Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:44, отчет по практике
Дизайн - вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.
3. Сформировать первичные навыки сложного комплекса пространственных задач.
Оборудование учителя к уроку:
1. Педагогические рисунки. Изделия, отражающие тему урока.
2. Книги, иллюстрации на текущую тему.
Оборудование для учащихся к уроку:
1. Акриловая грунтовка.
2. Гипсовая шпатлевка.
3. Акриловые краски основных цветов.
4. Кисть, шпатель, мастихин.
5. Белая вододисперсионная краска.
План урока:
1. Вводная лекция, разъясняющая материал.
3. Беседа на заданную тему.
3. Практическая работа.
4. Подведение итогов.
Ход урока:
Организационный момент:
На сегодняшнем занятии мы узнаем много нового о таких понятиях как фактура, рельеф и объем. Полученные знания вы сможете применить в изготовлении собственной композиции. Это будет настенная композиция – рельеф на этническую тему (Африка, Египет, Китай). Обращаю ваше внимание на то, что каждая композиция должна быть выполнена аккуратно.
Объяснение нового материала:
Фактура – это свойство предметов, характеризующее внешнее строение поверхности формы. Для характеристики фактуры существуют слова – шероховатая, гладкая и др. Фактурность материала зависит от плотности и величины микроискажений поверхности. Крайними значениями можно назвать гладкие поверхности, у которых элементы фактуры столь малы, что они зрительно не различаются. Другая крайность – когда элементы фактуры по своей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы.
Фактура поверхности. Качество поверхности любого объекта является одним из главных элементов в дизайнерском проектировании, поскольку оно воспринимается зрительно и на ощупь. Фактура во многом определяет степень официальности интерьера, она может придавать пространству оттенок холодности или теплоты. Фактуру используют для создания ощущения разнообразия при единстве цвета. Так, сияющие хромированные трубки стульев, контрастируя с грубым ковровым покрытием пола, могут придать очарование интерьеру, который в противном случае казался бы скучным. Среди фактур поверхности выделяют шероховатые и гладкие, твердые и мягкие, блестящие и матовые, прозрачные и непрозрачные. Как правило, шероховатые матовые поверхности, будь то каменная кладка камина или рыхлое плетение шерстяной обивки мебели, считаются неофициальными, а гладкие блестящие поверхности, например, черный лаковый рояль, подчеркивают формальность обстановки. Мягкие ковровые покрытия придают ощущение тепла и комфорта, в то время как гладкие твердые поверхности характерны для холодных деловых по характеру интерьеров. Если дизайнер не учел в достаточной мере архитектурные фактуры, заданные стенами, окнами, каминами и полами, равно как и фактуры мебели, то в одном интерьере может оказаться излишнее разнообразие фактур. Это почти неизбежно приведет к ощущению хаоса и распада интерьера на разные элементы.
Рельеф - это скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа. Важнейшие выразительные средства, присущие рельефу - развёртывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания иллюзии округлости объёмов, тонкая моделировка форм - позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы (составляющие характерную особенность многопланового, т. н. живописного, рельефа). Рельеф может включаться в композицию стены, свода, скульптурного памятника и т. д. или быть самостоятельным станковым произведением.
Релье́ф — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.
В зависимости от назначения
различаются архитектурные
Виды рельефа:
Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Наиболее известный пример горельефа — Пергамский алтарь. Горельефы часто используют для украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий. Они позволяют отобразить многофигурные сцены, пейзажи.
Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа.
Объем . Объемная композиция определяется не столько развитием формы по координатным направлениям, сколько таким соотношением массы и пространства, при котором преобладают именно объем, его масса, а пространство композиционно подчинено ему.
К объемной композиции можно отнести произведения искусства, имеющие три измерения (длину, ширину и высоту), то есть параметры, характеризующие объем вообще и решающие художественные задачи. Это различные здания и сооружения, малые архитектурные формы, скульптура, мелкая пластика, произведения декоративно-прикладного характера, различные утилитарные объемы, будь то посуда, мебель, средства транспорта, одежда – в общем, все то, что включает в себя дизайн. Даже в этом простом перечислении чувствуется, какое широкое применение может иметь объемная композиция в нашей жизни для создания функциональных предметов, обеспечивающих жизнедеятельность человека.
Объемную композицию можно подразделить на два вида: симметричную и асимметричную. Наиболее распространенная – симметричная объемная композиция, имеющая вертикальную ось. Все четыре или более стороны относительно ее одинаковы. Такой симметричный объем в основном организует вокруг себя и одинаковое пространство, так как он ориентирован на одинаковое восприятие со всех сторон. Характерным примером таких композиций можно назвать дорожные ориентиры, верстовые или знаковые столбы, городские фонари прошлых веков, образцы садово-парковой архитектуры (например ротонды) и т.д. Но и более мелкие предметы можно отнести к категории симметричных объемных композиций (например горшок, выполненный на гончарном круге).
Симметричность объемной композиции придает ей уравновешенность, а также статичность, посредством которой можно организовать акцент объема в «движущемся» пространстве.
Асимметричная объемная композиция имеет широкие возможности для решения неповторимых пластических задач и сложного движения масс. Так, посредством асимметричной объемной композиции можно понять художественный образ, созданный автором, проследить выраженную им пластическую тему, только двигаясь вокруг нее. Асимметрия позволяет более емко выразить образ, передав всю его многогранность и многоликость. Именно асимметричную объемную композицию легче подчинить или развить, вставить в соответствующее пространство или пространство подчинить ей.
Практическая работа:
На сегодняшнем занятии предлагаю вам заняться изготовлением декоративного настенного панно на этническую тему. Предлагаю вам ознакомиться с новаторскими дизайнерскими решениями и приступить к работе. Можно использовать различные фактуры. После разработки общего вида, композицию необходимо решить в цвете. Это подчеркнет творческий замысел. Работа с учениками проводится индивидуально и фронтально.
Подведение итогов урока:
За 15 минут до окончания занятия, все композиции выставляются на просмотр. Оцениваем качество изготовления и идейное содержание. Выставляем оценки.
Конспект десятого урока
Тема урока: «Орнамент как начальная форма создания условного изображения».
Цель урока: Объяснить учащимся, что такое орнамент. Рассказать о разновидностях орнамента. Выполнить практическую работу.
Задачи:
1. Дать учащимся начальные знания об орнаменте.
2. Формировать чувство аккуратности и внимательного отношения к своей работе.
Оборудование учителя к уроку:
1. Педагогические рисунки.
2. Книги, иллюстрации на текущую тему. Фото материал.
3. Бумага, гуашь, акриловые краски, кисти, карандаш.
Оборудование для учащихся к уроку:
1. Бумага, гуашь, акриловые краски, кисти, карандаш.
План урока:
1. Вводная лекция, разъясняющая материал.
3. Беседа на заданную тему.
3. Практическая работа.
4. Подведение итогов.
Ход урока:
Организационный момент:
В начале нашего урока мы поговорим об орнаменте. Узнаем, какие бывают разновидности орнамента, где они используются и для чего. Далее мы выполним практическую работу.
Объяснение нового материала:
Стилизация. Прежде чем говорить об орнаменте, сперва необходимо уделить внимание стилизации. Стилизация - это условность выразительного языка. Стилизация достигается обобщением, цель которого сделать объект более понятным зрителю и облегчить его выполнение для художнику.
"Стилизация, по своей
содержательной сути
Стилизация - это использование в творческой деятельности уже встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм и приемов, стилевых черт в новом содержательном контексте для достижения определенных идеологических и эстетических целей. Каждый материал диктует свой способ стилизации.
Орнамент. В переводе с латинского - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения каких-либо изделий или архитектурного объекта. Для орнамента характерно применение двух средств: симметрии и ритма.
Основной признак орнамента
- это его подчиненность
(Орнаменты имеют древний
магический смысл. Например, почти
у всех народов мира орнамент
на одежде наносился на рукава,
подол и горловину, а женщины
носили фартук с орнаментом, который
закрывал все детородные
Какие же мотивы свойственны орнаменту? Растительные, с разной степени стилизации применяются у всех народов: лотос (Египет), виноград и пальмы (Греция), геоцинт (Турция), роза (Европа в период готики, позднее средневековье), хризантемы (Китай). Анималистические мотивы (изображение животных), как правило, носили символические значение, т.к. изображали тотемных животных: лев (Египет), слон (буддийские страны), дельфин (Др. Греция), карп (эпоха Возрождения), рыба (зарождение христианства)... Антропологические мотивы в орнаменте применялись редко, т.к. они имеют самостоятельных художественный образ.
Классификация орнамента: 1)
По изобразительной
Композиционное построение орнамента
Существует 3 вида построения орнамента: розетта, бордюр и раппорт.
Розетта. Это замкнутая композиция, построенная с применением плоскости или оси симметрии. 3 варианта построения розетты: зеркальная симметрия, осевая симметрия (поворотный вариант) и зеркально-осевая симметрия (зеркально-поворотная). На основе розетт строится орнамент в круге.
Бордюр. Это замкнутая композиция имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу.
Раппорт. Или статический сетчатый орнамент - это неограниченная композиция, в которой прямые (или плоскости симметрии) пересекаются друг с другом образуя сетку.
Практическая работа:
На практическом занятии учащимся предлагается изобразить одну из трех композиционных систем: розетту, бордюр, раппорт. Для построения композиции используются геометрические фигуры и стилизованные растительные элементы. Работа с учащимися проводится индивидуально и фронтально.
Подведение итогов урока:
Делаем просмотр, выставляем оценки. Напоминаю, что учащиеся должны принести на следующий урок.
Конспект одиннадцатого урока
Тема урока: «Цветоведение – как один из важнейших компонентов дизайна».
Цель урока: Практическое изучение спектральных цветов, их систематизация для дальнейшей гармонизации. Нахождение цветов второго, третьего порядка.
Информация о работе Педагогическая практика в художественной школе