Педагогическая практика в художественной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:44, отчет по практике

Описание работы

Дизайн - вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.

Работа содержит 1 файл

практика в худшколе.docx

— 147.93 Кб (Скачать)

 

Основными контрастами в  изобразительном искусстве являются тоновой (светлотный) и цветовой природные  контрасты. На их основе возникают и  действуют другие виды контрастов —  контрасты линий, форм, размеров, характеров, состояний, а также контрасты, связанные  с идеями (контрасты идей, положений), контрасты в построении сюжета (контрасты  в нахождении конструктивной идеи) и т. д.  На основе вышесказанного о контрастах, определяя роль и  значение контрастов в изобразительном  да и в других видах искусства, следует сказать:

1) контрасты являются законом композиции-закона единства и борьбы противоположностей;

2) без контрастов нельзя  создать не только произведения  искусства, но даже простое  изображение, в том числе линейный  рисунок. Контрасты — это необходимое  условие для того, чтобы зритель  увидел изображение, так как  без них изображение сольется  с фоном по тону или цвету; 

3) контрасты создают выразительность  произведения искусства и поэтому  выступают воздействующей силой  композиции;

4) контрасты в композиции  выступают как композиционная  сила не только с точки зрения  «механики» построения, т. е. построения  композиции как какой-то структуры,  но и с точки зрения творческого  процесса создания художественных  образов: большая часть творческого  процесса создания художником  произведения — от появления  замысла и первых черновых  эскизов композиции до завершения  — это все композиционная работа, которая пронизана мыслью об  основной идее, об основных образах  и облике произведения. А это  всегда, даже в первоначальном  замысле, когда образ произведения находится в зрительной памяти художника, предполагает наличие тех или иных контрастов. Поэтому основная работа над произведением связана с проблемой определения характера контрастов в связи с созданием художественного образа.

Доминанта 

Домина́нта (от лат. dominans «господствующий») — термин, используемый в разных предметных областях:

Доминанта в музыке —  главенствующая тональность или  её ступень, контрастная по отношению  к основной.

Доминанта в архитектуре  — господствующее в архитектурном  окружении здание или сооружение.

Доминанта в литературе —  главенствующий приём, необходимый  в создании художественного целого.

Доминанта  является  стержнем  композиционного  соподчинения,  обеспечивает  целостность  и  своеобразие  художественной  формы.  Как  господствующая  идея,  определяет  построение  всей  композиции.

 

Практическая  работа:

  Выполнение  практического  задания  направлено на изучение объективных закономерностей формообразования и связанных с ними средств построения любой формы.

  Учащиеся  выполняют плоскостную композицию  из геометрических фигур,  линий точек, пятен.  В построении  композиции  дети  учатся  использовать  такие понятия как масштаб изображения,  цвет,  тон,  фактура.  Учатся  создавать «магнитное  поле» композиции,  определяющее  степень влияния элементов на  все окружающее  пространство  и композиционную  организацию изображения. Решают ее в  контрастном  колорите.

 Подведение  итогов  урока:

Делаем  просмотр,  выставляем  оценки.  Напоминаю,  что  учащиеся  должны  принести  на  следующий  урок.

 

Конспект четвертого урока

Тема   урока: «Пропорции – основное  средство  гармонизации  формы».

Цель урока: Объяснить учащимся понятие пропорции. Рассказать о принципе  «золотого  сечения».  Провести  с  учащимися  практическую  работу, используя  знания  о  пропорциях,  «золотом  сечении».  Научить  детей  видеть  гармонию и создавать  гармоничные  композиции.

Задачи:

1.     Определение пропорций, их значение для организации различных видов композиционных построений.

2.   «Золотое сечение», как метод гармонизации композиции.

3.  Заложить  основу  для  развития  гармоничного  чувствования  композиции.

Оборудование  учителя  к уроку:

1.  Педагогические  рисунки.

2.  Книги,  иллюстрации   на  текущую  тему.

3.  Бумага,  гуашь,  акриловые   краски,  кисти,  карандаш.

Оборудование  для  учащихся  к  уроку:

1.  Бумага,  гуашь, тушь,  акриловые  краски,  кисти,  карандаш.

План  урока:

1.  Вводная  лекция,  разъясняющая  материал.

3.  Беседа  на заданную  тему.

3.  Практическая  работа.

4.  Подведение  итогов.

 

Ход  урока:

Организационный  момент:

  На  сегодняшнем  занятии  мы  познакомимся  с новым композиционным  термином – гармония. Слово, казалось  бы  привычное.  По  вашему  мнению,  что  оно  означает? После  небольшой  лекции  мы  с  вами    окунемся  в  мир  собственных  гармоничных  чувств, и  при  помощи  доступных  нам  средств  попытаемся  создать  идеальные  композиции.  Можно использовать  краски,  тушь,  карандаш. Гармоничную  композицию  можно  создавать  из  геометрических  фигур,  из  линий,  пятен,  других  форм.  Готовым  композициям  вы  сами должны  дать  название.        

Объяснение  нового  материала: 

Гармония, в переводе с  греческого, это созвучие, согласие, противоположность хаосу. Гармония означает высокий уровень упорядоченности  и отвечает эстетическим критериям  совершенства и красоты. Относительно композиции, гармония понимается как  ее формальная характеристика.

Гармоничная система всегда составлена из двух или более элементов, между которыми должно быть определенное количественное отношение, или пропорция. Пифагор признает началами всех вещей  «числа и заключающиеся в них  соразмерности, которые он называет также гармониями». Древнеримский теоретик архитектуры писал: Ни один храм не может строиться без учета соразмерности и пропорциональности, без того, чтобы он не имел точного соотношения частей, подобно соотношению частей тела у хорошо сложенного человека.

Любимой пропорцией в античности и в классическом искусстве последующих  веков было «золотое сечение», выражаемое иррациональным числом «фи», равным 0,618. Говоря описательно, чтобы разделить отрезок С в «золотой пропорции», нужно, чтобы его часть А относилась к части В, как В относится к С. Более грубое приближение к этой пропорции можно получить отношениями 3:5, 5:8, 8:13.

По древнегреческой мифологии  Гармония — дочь бога войны Арея и богини любви и красоты Афродиты, то есть, в ней слиты противоположные, враждующие начала. Поэтому понятие гармонии включает в себя контраст как необходимое условие. Контраст способствует многообразию и разнообразию, без которых немыслима гармония. «Гармония есть единение многого и согласие не согласного». Это знали древние. Художник XVIII в. Хогарт находил, что сущность гармонии в единстве и разнообразии. Он преклонялся перед волнообразной линией, которую считал «линией красоты и грации», потому что она является конкретным воплощением единства и разнообразия. Без разнообразия невозможна красота. Однообразие утомляет. В смене противоположного проявляется диалектическая закономерность — отрицание отрицания. В зримых образах искусства она выражается через ритм и контраст. Смысл гармонии в обуздании хаоса. Но она осуществляет это через борьбу противоположных начал. Объединяя противоположные начала, гармония уравновешивает их, вносит меру и согласие, упорядочивает и в награду получает красоту.

Гармония — эстетическая категория. Симметрия, пропорции, ритм, контраст, цельность — образующие гармонию объективно связаны с природой, с движением и развитием материи. Наши эстетические представления тесно  связаны с этими понятиями. Однако, социальное бытие человека в разные эпохи под разным углом зрения рассматривало категории гармонии и это определяло их роль в общественной жизни и в искусстве. Представление  о прекрасном развивалось, менялось. Гармония стала рассматриваться  не как количественный, а как качественный принцип, объединяя физическое и  духовное начала. Если древние греки  считали прекрасным только упорядоченное  и всякое нарушение симметрии  и пропорций находили безобразным, то в последующие эпохи проявления прекрасного стали обнаруживать и в нарушении порядка, в диссонансах, в кажущейся дисгармонии, ибо  они свойственны жизни и, следовательно, являются частью какой-то иной гармонической  системы, в которой обретают логику и смысл.

Гармония — эстетическая категория и ее нельзя сводить к понятию пропорции или симметрии. Она включает в себя многоплановые отношения человека с миром, социальные отношения, связана с представлением о нравственных ценностях. Гармонически развития личность — цель общества будущего, в котором должна осуществляться высшая гармония человека, общества и природной среды. Но это понимание гармонии невозможно без той первоначальной ступени, того основания, которое было заложено в «учении о гармонии» древних; без понимания единства мира, проявляющегося в гармонических отношениях чисел, природных форм; без понимания диалектики природы и диалектического начала гармонии; без понимания роли гармонии в жизни и в искусстве.

Стремление к гармоничным  формам существования естественно  для человека. Внесение гармонического начала в искусство — необходимость, вызванная потребностью реалистического  отображения действительности с  целью ее освоения, познания и верного  отражения ее в художественной форме, предназначенной для эмоционального и целенаправленного функционального  ее воздействия.

Целое всегда можно разделить  на части, но не всегда это можно  сделать красиво. Золотое сечение («божественная пропорция») позволяет  поделить на части в четко заданном отношении их друг к другу и  к целому.

Считается что понятие  о золотом сечении ввел в научную  практику древнегреческий математик  Пифагор в VI веке до н.э. Первые упоминания о золотом делении встречаются  в III веке до н.э. в труде Евклида  «Начала», где оно применялось  при построении правильных 5- и 10-угольников. Сам термин «Золотое сечение» ввел Леонардо да Винчи в конце 15-начале 16 века.

Древние математики называли Золотым делением такое деление  отрезка, при котором его общая  длина относилась к длине большей  части так же как длина большей  части к меньшей, т.е. в отношении  примерно 5:8, a : b = b : c или с : b = b : а

 Особенно популярным  золотое сечение было в Эпоху  Возрождения.

Золотое сечение широко применяется  в науке, искусстве, математике, архитектуре. Пропорции золотого сечения часто  используют в композиции картин. Художники  заметили, что картины имеют определенные точки, зрительные центры, которые приковывают  к себе внимание. Эти 4 точки располагаются  на расстоянии 3/8 и 5/8 от краев картины  и чтобы привлечь внимание к главному элементу достаточно поместить его  в зрительный центр.

Расположение элементов  картины в золотых прямоугольниках  дает зрителю чувство покоя и  уравновешенности. Когда же художник хочет передать на картине бурное развитие событий, тревогу, динамику, он компонует фигуры в соответствии с золотой спиралью.

Золотое сечение применяется  в архитектурных конструкциях с  древности и до наших дней. Его  соотношения стали основой композиции многих произведений архитектурного искусства, «золотым» пропорциям отвечают Греческий  Парфенон, Собор Парижской Богоматери во Франции, Египетские пирамиды, барельефы  в гробнице Тутанхамона (даже каждая фигурка на барельефе строго соответствует  золотому делению), мексиканские пирамиды.

Как ни странно, соотношения  «золотого сечения» подсмотрены  у природы. Первым эти особенности  подметил немецкий математик Иоганн Кеплер, а начиная с 17 века констатация  математических закономерностей в  живой природе стала накапливаться.

Семечки подсолнуха, чешуйки  у шишек и ананаса, верхушки побегов  растений закручиваются по определенной строго выверенной спирали. По логарифмической  спирали закручиваются раковины улиток, плетется паутина, распускаются бутоны.  Растение выпускает лист, через некоторое время ещё  и ещё. Всё уменьшающиеся расстояния между листьями строго пропорциональны  и подчинены золотой пропорции. В самых привычных формах можно разглядеть симметрию и золотые пропорции – птичьи яйца, музыкальные тона, греческие вазы, статуи.

Практическая  работа:

После  прослушивания  лекционного  материала,  учащимся предлагается  заняться  созданием  собственной  композиции. Приступая  к  выполнению  практической  работы, следует  напомнить о  таких понятиях  как  оттенки,  градации  тона.  Напомнить  что  гармония  формы  может  сочетаться  с  гармонией  цвета, и  можно  использовать  разбеленые,  пастельные  цвета,  теплые  и  холодные.  Элементами  композиции  могу  быть  свободные  формы:  линии,  тоновые  пятна  и  геометрические  фигуры. Работа  с учащимися проводится  индивидуально и фронтально.

Подведение  итогов  урока.

После  окончания  работы, предлагаю  сделать  небольшой  просмотр. Каждый  защищает  свою  работу,  рассказывает,  почему  он  создал  свою  композицию,  чем руководствовался,  задаю вопросы по  прослушанной  лекции.  Выявляем  наиболее удачные работы,  обсуждаем,  ставим  оценки.

 

 

Конспект пятого урока

Тема   урока:  «Понятие  масштаба  в  композиции».

Цель урока:  Объяснить  понятие  масштаба. Практическое  закрепление  полученных  знаний  в  области  масштабов  композиционного  построения.  

Задачи:

1.  Раскрыть  понятие   масштаб. 

2.  Рассказать  о   роли  масштаба  в  построении  композиции.

Информация о работе Педагогическая практика в художественной школе