Педагогическая практика в художественной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:44, отчет по практике

Описание работы

Дизайн - вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.

Работа содержит 1 файл

практика в худшколе.docx

— 147.93 Кб (Скачать)

3.  Научить  учащихся  использовать  знания  о  масштабах.

Оборудование  учителя  к уроку:

1.  Педагогические  рисунки.

2.  Книги,  иллюстрации   на  текущую  тему. 

3.  Бумага,  гуашь,  акриловые   краски,  кисти,  карандаш.

Оборудование  для  учащихся  к  уроку:

1.  Бумага,  гуашь,  акриловые   краски,  кисти,  карандаш.

План  урока:

1.  Вводная  лекция,  разъясняющая  материал.

3.  Беседа  на заданную  тему.

3.  Практическая  работа.

4.  Подведение  итогов.

Ход  урока:

Организационный  момент:

 

Объяснение  нового  материала:

  Восприятие реальной величины предметов возникает только в сравнении друг относительно друга. Для характеристики соразмерности используют понятия масштаб и масштабность. Нужно развивать в себе чувство масштабности, реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине. При достижении правильной масштабности большую роль играют мелкие детали. Масштабность является наиболее сложным средством композиции. Достаточно свободно можно использовать масштабность, исходя, прежде всего из соображений художественной выразительности. Масштаб и пропорции неразрывно связаны между собой. Пропорция - это равенство двух отношений. Это еще одно из классических и универсальных средств композиции. Пропорциональные величины зависят друг от друга настолько, что с увеличением одной в несколько раз, соответственно во столько же раз увеличивается другая величина. Соотношения форм, объемов - основа, на которой строится вся композиция. Пропорционирование следует рассматривать как творческий процесс. Все должно быть взаимосвязано пропорциями, имеющими большое художественное значение. Они определяют соразмерность и гармоническую согласованность всех элементов композиции, всех ее частей между собой и целым. Все необходимо выверить настолько, что бы ни прибавить, ни убавить ничего уже было бы не возможно.

Образное  содержание  композиции  в большой мере зависит  от расположения  на  холсте  частей  изображения  и определенной  смысловой и  живописной  взаимосвязи  между ними. Одни и те же фигуры и  предметы в зависимости от их масштаба, места и освещения меняют свою роль и значение,  они получают неодинаковый смысл в том или  другом соотношении друг с другом. Вот почему в подлинно художественной композиции  взаимодействие  частей  не  может быть изменено без нарушения  найденной гармонии, без искажения  или ослабления выразительности; здесь  ничего нельзя ни убавить, ни прибавить, ни увеличить, ни уменьшить, иначе композиция развалится и образ потеряет свою силу.

Масштаб  в  пространстве

Принципы формирования пространства учитывают различные категории. Основные категории проектирования — пропорции и масштаб, сбалансированность, ритм, акцентировка, гармония — служат своеобразным «каркасом» дизайна интерьеров.

Пропорции и масштаб. При  выборе размеров будущих объектов дизайнеры  обычно руководствуются соображениями  пропорций и масштаба. Под пропорциями  понимается соразмерность частей и  целого; пропорции выражаются в виде цифровых соотношений и воспринимаются как правильные или неправильные. Масштаб говорит о соотношении  величины одного элемента и величины других, он подразумевает соразмерность  человеку отдельных элементов архитектурного сооружения (или его интерьера) и  всего целого.

Древние греки, изучая пропорции, установили опытным путем, что определенные отношения частей друг к другу (1:2, 2:3, 3:5, 3:4), например, одного элемента стены  к другому, обладают наивысшей привлекательностью. Они также определили, что в  отношениях частей и целого нечетные числа приятнее четных. Классические представления о пропорциональности имеют универсальный характер, они применимы к определению числа и размеров картин на поверхности стен или распределению мебели в комнате.

Масштаб является переходным звеном между архитектурными элементами и размером человеческого тела. Чтобы обстановка обитаемого пространства была функциональной и соотносилась с его обитателями, она должна быть масштабной. К примеру, обширное помещение с высоким потолком, колоннами 60 см в диаметре и дверями трехметровой высоты будет восприниматься как крупное. Чтобы сохранить его эстетическую привлекательность, дизайнеру следует выбирать крупные элементы меблировки и отделки.

Сбалансированность, или  равновесие, обеспечивается правильным расположением элементов внутри помещения. Речь идет о зрительной сбалансированности, в рамках которой взаимодействует  чисто визуальная масса отдельных  частей. Так, крупный диван красного цвета зрительно кажется массивнее, чем серого цвета. Среди видов  сбалансированности выделяют симметричный, асимметричный и радиальный. Симметрическое равновесие достигается тогда, когда  два элемента равной визуальной массы  расположены на одном расстоянии от воображаемого центра интерьера. Такого рода композиции иногда называют зеркальными, они придают интерьеру  ощущение стабильности, покоя и официальности. Симметрическое равновесие применяют  в классической схеме организации  интерьера, чтобы сфокусировать  взгляд на его центре или «успокоить»  сложное сочетание элементов.

В построении интерьера используются все три вида сбалансированности. Если симметрическая уравновешенность определяет, что взгляд человека останавливается  на центральном элементе композиции, то асимметрическое равновесие заставляет его перемещаться, обследуя различные  элементы интерьера.

Под ритмом интерьера подразумевается  создание динамизма путем повторения через определенные интервалы форм, контуров, линий, цвета, фактуры поверхностей и их освещенности. Если интервалы  однородны, то такой ритм называется метром. В интерьере именно ритм создает единство целого. Некоторого разнообразия можно достичь, используя  смену элементов (скажем, при чередовании  черных и белых полос), или прогрессию (когда размеры чередующихся элементов  меняются в определенной закономерности). Ритм необходим, чтобы не допустить  хаотичности целого, однако чрезмерный акцент на нем нежелателен, поскольку  это ведет к монотонности интерьера.

Принцип доминантности связывает  элементы дизайна отношениями господства и соподчинения. Далеко не все элементы интерьера играют одинаковую роль, поэтому дизайнер выбирает какие-то в качестве главенствующих и привлекает к ним взгляд с помощью специальных  приемов. В роли доминантных чаще всего используются такие архитектурные  элементы, как камин или большое  окно. Если в архитектуре интерьера  нет таких элементов, то дизайнеру  приходится создавать их искусственно, и внимание к доминантному элементу формируется посредством симметрической уравновешенности соподчиненных частей, их ритмической организацией или  за счет цветового контраста.

Под гармонией имеется  в виду достижение целостного взаимодействия всех перечисленных выше инструментов и элементов дизайна. Гармонию понимают как единство в многообразии, она  достигается, когда масштаб, пропорции, баланс, ритм и соподчиненность деталей  вместе создают общий настрой, тему или атмосферу интерьера. Единство обеспечивается за счет повторения элементов  или путем обозначения ведущей  темы или стиля, а многообразие достигается  за счет использования контраста  и прогрессии в выборе частей и  их сочетании. Важно помнить, что  гармония предполагает взаимосвязанность  всех элементов интерьера, т. е. гармоническое  соотношение интерьера и внешнего пространства, отдельных помещений  в отношении целостной системы интерьера и обстановки в отношении каждого помещения в отдельности.

 

Практическая  работа:

На основе несложной изобразительной  системы учащимся  предлагается придумать и выполнить  композиции: закрытого и частично – ограниченного масштаба.  Выполнение  заданной  композиции  направлено  на  получение знаний  в области масштаба  композиционного построения.

 

 

Подведение  итогов  урока:

За  15  минут  до  окончания  урока,  прошу  учащихся  отставить  работы.  Проводим  просмотр.  Выявляем  ошибки,  обсуждаем  правильность  подхода  к  процессу  работы.  Делаем  акцент  на  лучших  работах.  Выставляю  оценки.

 

 

 

 

Конспект шестого  урока

        Тема   урока: «Статика  и динамика.  Движение  в композиции».

Цель урока:  Объяснить  суть  понятий  статики  и  динамики.  Выполнить  практическое  задание.

Задачи:

1.  Сформировать  понятие   статической  композиции.

2.  Сформировать  понятие   динамической  композиции.

3.  Научить  определять  характер  любой  увиденной   композиции.

Оборудование  учителя  к уроку:

1.  Педагогические  рисунки,  студенческие  работы.

2.  Книги,  иллюстрации   на  текущую  тему.

3.  Бумага,  гуашь,  акриловые   краски,  кисти,  карандаш.

Оборудование  для  учащихся  к  уроку:

1.  Бумага,  гуашь, тушь,  акриловые  краски,  кисти,  карандаш.

План  урока:

1.  Вводная  лекция,  разъясняющая  материал.

3.  Беседа  на заданную  тему.

3.  Практическая  работа.

4.  Подведение  итогов.

 

Ход  урока:

Организационный  момент:

Сегодняшний  урок  мы начнем  с  небольшого  повторения- что такое  композиция.  И  продолжим  дальше  более  полно  раскрывать  ее  свойства  и  законы. Сегодня  мы  поговорим  о движении в  композиции.  Что  это  такое  и  какой  она  бывает. Рассмотрим  фотографии  и  иллюстрации,  которые  я вам  принесла.  После  лекции  мы  с вами  выполним  практическое  задание.

  Объяснение  нового  материала: 

Композиция может быть в целом статичной или в целом динамичной. Если композиция характеризуется как динамичная,  то движение должно быть куда-то направлено, как и обычное, реальное движение. Ощущение направления движения достигается расположением и формой элементов композиции. Движение может быть организовано просто - по прямой (вертикально, горизонтально или по диагонали)...

...а может быть и  более сложным, криволинейным – спиральным.

И движение может быть неравномерным, замедляться или ускоряться в  пределах одной композиции.

А ещё в сложных композиционных построениях и движение должно быть сложное. Разные элементы и группы элементов  двигаются по-разному. И характеристики их движений складываются и дают неповторимую целую картину.

Рассмотрим ритм, важнейшее  средство, ведущее к упорядочению различных изображений, форм. Ритм со своим равномерным чередованием элементов, порядком сочетания линий, объемов и т.д., воздействует на наши чувства. Восприятие идет не только зрительно, но и на слух (например, в музыке, стихах). Здесь также выдержан необходимый  одинаковый интервал. Когда мы смотрим  на неподвижное изображение, хотя бы тот же орнамент на вазе, с чередованием каких-либо повторяющихся элементов, плоскостных, объемных, линейных, ощущение ритма дает восприятие условного  движения, глаз как бы следует за этим размеренным повтором элементов. Закономерное чередование объемов, линий, поверхностей, упорядоченное  изменение их характеристик - все  это используется в качестве специфического средства композиции. Ритм может быть спокойным и беспокойным, может  быть направленным в одну сторону  или сходящимся к центру, двигаться  как по горизонтали, так и по вертикали. Ощущение беспокойства могут создавать  частые членения, как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. По горизонтали чередования зрительно  снижают высоту изображаемого предмета, а вертикальные делают выше. Необходимое  впечатление можно создать правильным использованием всех возможностей ритма, в частности продуманным и  прочувствованным чередованием элементов, цветовых пятен, как бы направляющих движение глаз в соответствии с выбранным  ритмом.

Мы не можем зрительно  воспринимать работу законченной, если по цветовым пятнам она не уравновешена. Работа должна быть зрительно устойчива. Равновесие в композиции - это когда все элементы сбалансированы между собой относительно центра. Распределение цветовых пятен, объемов относительно центра должно давать ясную зрительную информацию об устойчивости. Равновесие и ритм присуще всему растительному и животному миру. Лист каштана, соцветие акации, рифовые кораллы. Равновесие зрительно вызывает чувства покоя, устойчивости. Зрительно мы отдыхаем от восприятия такой композиции. Используя первоначальные мотивы рекламы возможен вариант предпочтения ритмичной композиции либо упор сделать на уравновешенную со всех сторон. Динамику можно охарактеризовать зрительным восприятием движения, стремительностью формы. Динамичность делает форму броской, активной, выделяя ее среди других. Статике характерно состояние покоя, устойчивости, равновесия. У статичной композиции есть центр, вокруг которого организуется пространство. Статичность требует спокойных движений линий, четких членений по вертикалям и горизонталям. Возможна комбинация двух начал - динамики и статики.

Необходима динамическая уравновешенность элементов, что бы создавалось впечатление движения в пределах целого. Если симметричная композиция читается легко и сразу, то ассиметричная постепенно. Симметрия  и асимметрия помогают достичь художественной выразительности статичных и  динамичных композиций. Абсолютной симметрии  и асимметрии в природе практически  не существует

Информация о работе Педагогическая практика в художественной школе