Педагогическая практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:43, отчет по практике

Описание работы

В период прохождения практики, мною была выполнена учебно-методическая работа, включающая следующие мероприятия:
1) посещение родительского собрания у 7 «Б» класса под руководством педагога-психолога;
2) посещение и наблюдения занятий у учителей в 6-х, 7-х, 8-х, 9-х и 10-х классов
3) участие в мастер-классе на тему: «Возможности использования арт-терапии на уроках «Самопознания»»
4) посещение 2 уроков педагога-психолога школы по самопознанию:
- «Жить в мире с людьми» (6 «Б» класс)
- «Я и мир вокруг» (6 «В» класс)

Работа содержит 1 файл

ПОЛНОСТЬЮ!.docx

— 32.90 Кб (Скачать)

                                       Введение

 

Я проходила практику в  КГУ «специализированной  школе – лицей № 34 для одаренных  детей» с «30» января по «3 марта». Данное учебное заведение было образовано в 1962 году как общеобразовательная школа, а затем в 1990 году получило статус специализированного лицея для одаренных детей. Педагогический коллектив (71 человек) в основном представлен учителями первой и высшей категории. В данной школе обучается 715 детей.

Для прохождения практики были созданы  все условия. Психологи школы  старались по возможности, помочь, передавая  навыки работы в данной сфере.

Меня закрепили в качестве помощника  учителя самопознания в 7-х классах  и в качестве помощника психолога  у младших школьников. Психолог которая  со мной работала, оказалась замечательным  специалистом. Наша совместная работа прошла плодотворно, поскольку были объединены жизненный, профессиональный опыт, большой практический опыт и  теоретические знания, а также  мое желание перенять этот опыт.

Педагогический коллектив школы-лицея  №34 ставит перед собой задачу не только обучать детей, но и развивать  в них одаренность в какой-либо сфере. На данном этапе весь коллектив  занимается разработкой следующей  общеэкспериментальной темы: «Вариативность содержания, технологии обучения и  воспитания как условие развития одаренности». В рамках этой общей  темы каждый учитель занимается научно-экспериментальной  деятельностью в рамках своего предмета.

За период практики я попробовала  себя в роли преподавателя самопознания и провела диагностику с учащимися 1 и 7 класса. Мною были проведены 4 урока, в процессе которых я полностью  прочувствовала тяжелую преподавательскую  деятельность, все трудности, возникающие  при работе с детьми, но также и радость от взаимодействия и возможности влияния и обучения школьников. Также я побывала в роли классного руководителя, проведя классный час и воспитательное мероприятие. Попробовав себя в роли педагога - психолога, я в который раз убедилась, что теория и практика должны быть тесно связаны. И не всегда понятный материал в теории легко проходит на практике. Моя работа с детьми заставила меня увидеть свои недостатки в общении с ребятами. Очень часто, в случае, когда я теряла контроль над поведением группы, мне хотелось вести себя как авторитетный, строгий учитель, хотя этот стиль общения мне не присущ. В ходе работы находились более действенные приемы. Возбуждение интереса в детях с помощью познавательной и любопытной информации, привлечение внимания неожиданными фактами и подробностями еще раз напомнили мне о том, как важно сделать урок не только информативным, но и максимально интересным для учеников. Сухая информация не будет воспринята ими и скорее всего пройдет мимо ушей, не оставив никакого следа. Речь педагога должна быть адаптирована к восприятию школьников. Нужно учитывать возраст и уровень развития обучаемых, потому что иначе между педагогом и классом просто возникнет барьер, и соответственно плодотворного взаимодействия не получится.

Мне сначала было сложно адаптироваться в среде школьников, была замечена некоторая скованность во взаимоотношениях. По началу они не воспринимали меня всерьез, относясь ко мне скорее как  к подруге, чем как к учителю. Но затем их приятельское отношение  переросло в уважение, когда я  поделилась своим жизненным опытом и когда показала, что им есть чему у меня поучиться.

В процессе выполнения определенных заданий практики я закрепила  теоретические знания, полученные в  процессе обучения, а также усовершенствовала  профессиональные умения и навыки в  построении конструктивного взаимодействия с детьми, в написании практических материалов и проведении учебных  занятий.

  1. Общая характеристика и анализ учебно-методической и исследовательской работы по педагогической практике
    1. Учебно-методическая работа: характеристика и анализ

 

В период прохождения  практики, мною была выполнена учебно-методическая работа, включающая следующие мероприятия:

  1. посещение родительского собрания у 7 «Б» класса под руководством педагога-психолога;
  2. посещение и наблюдения занятий у учителей в 6-х, 7-х, 8-х, 9-х и 10-х классов
  3. участие в мастер-классе на тему: «Возможности использования арт-терапии на уроках «Самопознания»»
  4. посещение 2 уроков педагога-психолога школы по самопознанию:

- «Жить в мире с людьми»  (6 «Б» класс)

- «Я и мир вокруг» (6 «В»  класс) 

     5) подготовка и проведение занятий  по курсу «самопознание» у  7-х  

         классов:

         - «Картина мира» (7 «А» класс)

         - «Картина мира» (7 «Б» класс)

         - «Энергия позитивной мысли» (7 «А»  класс)

     6) анализ посещенных уроков и  самоанализ собственных уроков.

 

Присутствовав на родительском собрании в 7 «Б» класса, я пронаблюдала, как проводит педагог-психолог собрания, что отмечает главным и  как входит в контакт и доверие  к родителям учащихся детей.

Далее, я  приняла участие на мастер-классе на тему: «Возможности использования  арт-терапии на уроках  «Самопознания»»  Юлия Владимировна сразу включила нас  в работу с помощью психологический упражнений и игр, мы на себе применили техники арт-терапии. На мой взгляд мастер-класс удался.

Уроки педагога-психолога  школы, которые я посетила интересные и информативные. Уроки проходят в виде игр, упражнений, дискуссий  и беседы. На этих уроках я посмотрела, чтоб представляет собой урок по самопознанию, что он включает в свои этапы, какие  методы можно использовать. Отметила, что уроки имеют свою последовательность и логику. На уроке учащиеся активно  проявляют свой интерес к теме, задают вопросы и познают себя. Занятия в основном проходили  в виде диалога с учениками. Мне  понравились проведенные уроки  педагогом-психологом школы и для  себя, я поставила примером в дальнейшем проведении своих занятий по самопознанию.

Позже, мы с Юлией Владимировной определили тематику моих уроков, их цели и вопросы, которые я должна буду проработать  в ходе урока.

Проведения  моих уроков по самопознанию позволило  мне не только расширить диапазон моих знаний в области психологии личности, но и позволили приобрести для себя практические умения и навыки передачи информации учащимся. Каждый мой урок был для меня опытом в  общении с детьми, я пыталась быстрее  установить контакт с классом, обратить их внимание на меня и вовлечь в  процесс урока. Конечно, первый урок для меня был тяжелым, мне приходилось  бороться со своим страхом и в  то же время завоевывать авторитет  у класса. Я испытала недостаток  практических умений и навыков, и  в этот момент мне пришлось обращаться за помощью к педагогу-психологу.

Следующие уроки были на много удачными. Это  следующие уроки:

- «Картина  мира» (7 «Б» класс) . Цель урока  состояла в углублении представления  учащихся о ценности окружающего  мира.

- «Энергия  позитивной мысли» (7 «А» класс). Цель  урока заключалась 

в способствовании  развития у учащихся умения мыслить  позитивно, ведущего к созидательной  деятельности.

- «Энергия  позитивной мысли» (7 «Б» класс). Цель  урока в способствовании развития  у учащихся умения мыслить  позитивно, ведущего к созидательной  деятельности.

Эти уроки  позволили мне сформировать представление  о структуре и ходе урока, окунуться  в методику преподавания – проведение уроков по самопознанию. При подготовке к урокам, я учитывала время  и возраст учащихся, т.е мне  понадобились также знания по возрастной и социальной психологии.

При проведении своих занятий старалась, чтоб больше разговаривали участники, чем я, но в тоже время постоянно не забывала о том, что надо постоянно устанавливать  контакт с ними, чтоб наше общение  с учениками было доверительным  и  доброжелательным. Использовала похвалу как средство одобрения  за работу на уроках, применяла различные  способы активизации их внимания.

Минусами  своей работы считаю:

- отсутствие  практического опыта проведения  уроков ;

-страх  и тревожность во время урока,  в  том, что не удастся  провести урок;

-сложности  в установлении контакта с  учащимися.

 

 

 

     2.1 Исследовательская  (диагностическая) работа: характеристика  и анализ

 Исследовательская работа предполагала проведение психологической диагностики  первоклассников и 7 «А» класса на изучение мотивационной направленности учащихся.

Мотивация – это побуждение к действию, динамический процесс психофизиологического  плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, активность и  устойчивость, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Общая схема  проведения диагностики:

- первоначально  должны быть поставлены цели  и задачи исследования, уточнены  объект и предмет измерения.

-выбранные  сформулированные вопросы для  проведения диагностики выдаются  на листе А4 каждому испытуемому.  На каждый вопрос нужно ответить  «да» или «нет».

При проведении диагностики мотивационной направленности учащихся 7 «А» класса я предъявляла  следующие вопросы:

  1. Мне кажется, лидером в классе достоин стать только ученик, который имеет хорошие результаты в учебе.
  2. родители всегда поощряют меня за хорошие отметки в школе.
  3. Я очень люблю узнавать что-то новое.
  4. Мне нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении.
  5. Я хочу, чтобы одноклассники считали меня хорошим учеником.
  6. Я стремлюсь к тому, чтобы учитель похвалил меня, если я правильно выполнил задание.
  7. Я всегда рассказываю об успехах в учебе своим родителям.
  8. Меня пугает возможность быть отчисленным из лицея.
  9. Я часто скрываю свои плохие отметки от родителей, чтобы избежать наказания.
  10. Я учусь прежде всего потому, что знания пригодятся мне в будущем, помогут найти хорошую работу.
  11. Школа для меня прежде всего место общения с друзьями.
  12. Мне нравится участвовать в различных школьных мероприятиях, и было бы здорово не тратить в школе столько времени на уроки.
  13. Учеба для меня сейчас – одна из основных сфер, где я могу проявить себя.
  14. Ребята в нашем классе не будут хорошо относиться к человеку, если он плохо учится, несмотря на другие его заслуги.
  15. Мое образование часто становится темой для разговоров в нашей семье.
  16. Мне нравится проводить самостоятельные исследования, делать какие-то открытия.
  17. Мне важно доказать самому себе, что я способен хорошо учиться.
  18. Когда я получаю хорошую отметку, я стремлюсь, чтобы об этом знали мои одноклассники.
  19. Я расстраиваюсь, когда получаю тетрадь и вижу, что учитель никак не отметил мою работу.
  20. Я начинаю стараться на уроках, если знаю, что родители как-то поощрят мои старания.
  21. Я начинаю учиться старательнее, если знаю, что мою успеваемость будут обсуждать на педсовете, на школьной линейке.
  22. Я прилагаю больше усилий к учебе, если знаю, что дома буду наказан за плохую успеваемость.
  23. Мне важно вырасти культурным, образованным человеком.
  24. Мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одноклассниками учебный материал.
  25. Можно сказать, что в школе я больше заинтересован играми и другими интересными делами, чем уроками.
  26. Я люблю участвовать в различных олимпиадах и викторинах в школе, потому что для меня это способ заявить о себе.
  27. Ребята в нашем классе всегда интересуются результатами контрольных работ друг друга.
  28. Для моих родителей очень важно, чтобы я был успешен в учебе.
  29. Мне нравится придумывать новые способы решения задач.
  30. Мне хотелось бы быть лучшим учеником в классе.
  31. Я хочу выглядеть в хорошем свете перед одноклассниками, поэтому стараюсь хорошо учиться.
  32. Мне нравиться, когда учителя в конце урока перечисляют учеников, чья работа на уроке была самой лучшей.
  33. Мне очень важно, чтобы родители считали меня способным учеником.
  34. Я расстраиваюсь из-за плохих отметок, потому что понимаю: это значит, что учителя теперь считают меня неспособным учеником.
  35. Я очень переживаю, если родители называют неспособным, неуспешным учеником.
  36. Я уже сейчас задумываюсь о том, в какой вуз я буду поступать и какие знания мне для этого понадобятся.
  37. Я всегда очень радуюсь, когда отменяют урок и можно пообщаться с одноклассниками.
  38. Я бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены.
  39. Я люблю высказывать на уроке свою точку зрения и отстаивать её.

Полученные  данные по исследованию представлены в приложении 2.

Проанализируем результаты диагностики:

     По данным проведенной диагностики  на мотивационную направленность  учащихся 7 «А» класса были получены  результаты:

     В классе ярко выражен мотив  одобрения педагогами, что говорит  нам о значимости одобрения  для учащихся у его учебным  успехам со стороны педагогов. Присутствует боязнь наказанья со стороны семьи, т.е большинство боятся быть в глазах родителей и родственников не успешными, неспособными. Наблюдается заинтересованность учащихся прежде всего внеучебных делах, проводящих в школе (концерты, выставки, праздники и т.д), а не в непосредственно урочной деятельности. Они с удовольствие ходят в школу, часто являются участниками внеурочной деятельности, однако учатся неохотно, по необходимости, как бы отбывая повинность за интересные дела.

      Таким образом, результаты проведенной  диагностики показали следующее:  учащиеся 7 «А» класса являются  активными участниками внеурочной  деятельности, заинтересованы прежде  всего в тех видах деятельности, где присутствует возможность  коммуникации. Имеется боязнь наказания  со стороны семьи.

      При проведении диагностической  или исследовательской работы, у  меня не возникло затруднений.  В этой работе мне оказала  помощь педагог – психолог  школы.

          2 Общая характеристика и анализ воспитательной и психопросветительской работы по педагогической практике.

    2.1 Воспитательная  работа: характеристика и анализ

 

Воспитательной  работе в период прохождения педагогической практики была посвящена предпоследняя  неделя практики.

При проведении воспитательной работы я провела  классный час профилактической направленности с учащимися 7 «А» класса по проблеме курения (тема: «Курение как социальная проблема молодежи»). Цель выбранной  темы для классного часа заключалась  не только в информировании по весьма значимой проблемы современного времени, но и в формировании психологической  устойчивости к явлению курения  у современной молодежи.

При разработке воспитательного мероприятия я  стремилась решить следующие психолого-педагогические задачи:

-рассмотреть  насколько курение является проблемой  21 века;

-проанализировать  понятие «курение», «зависимость»  и «механизм привыкания»;

-проанализировать  вред курения для человека;

-рассмотреть  пути предупреждения курения  у молодежи.

Исходя из поставленных целей и задач, я  решила построить классный час в  виде беседы, сопровождая ее просмотром видео. Вся работа в период классного  часа построена на атмосфере доверия  и сотрудничества, что способствовало выработке единого результата. Ученики  активно выражали свое мнение и задавали полезные вопросы по этой проблеме.

Информация о работе Педагогическая практика