Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:44, отчет по практике
Дизайн - вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.
Основными контрастами в
изобразительном искусстве
1) контрасты являются законом композиции-закона единства и борьбы противоположностей;
2) без контрастов нельзя
создать не только
3) контрасты создают
4) контрасты в композиции
выступают как композиционная
сила не только с точки зрения
«механики» построения, т. е. построения
композиции как какой-то
Доминанта
Домина́нта (от лат. dominans «господствующий») — термин, используемый в разных предметных областях:
Доминанта в музыке — главенствующая тональность или её ступень, контрастная по отношению к основной.
Доминанта в архитектуре — господствующее в архитектурном окружении здание или сооружение.
Доминанта в литературе — главенствующий приём, необходимый в создании художественного целого.
Доминанта является стержнем композиционного соподчинения, обеспечивает целостность и своеобразие художественной формы. Как господствующая идея, определяет построение всей композиции.
Практическая работа:
Выполнение практического задания направлено на изучение объективных закономерностей формообразования и связанных с ними средств построения любой формы.
Учащиеся выполняют плоскостную композицию из геометрических фигур, линий точек, пятен. В построении композиции дети учатся использовать такие понятия как масштаб изображения, цвет, тон, фактура. Учатся создавать «магнитное поле» композиции, определяющее степень влияния элементов на все окружающее пространство и композиционную организацию изображения. Решают ее в контрастном колорите.
Подведение итогов урока:
Делаем просмотр, выставляем оценки. Напоминаю, что учащиеся должны принести на следующий урок.
Конспект четвертого урока
Тема урока: «Пропорции – основное средство гармонизации формы».
Цель урока: Объяснить учащимся понятие пропорции. Рассказать о принципе «золотого сечения». Провести с учащимися практическую работу, используя знания о пропорциях, «золотом сечении». Научить детей видеть гармонию и создавать гармоничные композиции.
Задачи:
1. Определение пропорций, их значение для организации различных видов композиционных построений.
2. «Золотое сечение», как метод гармонизации композиции.
3. Заложить основу для развития гармоничного чувствования композиции.
Оборудование учителя к уроку:
1. Педагогические рисунки.
2. Книги, иллюстрации на текущую тему.
3. Бумага, гуашь, акриловые краски, кисти, карандаш.
Оборудование для учащихся к уроку:
1. Бумага, гуашь, тушь, акриловые краски, кисти, карандаш.
План урока:
1. Вводная лекция, разъясняющая материал.
3. Беседа на заданную тему.
3. Практическая работа.
4. Подведение итогов.
Ход урока:
Организационный момент:
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с новым композиционным термином – гармония. Слово, казалось бы привычное. По вашему мнению, что оно означает? После небольшой лекции мы с вами окунемся в мир собственных гармоничных чувств, и при помощи доступных нам средств попытаемся создать идеальные композиции. Можно использовать краски, тушь, карандаш. Гармоничную композицию можно создавать из геометрических фигур, из линий, пятен, других форм. Готовым композициям вы сами должны дать название.
Объяснение нового материала:
Гармония, в переводе с
греческого, это созвучие, согласие,
противоположность хаосу. Гармония
означает высокий уровень
Гармоничная система всегда составлена из двух или более элементов, между которыми должно быть определенное количественное отношение, или пропорция. Пифагор признает началами всех вещей «числа и заключающиеся в них соразмерности, которые он называет также гармониями». Древнеримский теоретик архитектуры писал: Ни один храм не может строиться без учета соразмерности и пропорциональности, без того, чтобы он не имел точного соотношения частей, подобно соотношению частей тела у хорошо сложенного человека.
Любимой пропорцией в античности и в классическом искусстве последующих веков было «золотое сечение», выражаемое иррациональным числом «фи», равным 0,618. Говоря описательно, чтобы разделить отрезок С в «золотой пропорции», нужно, чтобы его часть А относилась к части В, как В относится к С. Более грубое приближение к этой пропорции можно получить отношениями 3:5, 5:8, 8:13.
По древнегреческой мифологии Гармония — дочь бога войны Арея и богини любви и красоты Афродиты, то есть, в ней слиты противоположные, враждующие начала. Поэтому понятие гармонии включает в себя контраст как необходимое условие. Контраст способствует многообразию и разнообразию, без которых немыслима гармония. «Гармония есть единение многого и согласие не согласного». Это знали древние. Художник XVIII в. Хогарт находил, что сущность гармонии в единстве и разнообразии. Он преклонялся перед волнообразной линией, которую считал «линией красоты и грации», потому что она является конкретным воплощением единства и разнообразия. Без разнообразия невозможна красота. Однообразие утомляет. В смене противоположного проявляется диалектическая закономерность — отрицание отрицания. В зримых образах искусства она выражается через ритм и контраст. Смысл гармонии в обуздании хаоса. Но она осуществляет это через борьбу противоположных начал. Объединяя противоположные начала, гармония уравновешивает их, вносит меру и согласие, упорядочивает и в награду получает красоту.
Гармония — эстетическая
категория. Симметрия, пропорции, ритм,
контраст, цельность — образующие
гармонию объективно связаны с природой,
с движением и развитием
Гармония — эстетическая категория и ее нельзя сводить к понятию пропорции или симметрии. Она включает в себя многоплановые отношения человека с миром, социальные отношения, связана с представлением о нравственных ценностях. Гармонически развития личность — цель общества будущего, в котором должна осуществляться высшая гармония человека, общества и природной среды. Но это понимание гармонии невозможно без той первоначальной ступени, того основания, которое было заложено в «учении о гармонии» древних; без понимания единства мира, проявляющегося в гармонических отношениях чисел, природных форм; без понимания диалектики природы и диалектического начала гармонии; без понимания роли гармонии в жизни и в искусстве.
Стремление к гармоничным
формам существования естественно
для человека. Внесение гармонического
начала в искусство — необходимость,
вызванная потребностью реалистического
отображения действительности с
целью ее освоения, познания и верного
отражения ее в художественной форме,
предназначенной для
Целое всегда можно разделить на части, но не всегда это можно сделать красиво. Золотое сечение («божественная пропорция») позволяет поделить на части в четко заданном отношении их друг к другу и к целому.
Считается что понятие о золотом сечении ввел в научную практику древнегреческий математик Пифагор в VI веке до н.э. Первые упоминания о золотом делении встречаются в III веке до н.э. в труде Евклида «Начала», где оно применялось при построении правильных 5- и 10-угольников. Сам термин «Золотое сечение» ввел Леонардо да Винчи в конце 15-начале 16 века.
Древние математики называли Золотым делением такое деление отрезка, при котором его общая длина относилась к длине большей части так же как длина большей части к меньшей, т.е. в отношении примерно 5:8, a : b = b : c или с : b = b : а
Особенно популярным золотое сечение было в Эпоху Возрождения.
Золотое сечение широко применяется в науке, искусстве, математике, архитектуре. Пропорции золотого сечения часто используют в композиции картин. Художники заметили, что картины имеют определенные точки, зрительные центры, которые приковывают к себе внимание. Эти 4 точки располагаются на расстоянии 3/8 и 5/8 от краев картины и чтобы привлечь внимание к главному элементу достаточно поместить его в зрительный центр.
Расположение элементов
картины в золотых
Золотое сечение применяется
в архитектурных конструкциях с
древности и до наших дней. Его
соотношения стали основой
Как ни странно, соотношения
«золотого сечения» подсмотрены
у природы. Первым эти особенности
подметил немецкий математик Иоганн
Кеплер, а начиная с 17 века констатация
математических закономерностей в
живой природе стала
Семечки подсолнуха, чешуйки у шишек и ананаса, верхушки побегов растений закручиваются по определенной строго выверенной спирали. По логарифмической спирали закручиваются раковины улиток, плетется паутина, распускаются бутоны. Растение выпускает лист, через некоторое время ещё и ещё. Всё уменьшающиеся расстояния между листьями строго пропорциональны и подчинены золотой пропорции. В самых привычных формах можно разглядеть симметрию и золотые пропорции – птичьи яйца, музыкальные тона, греческие вазы, статуи.
Практическая работа:
После прослушивания лекционного материала, учащимся предлагается заняться созданием собственной композиции. Приступая к выполнению практической работы, следует напомнить о таких понятиях как оттенки, градации тона. Напомнить что гармония формы может сочетаться с гармонией цвета, и можно использовать разбеленые, пастельные цвета, теплые и холодные. Элементами композиции могу быть свободные формы: линии, тоновые пятна и геометрические фигуры. Работа с учащимися проводится индивидуально и фронтально.
Подведение итогов урока.
После окончания работы, предлагаю сделать небольшой просмотр. Каждый защищает свою работу, рассказывает, почему он создал свою композицию, чем руководствовался, задаю вопросы по прослушанной лекции. Выявляем наиболее удачные работы, обсуждаем, ставим оценки.
Конспект пятого урока
Тема урока: «Понятие масштаба в композиции».
Цель урока: Объяснить понятие масштаба. Практическое закрепление полученных знаний в области масштабов композиционного построения.
Задачи:
1. Раскрыть понятие масштаб.
2. Рассказать о роли масштаба в построении композиции.
Информация о работе Педагогическая практика в художественной школе