Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 10:32, курсовая работа
Независимо от того, каков профиль деятельности анализируемого предприятия, в число его основных функций входят производство и реализация произведенной продукции. Именно эти аспекты деятельности наиболее важны для всех заинтересованных сторон - собственников предприятия, государства. Сотрудников, местного общества, поскольку успешное выполнение производственных программ, стабильный и широкий сбыт продукции позволяют всем участникам производственной деятельности в конечном итоге достичь своих финансовых целей - в первую очередь увеличения благосостояния и качества жизни.
В отсутствие «спущенных сверху» государственных планов, выпо
1.3 Цены, применяемые для оценки продукции
Продукция предприятия (стоимостные показатели) учитывается в оптовых ценах предприятия (без НДС, акцизов и других косвенных налогов).
Для
оценки продукции
предприятия используются дейст
Действующими считаются цены, по которым реализуется продукция в каждый данный момент или период времени.
Учитывая возможность изменения действующих цен в течение месяца, квартала или года на предприятии считается среднедействующая цена за любой отчетный период.
Цены, принятые в плане, - цены, действовавшие в момент составления плана.
Сопоставимыми (неизменными) считаются цены, принятые за неизменные в течение ряда лет.
В действующих ценах учитывается продукция предприятия (товарная и реализованная) для определения финансовых результатов работы (прибыли от производства и реализации продукции).
В ценах, принятых в плане, планируется и учитывается продукция предприятия для определения степени выполнения плана.
В сопоставимых ценах учитывается продукция предприятия для изучения динамики физического объема продукции.
1.4 Сущность и применение индексов в анализе общественных явлений
К числу обобщающих показателей относятся также индексы.
Индексы - относительные показатели, характеризующие изменения общественных явлений.
Индекс - относительная величина, но не всякая относительная величина есть индекс. Индексы применяются для изучения изменения сложных общественных явлений, отдельные элементы которых суммировать нельзя.
Как любая относительная величина, индекс рассчитывается путем сопоставления двух уровней изучаемого явления. Уровень, с которым производится сравнение называется базисным и обозначается «0». Уровень, который сравнивается, называется отчетным и обозначается «1».
Индексы выражаются в коэффициентах или процентах и показывают, во сколько раз или на сколько процентов уровень отчетного периода больше или меньше уровня базисного периода.
Индексы применяются:
1. для характеристики напряженности плана и хода выполнения плана или договоров поставок.
2. для изучения динамики общественных явлений.
3. для получения сравнительных характеристик однородных явлений в разных районах страны или в разных странах (территориальные индексы).
В экономическом анализе индексы используются не только для сопоставления уровней изучаемых явлений в разных условиях, но и для определения влияния отдельных факторов на динамику явлений, а также определение влияния изменения структуры явления на его динамику.
По признаку охвата единиц изучаемой совокупности различают индивидуальные (i) и общие (I) индексы.
ip = p1/p0 Ip = ?p1q1/?p0q1.
Индивидуальные индексы характеризуют изменение изучаемого признака только у одной или отдельных единиц совокупности.
Общие индексы характеризуют изменение изучаемого признака по совокупности в целом.
По
форме построения
общие индексы
могут быть агрегатные (
Чаще всего на практике используется агрегатная форма индексов.
Iq = ?p0q1/?p0q0 - общий агрегатный индекс физического объема произведенной или реализованной продукции.
Ip = ?p1q1/?p0q1 - общий агрегатный индекс цен.
Ipq = ?p1q1/?p0q0 - общий агрегатный индекс товарооборота (реализованной продукции) или общей стоимости произведенной продукции.
Правила построения индексов.
Как было отмечено ранее, при помощи индексов изучается изменение сложных общественных явлений, отдельные единицы которых суммировать нельзя. И чтобы получить общий итог по совокупности, необходимо привести все единицы совокупности к слагаемому виду, т.е. в индекс ввести соизмеритель. Поэтому при построении общих агрегатных индексов всегда используются две величины. Величина, изменение которой изучается при помощи индекса, называется индексируемой.
Вторая
величина в индексе
будет являться соизмерителем и
Если индексируемая величина - количественная, то вес берется на уровне базисного периода.
Если индексируемая величина - качественная, то вес берется на уровне отчетного периода. Качественные показатели величины характеризуют уровень явления в расчете на одну единицу.
Базисные и цепные индексы рассчитываются также как базисные и цепные коэффициенты роста (снижения) в рядах динамики.
Iq = ?q1*p0/?q0*p0.
1.5 Анализ производства продукции
Анализ производства продукции - важнейшее направление экономического анализа. Это объясняется тем, что от объема производства, состава, ассортимента, качества выпущенной и реализованной продукции, от ритмичности производства зависит себестоимость, прибыль, рентабельность, оборачиваемость средств, платежеспособность предприятия и другие показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия.
Главные задачи анализа:
1. проверка напряженности принятых плановых заданий.
2. оценка выполнения плана и изменений в объеме, составе, качестве продукции, в ритмичности производства за анализируемый период.
3. выяснение причин отклонения от плана и изменений в сравнении с предыдущим периодом.
4. выявление резервов дальнейшего роста объема производства, улучшение состава, качества продукции, усиление ритмичности производства.
Источники данных для анализа:
1. паспорт предприятия,
2. плановое задание,
3. сведения оперативного, статистического, бухгалтерского учета.
Анализ различных категорий продукции проводят в разрезе соответствия достигнутых результатов их запланированным уровням. В рыночной экономике выполнение плана не играет той роли, которую оно играло в условиях централизованного планирования, поэтому основное значение такой анализ имеет только для процедур внутреннего контроля на самом предприятии, управленческого учета и оценки эффективности работы производственных менеджеров.
Проведение такого анализа достаточно трудоемкий процесс. Для него требуется обобщение больших объемов информации, причем с ростом размеров производства объем сведений нарастает буквально лавинообразно. Поэтому, принимая решение о необходимости ведения на предприятии полного анализа категорий продукции, руководство должно понимать, что это потребует существенных затрат рабочего времени, причем не только специальных сотрудников аналитической службы, но и производственных менеджеров. В любом случае, стоит сначала решить, оправдает ли полученный результат такие затраты.
Анализ производства продукции за определенный период времени может выполняться как в натуральном, так и в денежном выражении. В натуральном выражении произведенная продукция оценивается в тоннах, метрах, штуках и т.п. единицах. В денежном выражении объем производства оценивается в рублях или другой валюте. Поскольку вопрос о денежной оценке продукта на разных стадиях производства является достаточно спорным, для анализа выпуска продукции чаще всего используется натуральное выражение. В использовании натуральных единиц есть, однако, и определенные тонкости. Поскольку различные марки, сорта разновидности продукции требуют для своего изготовления различных технологических процессов, затрат времени, труда и материалов, сравнивать и суммировать выпуск различных (даже родственных) видов продукции некорректно. Кроме того, существенно влияет на коммерческий результат и качество произведенной продукции. Поэтому для корректных выводов о количестве выпущенной продукции необходимо найти способ учитывать различия в технологиях и качестве. Делаю это путем пересчетов результатов в условные единицы - условные тонны, условные штуки и т.п. пересчет осуществляется путем перемножения натуральных единиц на коэффициенты, установленные для каждого сорта и разновидности, исходя в первую очередь из длительности технологического процесса по отношению к затратам различных ресурсов на изготовление изделия-эквивалента.
Введение условных единиц выпуска продукции приводит иногда к тому, что картина выполнения плановых или бюджетных заданий оказывается совсем другой, нежели при использовании натуральных единиц.
Понятно, однако, что установить условные единицы сравнения натуральных показателей можно только для родственных изделий. Если продукция неоднородна, сравнения натуральных показателей не имеют смысла. В этом случае единственным мерилом выпуска становятся денежные единицы.
Разумеется, рост выпуска продукции, как в натуральном, так и в денежном выражении, является свидетельством успешной работы предприятия и его хороших перспектив. Однако денежная оценка произведенной продукции таит еще одну опасность: в периоды быстрого роста цен (а именно рост цен, или инфляция, является одним из основных факторов, характеризующих экономическую ситуацию в России за последнее десятилетие) увеличение выработки в денежном выражении может не являться свидетельством реального роста предприятия, если это увеличение не успевает за темпами инфляции.
В анализе произведенной и выпущенной в обращение (реализованной) продукции используется ряд коэффициентов, которые характеризуют производственную деятельность как предприятия в целом, так и его отдельных подразделений.
В качестве характеристики длины производственного цикла используют показатель внутризаводского оборота:
К вн. - зав.обор. = ВП/ВО.
Его величина равна единице, если между различными подразделениями предприятия отсутствует внутризаводской оборот, т.е. передача полуфабрикатов с одного технологического процесса к другому.
Показателем доли товарной продукции в объеме валовой продукции является коэффициент товарности:
К тов. = ТП/ВП.
Равенство этого показателя единице свидетельствует либо об отсутствии у анализируемого предприятия незавершенного внутрицехового производства и полуфабрикатов, либо о том, что их остатки на конец периода не изменились по сравнению с его началом.
Для анализа состава товарной продукции используют коэффициент готовности:
К гот. = ГП/ТП.
Как и у двух предыдущих коэффициентов, его значение может колебаться от 0 до 1, показывая долю готовой продукции в полном выпуске предприятия. Если значение этого коэффициента неуклонно снижается в течение нескольких периодов, это свидетельствует о том, что доля полуфабрикатов и другой, отличной от основной, продукции предприятия в общем объеме товарной продукции увеличивается. Потребителей все меньше и меньше интересует готовая продукция предприятия, а наибольшим спросом пользуются те виды выпуска, которые ранее считались побочными или вспомогательными. В этом случае руководству предприятия следует задуматься об изменении структуры производимой продукции, а может быть, даже о перепрофилировании производства.
Еще одним показателем, характеризующим выпуск продукции, а фактически - рыночную активность предприятия, является коэффициент реализации:
К реал. = РП/ТП,
Где РП - реализованная продукция предприятия, т.е. продукция, нашедшая своего покупателя за анализируемый период времени. Объем ее исчисляется по данным бухгалтерской отчетности как объем реализации за соответствующий период.
1.6 Анализ производительности
Информация о работе Кадры предприятия их профессионализм и роль в развитии рынка