Педагогическая практика в художественной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:44, отчет по практике

Описание работы

Дизайн - вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.

Работа содержит 1 файл

практика в худшколе.docx

— 147.93 Кб (Скачать)

Позднее появилось слоговое письмо, в котором знаками обозначались слоги. Слоговым письмом древние  египтяне писали на папирусе – писчем материале из стеблей тростника. Папирус свертывали в свитки, чтобы  он не ломался. Надписи делали очень  старательно и медленно. Слоговое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки (клинопись и египетские иероглифы). Виды этого письма существовали много веков у народов Древнего Востока и в странах Восточной Азии –Японии, Китае, Корее.

Буквенно-звуковое письмо появилось  во втором тысячелетии до н.э. В нем  знаки означали отдельные звуки (фонемы). Причем знаки в зависимости от произношения могли по-разному передавать звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь.

С течением времени графические  знаки усовершенствовались, на смену  одним приходили другие, более  простые по форме, передающие новое  значение. Появившаяся буквенно-звуковая система стала основой для  письменности многих народов мира, языковая специфика которых нашла  отражение и в фонографическом  составе их алфавитов. Каждый язык стабилизировался на определенном количестве знаков, составляющих алфавит. Первых алфавитов дошло  до нашего времени немного. В зависимости  от специфики языка в алфавитах  разных народов получилось различное  количество букв, например: в современном  итальянском - 21, буква, в русском -33, в чешком -39, в армянском -39.

 

Художественные возможности  шрифта  разнообразны. На первый взгляд может показаться, что шрифт должен просто-напросто фиксировать определенный текст и передавать его смысл. Разумеется, главная цель любой надписи состоит в том, чтобы сообщать людям заключенный в ее словах смысл, но наряду с этим на нас воздействует и пластический и цветовой облик надписи. В этом легко убедиться, внимательно вглядываясь в обложки и титульные листы книг, в рекламные плакаты, в произведения промышленной графики и т.п. Надписи, которые мы в них находим, представляют собой своеобразные орнаментальные построения, в которых в определенном порядке чередуются геометрические "мотивы" - значки букв.

Поэтому начертание каждой буквы, ее "рисунок" и способ композиционно-ритмического объединения букв в слове и  слов в строке обладают эмоциональной  выразительностью, сходной с той, какую мы обнаружили в геометрическом орнаменте.

Классификация шрифтов

К 1-й группе относятся  гарнитуры с умеренной контрасностью  штрихов (1:3), с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов, чаще всего приближающихся к треугольнику, преимущественно  с наклонными осями округлых букв.

Ко 2-й группе относятся  гарнитуры с контарсными штрихами (1:5), с длинными тонкими горизонтальными  засечками, соединяющимися с основными  штрихами под прямым углом (иногда с  легким закруглением).

К 3-й группе относятся  гарнитуры, имеющие малоконтрасные штрихи (1:5) с длинными засечками, преимущественно  с закругленными концами, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением.

4-я группа  - это группа  брусковых шрифтов. К этой группе  относятся гарнитуры с малоконтрасными  штрихами с длинными засечками,  соединенными с основными штрихами  под прямым углом или с легким  закруглением.

5-я группа - рубленые шрифты  с контарсностью штрихов 1:1. Засечки  отсутствуют. Шрифты получили  название "гротеск".

6-я группа - дополнительная. К ней относятся все шрифты, которые не могут быть включены  в указанные выше группы. К  ним относятся: рукописные, различные  каллиграфические шрифты

Шрифты делятся по своему назначению и области применения на книжные, газетные, плакатно-афишные, картографические, декоративные, рекламные.

Есть несколько характеристик  шрифтов:

- кегль шрифта (размер  шрифта – высота в типографских  пунктах прямоугольника, в который  может быть вписан любой знак  алфавита данного размера с  учетом верхнего и нижнего  просвета): текстовые (до 12 пунктов), титульные (более 12 пунктов).

- гарнитура шрифта (комплект  шрифтов одинакового рисунка,  но различного начертания и  размера). Имеют условные названия: литературная, обыкновенная, плакатная  и др.

- начертание шрифтов (насыщенность  и толщина штрихов, высота знаков  и характер заполнения): светлые,  полужирные и жирные.

- наклон основных шрифтов  (отклонение основных штрихов  от вертикального положения): прямые, курсивные.

- размер шрифта (в нормальных  шрифтах отношение ширины очка  к высоте составляет приблизительно 3:4. в узких – 1:2, в широких  – 1:1): сверхузкие, узкие, нормальные, широкие и сверхширокие.

Практическая  работа: Учащиеся  работают  над  созданием  «тематического»  алфавита.  В  котором  присутствуют  различные  образы:  буквы-растения,  буквы-животные,  буквы- обитатели  моря,  буквы- металлоконструкции,  буквы- архитектурные  элементы  и т.п. 

Подведение  итогов  урока:

После  прослушанной  темы  задаю  вопросы,  выясняю,  на сколько  хорошо  учащиеся  усвоили  новый  материал. Выполняем  практическую  работу.  После  окончания  урока  делаем  просмотр,  выставляем  оценки.  Напоминаю, что  следующее  занятее  у  нас  последнее,  заключительное. И  всем  необходимо  прийти  подготовленными.

 

 

 

 

 

        Конспект пятнадцатого  урока

Тема   урока:  «Решение  художественного  образа.  Форма  и  её  трансформация».

Цель урока:   Данное  задание носит обобщающий  характер  по  учебному  курсу и может служить контрольной работой.  Выбор средств выражения и оригинальность  подхода говорит о степени усвоения  материала.  Графическая подача  демонстрирует   полученные  навыки  в области композиции. 

        Задачи:

1.  Разъяснение  нового  материала.

2.  Развитие  индивидуальных  творческих  возможностей.

3. Использование  креативных  методов  для выражения замысла композиции.

4. Следить  за  последовательностью  и  аккуратностью  выполнения  практического  задания. 

Оборудование  учителя  к уроку:

1.  Педагогические  рисунки,  ученические,  студенческие  работы.

2.  Книги,  иллюстрации   на  текущую  тему.

Оборудование  для  учащихся  к  уроку:

1.  Бумага,  гуашь, тушь, акриловые краски,  кисти,  карандаш.

2.  Планшет А3.

План  урока:

1.  Вводная  лекция,  разъясняющая  материал.

3.  Беседа  на заданную  тему.

3.  Практическая  работа.

4.  Подведение  итогов.

 

Ход  урока:

Организационный  момент:

Наше  сегодняшнее  занятие  заключительное.  При  выполнении  практического  задания  необходимо  применить  все  полученные  знания.  Работа   должна  быть  выполнена  аккуратно. 

Объяснение  нового  материала:

   Основным методом дизайна является художественно - образное моделирование объекта дизайнерского проектирования посредством композиционного формообразования.

   «Композиционное  формообразование – это процесс  пространственно –пластически – колористической организации элементов структуры и формы изделия, средства и методы которой нацелены на решение задачи привнесения человеческой меры в объекты промышленного производства, выявления культурного смысла проектируемой вещи для человека в определенной среде и сфере жизнедеятельности».

   Композиция в дизайне  – это методическая система  гармонизации формы объекта разработки, позволяющая реализовать принцип  органичности формирования объекта  как системы взаимосвязанных  элементов формы и содержания. Ее цель заключается в достижении  целостности (гармонической организованности) формы и ее выразительности  – образного отражения в эстетически  значимых признаках формы утилитарно-технической  и социально-культурной сторон  сущности объекта дизайна.

   Результатом процесса  композиции является эстетическое  совершенство объекта разработки, которое проявляется в единстве, неразрывности достоинств выразительности  и образности формы (гармонии  формы и содержания) с ее композиционной  целостностью (гармонической организованностью), а также высоком качестве производственного изготовления.

   Эстетическая выразительность  и художественная образность  произведений дизайна относятся  к содержательно-эстетическим категориям  композиции, а гармоническая организованность  формы – к формально-эстетическим  категориям.

   И содержательность, и композиционной целостность  формы объектов дизайн-проектирования  достигаются профессиональным выбором  и умелым использованием средств  и приемов композиции.

Под формой подразумевается  двухмерный объект, который может  быть создан при помощи линий, цвета, светотени. На картине, листе бумаги мы создаем лишь иллюзию глубины или объема, но сами объекты у нас все равно двухмерные. С трехмерными объектами мы имеем дело, например, в скульптуре, где у нас появляются понятия массы и объема  и  в компьютерной  графике.

Формы можно разделить  на геометрические и органические. Органические – это природные  формы, вы можете их встретить в животном и растительном мире, так, например, морские волны, полоски зебры, паутина, снежинка и т.д. Органические формы, как правило, сложные, лучше всего  рисовать их вручную. Геометрические формы  – искусственные, созданные человеком (линия, треугольник, квадрат и др. – это простейшие геометрические формы, на основе их могут быть созданы  более сложные).

Помимо органических и  неорганических форм, можно еще выделить абстрактные формы. К ним можно  отнести ранние формы визуальной письменной коммуникации: наскальные рисунки, символы, имеющие ритуальный смысл, например, символы солнца или  луны. Рисунки и символы постепенно перешли в пиктограммы (например, египетские изображения – вид  письменности, в котором предметы, действия, понятия их связи передаются с помощью обобщенных и упрощенных изображений, фигур, схем), идеограммы (стилизованные, упрощенные изображения, обозначавшие слова или понятия), и фонограммы (звуки, представленные рисунками, например, нота, или часть  имени). Иероглифы, руны, и, в конце  концов, вполне знакомые вам буквы  – это все абстрактные формы. Кроме букв, существуют и другие современные абстрактные формы  – это дорожные знаки, символы  на кнопках вашего плеера, «места для  инвалидов» в транспорте и т.д.

Если есть форма, то есть и контрформа (место, пространство вокруг формы). При работе мы всегда должны рассматривать, как работает (взаимодействует) внутри нашего рабочего пространства то, и другое.

Искусство изображать животных, природу – одно из самых древнейших на земле. Со дня рождения и до конца  жизни человек общается с природой, с животным миром. Еще в глубокой древности люди изображали животных, пытаясь вложить в это магический смысл.

Практическая  работа:

Выполнение  композиции  в  стиле  «плакат».

Выбрать  задачу  для  реализации  идеи  в  графике.  Грамотно  подобрать  шрифт,  его  размер,  конфигурацию.  Умело  акцентировать  идею  плаката.  Использовать  креативный  и  оригинальный  подход  к  работе.

Подведение  итогов  урока:

Заканчиваем  работу,  выставляем  композиции  на  планшетах.  Проводим большой  просмотр.  Беседуем,  выставляем  оценки.  Подводим  итоги  всего  курса.  Вспоминаем,  чему  научились. 

 

 

 

 

                                     3. Характеристика  класса.

Детская художественная  школа города  Лермонтова,  где я проходила практику,  является  муниципальным учреждением дополнительного образования детей.  Традиционным для деятельности школы стало двухступенчатое обучение детей, зависящее от возрастных особенностей развития ребенка:

1 ступень - подготовительная  группа – возраст детей 6-10 лет

2 ступень - Художественная школа – возраст детей 11-16 лет.

В школе реализуется замысел  дифференцированного подхода к  детскому художественному образованию, предполагающего постепенное создание, развитие и использование возможностей так называемой “развивающей среды”.

Сущность работы состоит  в приобщении ребенка к разнообразию культуры, в получении им академического художественного образования.

Художественная школа  ставит перед собой задачи: начального академического художественного образования, художественного просвещения, выставочной деятельности, а также поисков новых форм художественно-воспитательной деятельности, связанных с вышеперечисленными задачами.

Традиционно,  в  рамках  педагогического  процесса,  проводятся  итоговые  просмотры  1  раз в полугодие,  пленэрные практики с выездом в другие  города  КМВ,  а так же  участие в различных городских и региональных  выставках  и  конкурсах  рисунков.  За  всю  историю  существования  ДХШ  г. Лермонтова,  её  воспитанники  не  раз  занимали  призовые  места.

Информация о работе Педагогическая практика в художественной школе