, или сочность цвета, определяется долей основного  пигмента в общем объеме краски. Оттенок, образуемый, к примеру, чистым красным пигментом, обладает максимальной насыщенностью. Насыщенность будет  меняться при добавлении черного  или белого пигмента, либо пигмента, соответствующего оттенку, лежащему на противоположной стороне цветового  круга.

Основные характеристики цвета

У каждого цвета есть три  основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота. Кроме этого, важно  знать о таких характеристиках  цвета, как светлотный и цветовой контрасты, познакомиться с понятием локального цвета предметов и  прочувствовать некоторые пространственные свойства цвета.

Цветовой тон

В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый, вишневый, сливочный. Легко догадаться, что цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный, синий) и зависит от его места в спектре.

Интересно узнать, что натренированный  глаз при ярком дневном освещении  различает до 180 цветовых тонов и  до 10 ступеней (градаций) насыщенности. Вообще, развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета.

Насыщенность  цвета

Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета  от равного с ним по светлоте серого цвета. Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.

Светлота

Третий признак цвета - светлота. Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно  сравнить по светлоте, то есть, определить, какой из них темнее, а какой  светлее.

Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий - голубым, зеленый - салатовым.

Смешение цветов

Видимые в естественных условиях цвета, как правило, являются результатом  смешения спектральных цветов. Существуют три основных способа смешения цветов: оптическое, пространственное и механическое.

Оптическое смешение цветов

Оптическое смешение цветов основано на волновой природе света. Его можно получить при очень  быстром вращении круга, сектора  которого окрашены в необходимые  цвета.

Пространственное  смешение цветов

Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков.

Механическое  смешение цветов

Механическое смешение цветов происходит тогда, когда мы смешиваем  краски, например, на палитре, бумаге, холсте. Здесь следует четко различать, что цвет и краска - это не одно и то же. Цвет имеет оптическую (физическую) природу, а краска - химическую.

 

Практическая  работа:

Задание  выполняется  в  три  этапа.  Учащиеся  работают  на   формате   листа  А4.

Этап 1 - нарисовать равносторонний треугольник и на вершинах его расположить три главные цвета первого порядка: желтый – сверху; красный – справа внизу; синий – слева внизу.Причем, основные цвета не должны иметь примеси других цветов.

Этап  2 - треугольник с основными цветами встраиваем в шестиугольник.  В три свободные от цветов вершины добавляем цвета второго порядка. На основе полученных основных цветов  красного, синего, желтого, путем их смешения, находим цвета второго порядка: оранжевый, зеленый, фиолетовый и располагаем их в промежутках между главными цветами.

Этап 3 - замыкаем шесть цветов в круг и заполняем промежутки цветами третьего порядка, полученными от смешения цветов первого и второго порядка. Таким образом, мы получает двенадцатичастный цветовой круг.

Цветовой круг, диаметром 18 см размещаем на формате А-4.

 

Подведение  итогов  урока:

После  прослушанной  темы  задаю  вопросы,  выясняю,  на  сколько  хорошо  учащиеся  усвоили  новый  материал. Выполняем  практическую  работу.  После  окончания  урока  делаем  просмотр,  выставляем  оценки. Объявляю  тему  следующего  урока,  напоминаю  какие  материалы   необходимо принести  к  следующему  занятию.

 

 

 

 

 

 

 

Конспект двенадцатого  урока

Тема   урока:  «Язык  цвета.  Цветовые  гармонии».

Цель урока:  Выработать  у  учащихся «глобальное»  цветовое  мышление. Изучение  цветовых  характеристик,  выполнение  задание  на  закрепление  темы.

Задачи:

1.  Научить гармонизировать   цветовые  оттенки  и  применять   их  на  практике.

2.  Использовать  креативные  методы  для  выражения  замысла   композиции.

3.  Развить способность   выражать  творческий  замысел   с  помощью  условного   языка  цвета.

4.  Развивать  индивидуальные  творческие  возможности.

Оборудование  учителя  к уроку:

1.  Педагогические  рисунки,  ученические,  студенческие  работы.

2.  Книги,  иллюстрации   на  текущую  тему.

3.  Бумага,  гуашь,  акриловые   краски,  кисти,  карандаш.

Оборудование  для  учащихся  к  уроку:

1.  Бумага,  гуашь,  акриловые   краски,  кисти,  карандаш.

План  урока:

1.  Вводная  лекция,  разъясняющая  материал.

3.  Беседа  на заданную  тему.

3.  Практическая  работа.

4.  Подведение  итогов.

 

Ход  урока:

Организационный  момент:

Материал,  полученный    на  сегодняшнем  занятии,  поможет  вам  лучше  и  точнее  гармонизировать  цветовые  оттенки,  с  учетом  их  индивидуальных характеристик.  Сегодня  мы  рассмотрим  цветовые  группы,  которые  применимы  к  тем  или  иным  характеристикам  ощущений.  Рассмотрим  характеристики  оттенков  цветов и  выясним,  какую  информацию  они  несут.

Объяснение  нового  материала:

Гармония цветов заключается  в их согласованности и строгом  сочетании. Символика цвета. Для  художников большое значение имеет  знание символики цвета. Сразу надо оговориться, что у разных народов  в разное время существовало свое представления о значении различных  сочетаний цвета и их символике. Символика цвета опирается как  на объективные особенности психики, так и на всевозможные ассоциации, нередко довольно простые: зеленое - весна, пробуждение, надежда; синие - небо, чистота; красное - огонь, кровь; желтое - солнце, жизнь; черное - темнота, страх, неясность, смерть. Такая мотивировка  имеет в своей основе обыденный  опыт, который дополняется мифологическими, религиозными и эстетическими воззрениями. Как правило, синий цвет обозначает мышление, желтый - интуицию, красный - волнение, зеленый - функцию восприятия. Но бывает, так что в одном и  том же цвете или сочетании  цветов совмещаются противоположные  значения, например, желтый - женственности  и измена.

В течение длительного  времени исторического развития в сознании людей закреплялись определенные ассоциативные связи различных  цветов или цветовых сочетаний с  разными жизненными явлениями. В  отдельные периоды истории изобразительного искусства символике цвета принадлежала важная роль, например в искусстве средневековья.

В религиозном западноевропейском искусстве применялись белый, красный, зеленый, черный и голубой цвета. Белый цвет олицетворял чистоту  и непорочность, красный - кровь святого, зеленый - надежду на бессмертие души, голубой цвет символизировал печаль. Самое торжественное сочетание - это белый, красный и позолота. Постоянны и канонизированы значения цветов в геральдики.

Информация о работе Педагогическая практика в художественной школе