Педагогическая практика в художественной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:44, отчет по практике

Описание работы

Дизайн - вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.

Работа содержит 1 файл

практика в худшколе.docx

— 147.93 Кб (Скачать)

Практическая  работа:

Выполнить гармонизации цветов по группам:

1.  Позитивные ассоциации (бодрые, веселые).

2.  Негативные ассоциации (вялые, скучные).

3.  Легкие цвета.

4.  Тяжелые  цвета.

Композиционные  средства  предоставляются  на  выбор: динамика,  статика.

 Ограничений на технику выполнения работ нет, то есть это может быть  графика, аппликация, любая живописная манера, любым материалом. Главная задача учебной работы - максимально точно выразить цветом заданную ассоциацию. Формат – 20х20см

Подведение  итогов  урока:

После  окончания  работы,  делаем  просмотр.  Отставляем  композиции,  общаемся. Подводим  итоги,  делаем  выводы. Обращаем  внимание  на  правильность  выполнения  работы. Оцениваем  креативность  подхода. Выставляем  оценки.

 

 

 

 

Конспект тринадцатого  урока

Тема   урока:   «Тональная  гармонизация.  Светлые,  средние,  темные  тона».

Цель урока:  Дать  учащимся  понятие тональной градации. Выполнить практическую  работу.

Задачи:

1.  Объяснить  понятие   тона. 

2.  Обратить  внимание  учащихся  на  свойства  тона.

3.  Научить  чувствовать   тональную  градацию.

Оборудование  учителя  к уроку:

1.  Педагогические  рисунки.

2.  Книги,  иллюстрации   на  текущую  тему.  Фото  материал.

3.  Бумага,  гуашь,  акриловые   краски,  кисти,  карандаш.

Оборудование  для  учащихся  к  уроку:

1.  Бумага,  гуашь,  акриловые   краски,  кисти,  карандаш.

План  урока:

1.  Вводная  лекция,  разъясняющая  материал.

3.  Беседа  на заданную  тему.

3.  Практическая  работа.

4.  Подведение  итогов.

 

Ход  урока:

Организационный  момент:

Наше  занятие  поможет  вам  лучше  сопоставлять  цвета  в  ваших  будущих  композициях.  Вы  научитесь гармонизировать  произведения.  Работа,  которую  мы  с  вами  сегодня  будем  выполнять  будет  направлена  и на  воспитание  аккуратности  в  исполнении  работ.    

 

Объяснение  нового  материала: 

С использованием тона значительно  расширяется палитра средств построения композиции. В эту палитру включаются те многочисленные и разнообразные формы тоновой графики, которые получаются при помощи столь же многочисленных и разнообразных ее приемов.

В зависимости от освещения  и способности поверхности отражать свет в том или ином количестве можно составить постепенный  ряд ахроматических тонов, начиная  от белого и кончая черным. Расположенные  в порядке убывающей светлоты ахроматические цвета образуют ряд, в котором можно выделить пять основных относительно определенных ступеней – это черные, темно-серые, серые, светло-серые, белые.

Ахроматический ряд, который  содержит определенное число ступеней, в равной степени отличающихся одна от другой по светлоте, называют равноступенным.

На первый взгляд, построить  равноступенный ахроматический ряд  нетрудно. Поскольку серый цвет определяется его светлотой (содержанием в  нем белого цвета, то есть тем количеством  белого света, которое серый цвет отражает), для получения зрительного впечатления равноступенности ахроматического ряда надо, чтобы средний серый цвет содержал белого не 50%, а значительно меньше.

Светлотные отношения  цветов давно уже были предметом  внимательного изучения и ученых, и художников. Ведь известно, что  одни и те же цветовые тона, взятые в  разных светлотных отношениях, производят на нас весьма различное эмоциональное  впечатление.

Для художников, имеющих  дело с цветом, чрезвычайно важно  выявить роль и значение светлотных отношений цветов, возможности применения в композиции сочетаний ахроматических цветов.

Для образования гармонии необходимы как минимум три тона. Широко известна гармония трех серых  тонов, которые при помещении  их в ахроматический ряд располагаются  на одинаковых интервалах один от другого.

Равноступенные гармонии серых тонов создают ощущение спокойствия, уравновешенности, подчас даже некоторого однообразия. Неравноступенность же серых тонов, которая раньше считалась  дисгармонией, ныне рассматривается  как вполне допустимый, более того – зачастую необходимый способ их гармонизации, благодаря которому усиливается  экспрессивность светлотных отношений.

Двухтоновые ахроматические композиции можно рассматривать  как простейшие тональные решения  – белое по черному фону или  черное по белому фону. Введение в композицию третьего тона сразу повышает выразительные возможности светлотных отношений. Изобразительные возможности трехтоновых композиций по сравнению с двухтоновыми значительно богаче, благодаря появлению нового выразительного средства, – светлотного взаимодействия цветов. В трехтоновых композициях расширяются возможности выражения в них различного эмоционального состояния от спокойного, сдержанного до экспрессивного. Следует отметить, что в сложных многотоновых композициях мы чаще сталкиваемся не с двумя, а со значительно большим числом светлотных градаций.

Итак, необходимым условием для полного проявления изобразительных  и выразительных возможностей ахроматических композиций надо считать наличие  трех тонов. В трехтоновых и многотоновых композициях возникает многоплановость: или белый и черный по серому тону, или белый и серый по черному  фону, или в отдельных случаях  черный и серый по белому фону. Художнику  в этих случаях необходимо сгармонировать элементы композиции – каждый в  отдельности и один с другим. Каждый из элементов (и планов) в многотоновой и трехтоновой композициях имеет  определенную долю самостоятельности (как части целого).

В композиции могут участвовать  два крайних цвета (белый и  черный) и какой-нибудь серый, например средний серый; тогда мы имеем полный светлотный диапазон тонов ахроматического ряда.

В зависимости от избранного светлотного диапазона меняются общее тональное состояние композиции и, что очень существенно, ее эмоциональное  воздействие.

Трехтоновые композиции полного  светлотного диапазона отличаются большой контрастностью и напряженностью, они наиболее активны и экспрессивны, причем степень динамичности светлотных контрастов особенно значительна при  условии, когда серый цвет сдвинут  в сторону белого цвета или  черного.

 

Правда, активное звучание светлотного  контраста при использовании  полного диапазона тонов до некоторой  степени затрудняет применение последнего в хроматических композициях (дело в том, что цвет в этом случае отступает  на второй план). В то же время композиции с полным светлотным диапазоном хорошо воспринимаются на значительном расстоянии; не случайно они широко используются при оформлении общественного интерьера.

Композиции светло-серого диапазона, где в качестве темного выступает средний серый тон, характеризуются легкостью, мягкостью, воздушностью, они более лиричны, интимны и нежны по своему тональному состоянию. В них отсутствуют сильные светлотные противопоставления и контрасты, отсюда большая обобщенность, цельность тонального состояния, более спокойное эмоциональное звучание.

Композиции среднесерого диапазона по сравнению со всеми другими наиболее нейтральны; они спокойны, сдержанны, лишены динамической напряженности тональных отношений и, пожалуй, полнее всего реализуют идею статики. Более того, сами по себе композиции среднесерого диапазона даже маловыразительны. Вместе с тем их тональное состояние открывает богатые возможности для взаимодействия цветовых тонов (в хроматических композициях).

Композиции темно-серого диапазона (самый светлый – средний  серый или близкий к нему, самый  темный – черный тон) характеризуются  в целом затемненностью, известной  сумрачностью, суровостью. Светлотные контрасты сдержанны. В силу этого  композиции темно-серого диапазона  способны вызывать чувство грусти, в них ощущается настроение драматизма и трагедийности.

Известно, что условием любого изображения на плоскости является заметность пятен и форм, которая  прежде всего зависит от их относительной  светлоты и уже затем от площади, ими занимаемой, а также от резкости и жесткости контурных очертаний. Поэтому выразительность ахроматических композиций определяется главным образом  выступанием светлых пятен и  отступанием темных по отношению  одного к другому и к фону, причем последним в большинстве случаев  является серый цвет. Именно пятна  и образуют в первую очередь рисунок  формы элемента. Если один из элементов (черный или белый) играет обычно главную  роль в композиции, то другие, наоборот, лишь поддерживают, дополняют и развивают основную тему.

На ритмическое и пластическое движение пятен в композиции художник должен обращать основное внимание.

Практическая  работа:

Выполнить растяжку от белого до черного, добиваясь равноступенности по светлоте, соблюдая следующую последовательность:

Найти среднесерый тон  между белым и черным.

Расположить найденный среднесерый  с промежутками между белым и  черным.

Найти средний тон между  среднесерым и белым.

Найти средний тон между  среднесерым и черным. Таким образом  получить пять ступеней светлоты.

Найти промежуточные тона между пятью, решая задачу нахождения среднего между двумя соседними  тонами.

Работа  выполняется  на  листе  бумаги А3,  состоит  из  шкалы  выкраски  и  отдельных  пяти  квадратов,  закомпанованых  в  листе.  Выкраски  делаются  черной  и  белой  краской,  материал  предоставляется  на  выбор (акрил,  гуашь).  Основным  требованием  к работе  является  аккуратность.

Подведение  итогов  урока:

После  окончания  урока,  подводим  итоги. Смотрим,  у кого  получилось  более  технично  и  аккуратно  выполнить  задание.  Ставим  оценки.

 

 

       Конспект четырнадцатого  урока

       Тема   урока:  «Искусство  шрифта  как  основа  графического  дизайна».

       Цель урока: Изучить историю шрифта. Приобрести практические  навыки  работы  со  шрифтовой композицией. 

Задачи:

1.  Дать  учащимся  начальные  знания  о законах  построения  шрифта, истории,  эстетики  шрифта.

2.  Научить  учащихся  грамотно  обращаться  со  шрифтом.

3. Дать  представление  о  шрифтовой  графике и о видах  шрифтов.

Оборудование  учителя  к уроку:

1.  Педагогические  рисунки,  ученические,  студенческие  работы.

2.  Книги,  иллюстрации   на  текущую  тему.

3.  Журналы,  рекламные   проспекты.

Оборудование  для  учащихся  к  уроку:

1.  Бумага,  тушь,  кисти,  карандаш.

2.  Журналы,  рекламные   проспекты.

       План  урока:

1.  Вводная  лекция,  разъясняющая  материал.

3.  Беседа  на заданную  тему.

3.  Практическая  работа.

4.  Подведение  итогов.

 

Ход  урока:

Организационный  момент:

На  сегодняшнем  занятии  вы  приобретете  навыки  работы  со  шрифтом.  Для  работы  так  же  понадобятся  умение  работать  с  линией  и  пятном.  Внимание  необходимо  уделить  компановке  элементов  композиции  и  общему  настроению  вашей  работы.  К  выполнению  композиции  предъявляются  повышенные  требования  аккуратности.

 

Объяснение  нового  материала:

История развития шрифта.

 Общение людей при  помощи письменных знаков –  шрифта - одно из величайших достижений  человечества. Слово «шрифт» - (schrift) – немецкого происхождения и  в переводе означает – письмо, начертание букв. Шрифт – это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Иными словами, шрифтом называется графическая форма определенной системы письма. Шрифт живет иногда десятки и сотни лет, развиваясь самостоятельно и вместе со всем искусством своего времени. Шрифт необходим людям для передачи информации в письменном виде во времени и пространстве.

Письменность является частью общей культуры каждого народа и  частью мировой культуры.

История возникновения письменности уходит своими корнями в глубокую древность. Сложный и длительный путь претерпел рисунок знаков, прежде чем он превратился в алфавит. Из истории мировой письменности известны четыре вида письма: пиктографическое, идеографическое, слоговое. буквенно-звуковое.

К наиболее раннему периоду  относится пиктографическое (картинное, или рисуночное) письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей. В этот период одни и те же понятия изображались в рисунках различно, так как не было еще никакой системы письма. У разных племен были свои рисунки, которые вырезались на камне зубом акулы или другими приспособлениями.

Значительно позже, в эпоху  образования государств и развития торговли, в Китае и в Египте на смену пиктографическому письму пришло идеографическое, т. е. Письмо при  помощи идеограмм, а не букв. Одним  письменным знаком обозначалось целое  слово. Это уже была система графических  форм, поскольку последовательность знаков соответствовала порядку  слов в речи. Предметы изображались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями: птица, зверь и т. д.

Информация о работе Педагогическая практика в художественной школе