Кадры предприятия их профессионализм и роль в развитии рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 10:32, курсовая работа

Описание работы

Независимо от того, каков профиль деятельности анализируемого предприятия, в число его основных функций входят производство и реализация произведенной продукции. Именно эти аспекты деятельности наиболее важны для всех заинтересованных сторон - собственников предприятия, государства. Сотрудников, местного общества, поскольку успешное выполнение производственных программ, стабильный и широкий сбыт продукции позволяют всем участникам производственной деятельности в конечном итоге достичь своих финансовых целей - в первую очередь увеличения благосостояния и качества жизни.
В отсутствие «спущенных сверху» государственных планов, выпо

Работа содержит 1 файл

данные на КУРСОВУЮ.docx

— 108.65 Кб (Скачать)

Одна из задач анализа - изучить динамику перечисленных  показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и  дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем, объеме производства, средний  коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому  показателю фактическую долю каждого  сорта в общем, объеме продукции  сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых  периодов.

Средний коэффициент  сортности можно определить двумя  способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта.

Еще одной задачей  анализа является определение влияния  качества на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (ТП), выручку от реализации продукции (В) и прибыль (П):

ТП = (Ц1 - Ц0) К1,

В = (Ц1 - Ц0) VРП,

П = [(Ц1 - Ц0) VРП1] - [(С1 - С0) VРП1],

где Ц0 и Ц1 - соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0 и С1 - соответственно уровень себестоимости изделия до и после

изменения качества;

К1 - количество произведенной продукции повышенного качества;

VРП1 - объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятие  выпускает продукцию по сортам, и  произошло изменение сортового  состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменилась средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость  единицы продукции, а затем по приведенным алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку  и прибыль от ее реализации.

Стандартизация - деятельность по установлению норм, правил, характеристик. Используют ГОСТы, ОСТы (отраслевые стандарты), СТП (стандарты предприятия). Они содержат требования по которым осуществляется сертификация.

Сертификация - деятельность, направленная на поддержание соответствия по установленным требованиям. Существуют общие правила по проведению сертификации. После проведения сертификации выдается сертификат (документ соответствия требованиям).

Стандарты сертификатов следующие:

ИСО 9000 - содержит описание эталонов 3-х моделей качества, предупреждения дефектов продукции как на стадии разработки, так и изготовления;

БИП - бездефективное изготовление продукции;

КСУКП - комплексная  система управления качеством продукции. Анализ качества по этой системе осуществляется поэтапно. Сначала определяется удельный вес продукции со знаком качества, а потом определяется продукция  по категориям:

продукция 1-й категории, продукция определенных полезных качеств, но ниже мировых стандартов;

продукция 2-й категории, используемая в промышленности, но не соответствующая мировым стандартам. Продукция оцениваемая по 2-й категории подлежит снятию с производства;

Там где продукция  не оценивается по категориям качества, используется категория сортности.

4. Сортность - тоже  характеризует качество, но для  определенных отраслей. При определении  сортности используют ГОСТ-ы и ОСТ-ы и определяют коэффициенты сортности, подтверждая уровень качества.

1.5. Методика анализа  ритмичности работы  предприятия.

При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности  производства и реализации продукции.

Ритмичность - равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Для крупносерийного  или массового производства разрабатываются  графики равномерного выпуска продукции, а оценочным показателем является коэффициент равномерности.

Анализ рассматривает  скрытые причины неравномерности. Причин достаточно много: несвоевременное  обеспечение ресурсами, непропорциональная загрузка оборудования (поломки, простои), отсутствие рабочих, ошибки в расчетах, низкий уровень производственной и  технологической дисциплины.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска  и реализации продукции. Неритмичность  ухудшает все экономические показатели:

снижается качество продукции;

увеличивается объем  незавершенного производства и сверхплановые  остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется  оборачиваемость капитала;

не выполняются  поставки по договорам, и предприятие  платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции;

несвоевременно поступает  выручка;

перерасходуется фонд заработной платы в связи с  тем, что в начале месяца рабочим  платят за простои, а в конце за сверхурочные работы.

Все это приводит к  повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению  финансового состояния предприятия.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.

Прямые  показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Коэффициент ритмичности - определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.

Коэффициент вариации - определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:

у ? ? ( x-x)І ? ?xІ .

? ?

Х- квадратическое отклонение от среднедекадного задания;

n - число суммируемых плановых заданий;

х - среднедекадное задание по графику.

Для оценки ритмичности  производства на предприятии  рассчитывается также показатель аритмичности - как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.

Если  известны причины  недовыполнения (перевыполнения) плана выпуска  продукции по декадам (суткам), можно рассчитать их влияние на показатель аритмичности. Для  этого относительное  изменение объема производства продукции  по данной причине  необходимо отнести  к общему показателю аритмичности умножить на 100.

Внутренние  причины аритмичности - тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние - несвоевременная поставка сырья и материалов поставщикам, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.

В процессе анализа  необходимо подсчитать упущенные возможности  предприятия по выпуску  продукции в связи  с неритмичной  работой.

ГЛАВА II. Факторы и резервы  увеличения объема производства и реализации продукции.

2.1. Факторы увеличения  объема производства  и реализации продукции.

Изучив  динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения  ее объема:

Рис. Схема факторной  системы объема реализации продукции

Возможны  два варианта методики анализа реализации продукции:

Если  выручка на предприятии  определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет  иметь вид:

ГПн + ТП = РП + ГПк

Следовательно, РП = ГП н + ТП - ГПк.

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс выражается так:

ГПн + ТП + Отн = РП + ОТк + ГПк.

РП = ГПн + ТП + Отн - Отк - ГПк,

где ГПн, ГПк - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП - стоимость выпуска  товарной продукции;

РП - объем реализации продукции за отчетный период;

Отн, Отк - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

Расчет влияния  данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных  показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения этих факторов требуется анализ баланса товарной продукции.

Таблица 16

Анализ факторов изменения объема реализованной  продукции

 
Показатель Сумма в плановых ценах, млн. руб  
  план факт +, -  
1. Остаток  готовой продукции на начало  года 8 200 8 200 -  
2. Выпуск  товарной продукции 89 500 95 000 + 5 500  
3. Остаток  готовой продукции на конец  года 2 200 2 430 + 230  
4. Отгрузка  продукции за год 95 500 100 770 + 5 270  
5. Остаток  товаров, отгруженных покупателям:

5.1. На начало года

5.2. На конец года

3 800

4 000

3 800

5 100

-

+ 1 100

 
6. Реализация  продукции 95 300 99 470 + 4 170  
         

Из анализа факторов изменения объема реализации продукции видно, что план реализации перевыполнен на 4170 млн. рублей за счет увеличения выпуска товарной продукции на 5500млн. рублей. Отрицательное влияние на объем продаж оказало увеличение остатков готовой продукции на складах на 230 млн. рублей и рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия, на 1100 млн. рублей. Отгрузка продукции за год увеличилась по сравнению с плановым показателем на 5270 млн. рублей.

В процессе анализа  необходимо выяснить причины образования  сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции  покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

Особое внимание уделяется  изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции:

обеспеченность предприятия  трудовыми ресурсами и эффективность  их использования:

ВП = ЧР ГВ

РП = ЧР ГВ Дв

обеспеченность предприятия  основными производственными фондами  и

эффективность их использования:

ВП = ОПФ ФО

РП = ОПФ ФО Дв

обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность  их

использования:

ВП = МЗ МО

РП = МЗ МО Дв,

где ЧР - численность рабочих,

ГВ - годовая выработка,

Дв - доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме

валовой продукции,

ОПФ - основные производственные фонды,

ФО - фондоотдача,

МЗ - материальные запасы,

МО - материалоотдача.

Расчет влияния  данных факторов на объем валовой  и реализованной продукции можно  произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины  изменения среднегодовой выработки  персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:

ВП xi = ГВ ЧР ф,

ВП xi = ФО xi ОПФ ф,

Информация о работе Кадры предприятия их профессионализм и роль в развитии рынка