Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 10:32, курсовая работа
Независимо от того, каков профиль деятельности анализируемого предприятия, в число его основных функций входят производство и реализация произведенной продукции. Именно эти аспекты деятельности наиболее важны для всех заинтересованных сторон - собственников предприятия, государства. Сотрудников, местного общества, поскольку успешное выполнение производственных программ, стабильный и широкий сбыт продукции позволяют всем участникам производственной деятельности в конечном итоге достичь своих финансовых целей - в первую очередь увеличения благосостояния и качества жизни.
В отсутствие «спущенных сверху» государственных планов, выпо
Помимо
недостатков в
организации производства,
на формирование показателей
ритмичности и
комплектности
ь ритмичность работы сбытового и маркетингового подразделений;
ь дефицит квалифицированных кадров;
ь оптимальное использование имеющегося оборудования по времени, мощности и функциональным возможностям;
ь процент брака и т.д.
Дополнением анализа комплектности и ритмичности служит анализ незавершенного производства, в процессе которого устанавливаются следующие показатели:
ь объем незавершенного производства на начало и конец анализируемого периода в абсолютном выражении (в рублях);
ь состав незавершенного производства;
ь степень готовности изделий в незавершенном производстве;
ь себестоимость незавершенного производства по отношению к себестоимости готовой продукции. Этот показатель наиболее важен, поскольку показывает степень связанности оборотных средств.
Незавершенное производство может исчисляться по частям (стадиям) производственного цикла, по структурным единицам предприятия, а также по всему производственному циклу или предприятию. Если объем незавершенного производства в течение продолжительного периода остается высоким, особенно если это детали на начальным ступенях обработки, то это плохой знак - он свидетельствует о неудачной организации и неквалифицированном управлении производственным процессом на предприятии.
Ритмичность - равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренный планом.
Ритмичность - качественный показатель, характеризующий работу предприятия. Хорошая ритмичность обеспечивает более полное использование производственных мощностей, трудовых, материальных ресурсов.
Неритмичная работа ведет к снижению качества продукции, повышению расходов по оплате труда, к выплате штрафов за недопоставки и другим потерям.
Для анализа ритмичности используют прямые и косвенные показатели.
Прямые:
ь коэффициент ритмичности;
ь коэффициент вариации;
ь коэффициент аритмичности;
ь удельный вес продукции, произведенной за каждый месяц или декаду.
Косвенные:
ь наличие выплат за сверхурочную работу;
ь оплата простоев по вине предприятия;
ь уплата штрафов за несвоевременную поставку.
Коэффициент ритмичности находится путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не больше планового уровня или путем деления фактического выпуска, зачтенного в выполнение плана ритмичности на план выпуска продукции.
Коэффициент вариации определяют как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания к среднедекадному, месячному, суточному плановому заданию.
_____________
Квар = v?(х - хпл)2/n
хпл
Коэффициент аритмичности - сумма положительных и отрицательных отклонений коэффициентов выполнения плана по периодам. Чем этот показатель больше, тем ритмичность предприятия хуже.
Причины нарушения ритмичности могут быть внешними и внутренними.
Внешние: недостаток энергоресурсов и т.д.
Внутренние: низкий уровень организации производства, контроля производства, тяжелое финансовое положение.
В процессе анализа можно определить упущенные возможности предприятия по выпуску продукции. Для этого рассчитывают возможный выпуск, исходя из максимального выпуска за указанный период, и сравнивают его с фактическим выпуском.
1.10 Анализ качества произведенной продукции
Важнейшим показателем деятельности предприятия является качество продукции. Повышение качества способствует увеличению спроса на продукцию и росту прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Основными показателями качества являются:
1. обобщающие показатели, т.е. независящие от ее вида и назначения:
ь удельный вес сертифицированной продукции;
ь удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартами;
ь удельный вес продукции, изготовленной на экспорт;
2. индивидуальные показатели, характеризующие свойства продукции:
ь полезность;
ь надежность;
ь технологичность;
ь эстетичность;
3. косвенные:
ь штрафы за некачественную продукцию;
ь объем забракованной продукции и удельный вес брака;
ь потери от брака.
В ходе анализа изучается динамика данных показателей, выясняют причины изменений показателей качества. На предприятиях, выпускающих продукцию разного сорта, рассчитывается средний коэффициент сортности по плану и фактически путем деления фактического объема произведенной продукции в стоимостном выражении на выпуск продукции по цене 1 сорта.
Ксорт = ?Qi*pi / ? Qi*p1
% вып.прод.по кач. = Ксорт.ф. * 100
Ксорт.пл.
В результате изменений, происходящих в качестве продукции, меняются средние цены на продукцию. Необходимо их рассчитать по плану, фактически и найти их влияние на показатели предприятия.
P =? Qi * pi / ?Qi.
?ТП = (Pфакт - Pплан)*Qфакт
?P = (Pфакт - Pплан) * К
?П = (Pфакт - Pплан) * К - (Сфакт - Сплан) * К
К - количество реализованной продукции,
С - себестоимость единицы продукции.
Косвенным показателем качества являются потери от брака.
?ТП = потери от брака (100 +- % рентабельности)
100
1.11 Анализ брака
Браком на производстве считается продукция, по своим техническим или качественным характеристикам не соответствующая стандарту данного вида продукции и не способная выполнять функции, предусмотренные для данного изделия. Бракованной может быть признана продукция на любой стадии производства, причем обнаруженный брак может быть произведен как на данной, так и любой из предыдущих операций производственного цикла.
Анализ брака проводят по следующим направлениям:
1. по способу использования - на брак исправимый и неисправимый. Если изделие после доработки можно использовать в том качестве, для которого оно и предназначалось первоначально, брак считается исправимым. В противном случае возможны несколько путей его использования:
ь как заготовка для других изделий в том же производстве (например, в кондитерском производстве из бисквитных коржей, которые невозможно использовать для тортов, изготавливают пирожные);
ь как материал для основного производства (например, брак металлургического производства, направленный на переплавку);
ь для реализации на сторону;
2. по цехам и операциям по отдельности - обнаружившие брак и виновные за его производство;
3. по изделиям;
4. по причинам происхождения брака. Причин может быть множество, например:
ь некачественное сырье и материалы;
ь неверно выполненные чертежи и иная техническая документация;
ь несоответствующее оборудование и инструмент;
ь неэффективная организация производства и управления;
ь отсутствие должного контроля на предыдущих стадиях производства;
5. по бракующим признакам (в чем состоит брак).
Анализ брака на предприятии преследует две основные цели: первая из них заключается в выявлении причин брака и их дальнейшем устранении. Второй важной целью проведения такого анализа является выявление виновных в том, что часть продукции предприятия оказалась не соответствующей нормативам. С этой точки зрения, анализ брака является частью контроля эффективности деятельности всех работников предприятия.
Следует, однако, помнить о том, что сам по себе факт брака не должен являться причиной или поводом для принятия конкретных санкций против работника или подразделения, в котором брак был допущен. Без анализа причин брака такие санкции будут производить обратный эффект, приводя не к повышению качества, а, наоборот, к его снижению и попыткам работников скрыть обнаруженные ими недостатки. Ведь зачастую один и тот же вид брака может быть вызван разными причинами или комбинацией этих причин. Например, поломка детали может быть вызвана хрупкостью из-за того, что рабочий, отливавший деталь, пренебрег требованиями технических условий, а может быть, из-за того, что сырье оказалось недолжного качества, и в этом виноват отдел снабжения. В любом случае, руководство предприятия, на котором проводится регулярный контроль качества и анализ брака, должно понимать, что ценность анализа только в выводах, которые делаются на его основе, но в отношении выводов следует быть очень осторожным.
Венцом аналитических процедур в этой части анализа производства должна являться разработка мероприятий по устранению причин брака и недопущению их появления в будущем. Иначе этот достаточно трудоемкий раздел анализа будет иметь весьма небольшую ценность.
1.12 Производство и реализация
Производство и реализация являются важнейшими функциями предприятия. Два этих аспекта рыночной активности можно рассматривать как две стороны одной медали под названием «производственная деятельность». Следует понимать, однако, что показатели, описывающие эти два аспекта, существенно различаются. При этом под результатом производство следует понимать продукцию, произведенную или выпущенную в обращение, т.е. подготовленную к реализации, а под результатом реализации - продукцию, которая уже нашла своего потребителя, т.е. отгружена или передана ему в соответствии с условиями договора, а может быть, даже и оплачена.
Производственная и сбытовая политика предприятия формируются, как правило, разными службами или подразделениями предприятия, под воздействием различных факторов, поэтому результаты анализа этих двух аспектов деятельности могут оказаться далеко не идентичными. При этом, если на небольших отрезках времени производство и реализацию можно рассматривать как независимые друг от друга функции, то в перспективе они оказываются довольно тесно связанными: если ничего не производится, то что же тогда реализовывать, и, наоборот, если нет возможностей для реализации, то как можно говорить о производстве? Четкого разграничения понятий «краткосрочный период» и «долгосрочная перспектива» в общем случае сделать нельзя. Для каждого конкретного предприятия эти понятия имеют индивидуальное наполнение в зависимости от отраслевой принадлежности и масштабов производства. Например, в отраслях с коротким производственным циклом (прежде всего в пищевой) полгода - это большой срок, тогда как в тяжелом машиностроении или сельском хозяйстве производственный цикл может длиться год и более.
Успешная, ритмичная работа хозяйствующего субъекта предполагает, что в целом по не очень коротким для данного предприятия периодам времени (например, по кварталам) объемы производства и реализации целого предприятия примерно совпадают. Однако внутри этих периодов это часто бывает не так. И тогда динамика производства и реализации продукции оказывается различной. Например, при производстве нового товара, когда рынок и потребители еще «не привыкли» к нему, объемы производства могут существенно превышать его реализацию, по мере того как спрос формируется, темпы роста выручки начинают расти быстрее, и динамика производства и продаж сравнивается. В таком случае, чтобы избежать неправильных выводов, следует принимать во внимание и особенности жизненного цикла производимой продукции.
Информация о работе Кадры предприятия их профессионализм и роль в развитии рынка