Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:42, практическая работа
Цель оценки степени нестабильности внешней среды: оценка степени нестабильности внешней среды проводится с целью определения оптимальной системы управления предприятием в существующих условиях внешнего окружения.
Основная идея оценки степени нестабильности внешней среды: внешнее окружение предприятия представляет собой совокупность всех внешних по отношению к предприятию явлений, которые потенциально или фактически воздействуют на него. Для предприятия данное воздействие предстаёт в виде разнообразных сил, которые воздействуют на протекание процессов преобразования ресурсов внутри предприятия и взаимодействия предприятия со своим внешним окружением.
в) тенденции изменения фактора, то есть основные направления изменения существенных качественных сторон фактора в будущем.
Данный анализ является качественным, но с применением, там, где это возможно, количественных методов. Результаты анализа желательно оформить в виде таблицы.
4. На основе результатов качественного анализа факторов внешней среды производится оценка степени их нестабильности при помощи матрицы И. Ансоффа (рис. 1.1). Алгоритм оценки следующий: вначале фактор оценивается по каждому из трёх параметров качественно, например, привычность событий - в пределах экстраполяции опыта; темп изменения – сравнимый с реакцией фирмы; предсказуемость будущего – путём экстраполяции; затем каждая качественная характеристика в соответствие с матрицей переводится в условные баллы, например, привычность событий – 2,1; темп изменения – 2,5; предсказуемость будущего – 1,5.
5. По формуле средней
геометрической определяется
, (1.1)
где Нф - интегральный показатель степени нестабильности фактора внешней среды; Пс – значение привычности событий для фактора; Ти – значение темпа изменения фактора; Пб – предсказуемость будущего в отношении изменения фактора.
6. По формуле средней арифметической взвешенной определяется интегральный показатель степени нестабильности каждой из 3 групп факторов (формула (1.2)):
, (1.2)
где Нгф - интегральный показатель степени нестабильности группы факторов внешней среды; kф – коэффициент значимости фактора внешней среды внутри группы ( ); n – число факторов, подвергнутых оценке.
Характеристика |
Балл | |||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 5 | ||||
1.Привычность событий |
Привычные |
В пределах экстраполяции опыта |
Неожиданные, но имеющие аналогии в прошлом |
Неожиданные и не имеющие аналогий | ||||
2.Темп изменения |
Медленнее, чем реакция фирмы |
Сравнимый с реакцией фирмы |
Быстрее, чем реакция фирмы | |||||
3.Предсказуемость будущего |
По аналогии с прошлым |
Путем экстраполяции |
Предсказуемы |
Частичная предсказуемость |
Непредсказуемость | |||
Управленческая система (рекомендуемая) |
На основе контроля |
На основе экстраполяции |
Стратегическое планирование |
Ранжирование стратегических задач, по слабым сигналам и т.д. |
Рис. 1.1. Матрица для степени нестабильности внешней среды и выбора системы управления
7. По формуле средней
арифметической взвешенной
, (1.3)
где Н - интегральный показатель степени нестабильности внешней среды; kгф – коэффициент значимости группы факторов внешней среды ( ); 3 – число анализируемых групп факторов.
Полученное значение степени нестабильности внешней среды будет находиться в диапазоне от 0 до 5.
8. Исходя из полученного значения степени нестабильности внешней среды, определяется по матрице И. Ансоффа оптимальная система управления предприятием. Она сравнивается с существующей и делается вывод.
Пример
Оценка нестабильности внешней среды промышленного предприятия (ОАО «Спартак»)
Все факторы внешней среды мы разбиваем на три группы факторов (производство и технологии, рынки сбыта и потребители, влияние государства и общества), по которым в последствии будем анализировать предприятие.
1.Производство и технологии:
1.1. Перебои с поставками какао-бобов на предприятие.
1.2. Внедрение конкурентом новой технологии.
1.3. Платежеспособность организаций-покупателей.
2.Рынки сбыта и потребители:
2.1. Сезонность спроса (шоколада).
2.2. Наличие в отрасли сильных конкурентов со стороны России.
2.3. Экономическое благосостояние людей.
3.Влияние государства и общества:
3.1. Установление потолка цен.
3.2. Стабильность политической и экономической ситуации в стране.
3.3. Таможенные пошлины на ввоз какао-бобов.
Дальше наша задача состоит в том, чтобы выбрать из каждой группы, фактор внешней среды, который оказывает наибольшее воздействие на предприятие, т.е. наиболее важный.
Для начала мы рассмотрим каждый из выделенных факторов (табл. 1.4).
Таблица 1.4
Оценка степени нестабильности факторов внешней среды ОАО «Спартак»
Фактор |
Сущность фактора |
Механизм воздействия |
Тенденции изменения |
Степень нестабильности | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Группа факторов «Производство и технологии» | |||||
1.1. Перебои с поставками какао-бобов на предприятие. |
Поставщики - это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и её конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг. Поставщиками какао-бобов на предприятии СП ОАО «Спартак», являются Израиль и Турция. |
Оказывает влияние на цену продукции путём влияния на издержки производства и на стабильность производства в целом. Перебои с поставками могут вызвать остановку производства, что приведёт к потере прибыли и росту издержек на другие виды продукции. |
События, которые происходят в сфере «поставщики», могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность предприятия. Менеджеры по маркетингу, должны внимательно следить за ценой какао-бобов, за количеством какао-бобов на складе. Нехватка их на складе может сказаться главным образом на производстве кондитерских изделий, а рост цены на сырье может поднять цену на все кондитерские изделия. |
По степени привычности изменения поставщиков какао-бобов можно описать, так неожиданные, но имеющие аналогии в прошлом (3 балла). По темпу изменений, изменение внешней среды происходит быстрее, чем реагирует фирма (4,3 балла) По предсказуемости будущего, частично предсказуемы (3,5 балла). Следовательно, степень нестабильности данного фактора: |
Продолжение табл. 1.4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
1.2. Внедрение конкурентом новой технологии. |
Технологии – это совокупность механизмов, посредством которых производится товар или услуга. Так для производства шоколада используется оборудование «Винклер». |
От того, какие технологии производства шоколада применяются (новые или старые), зависит качество производимого шоколада и его вкусовые качества. В нашем случае оборудование «Винклер» введено в производство с 1987 года, как видно это уже очень старое оборудование, которое необходимо менять, а если конкурент ещё внедрит на такой же вид продукции новую технологию, то в последующем, наше предприятие рискует потерять потребителя из-за высокой цены на шоколад и его худшего качества. |
Шоколад производимый, по таким старым технологиям, не может конкурировать с новинками конкурентов, выпускаемых на новом оборудовании, как по вкусовым качествам, так и по цене. |
По степени привычности изменения, данное изменение является неожиданным, но имеющем аналогии в прошлом (3,2 балла). По темпу изменений, изменение внешней среды происходит быстрее, чем реагирует фирма (4,3 балла). По предсказуемости будущего, частичная предсказуемость (3,5 баллов). Следовательно, степень нестабильности данного фактора: | ||
1.3. Платежеспособность организаций-покупателей. |
Платежеспособность организаций - покупателей – это способность предприятий заказчиков своевременно производить оплату по своим краткосрочным и долгосрочным обязательствам. |
Платежеспособность Основным неплательщиком, является ОБЛПОТРЕБСОЮЗ. В ходе дальнейшего роста неплатежей и роста дебиторской задолженности, может сказаться на прибыли предприятия и его рентабельности. |
По степени привычности изменения, данное изменение можно измерить в пределах экстраполяции опыта (2 балла). По темпу изменений, изменение внешней среды сравним с реакцией предприятия (2,5 балла). По предсказуемости будущего, предсказуемо (2,5 баллов). Следовательно, степень нестабильности данного фактора: | |||
Степень нестабильности
внешней среды по группе факторов
«Производство и технологии»: 0,2*3,56+0,5*3,63+0,3*2,32=3, |
Продолжение табл. 1.4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Группа факторов «Рынки сбыта и потребители» | |||
2.1. Сезонность спроса (на шоколад). |
Сезонность спроса – это взаимосвязь сезона, времени, часа, минуты со спросом на товар или услугу. Она выражается в колебаниях объёма реализации продукции в зависимости от рассматриваемого временного промежутка. |
Спрос на шоколад зависит от сезона, летом спрос на шоколад резко падает, а также в связи с повышением температуры воздуха сроки хранения шоколада резко снижаются. Зимой, спрос повышается, из-за большого количества праздников, и увеличения срока хранения. Сезонность спроса приводит к нестабильности производства, омертвлению оборотных средств в готовой продукции. |
По степени привычности изменения, данные изменения привычны для предприятия (0,8 балла). По темпу изменения можно сказать, что темп изменения внешней среды сравним с реакцией предприятия (1,8 балла). По предсказуемости будущего можно сказать, будущее предсказуемо по аналогии с прошлым (0,7 балла). Следовательно, степень нестабильности данного фактора: |
2.2. Наличие в отрасли сильных конкурентов со стороны России. |
Любое предприятие сталкивается с конкурентами, и лучший способ выявить их - это провести исследование. Существуют 4 основных вида конкурентов: желания-конкуренты, товаро-родовые конкуренты, товаро-видовые конкуренты и марки-конкуренты. Понимание того, как потребитель принимает решения, позволит менеджеру по маркетингу выявить всех конкурентов фабрики «Спартак», мешающих продавать больше своей продукции. Менеджер должен, хорошо разобраться во всех видах конкурентов, особое внимание, уделяя маркам-конкурентам. |
Экспансия российских сладостей, активизировавшаяся в последние годы, поставила под угрозу существование белорусских кондитерских фабрик, в том числе СП ОАО «Спартак». В России и Украине «сладкие» холдинги начали создаваться еще лет 5 назад, что гарантировало удешевление сырья, общность ценовой политики и мобильность в продвижении товара. Отчасти поэтому доля импортных кондитерских изделий выросла в Беларуси до 15%. Так на фоне 5% снижения потребления кондитерской продукции за последние 9 месяцев реализация изделий «Спартака» упала на 10%. В следствие этого в будущем году в стране появиться первый кондитерский холдинг. Под общей крышей с названием «Белорусские сладости» объединяются минская «Коммунарка», гомельская фабрика «Спартак» и наровлянская фабрика «Красный Мозырянин». Общими усилиями проще провести техническое перевооружение отрасли, повысить конкурентоспособность продукции, от чего рядовые покупатели только выиграют. |
По степени привычности изменения, можно сказать, что изменяется в пределах экстраполяции опыта (2,4 балла). По темпу изменений, изменения внешней среды происходит быстрее, чем реагирует фирма (4,8 балла). Предсказуемость будущего, частичная предсказуемость (3,5 балла). Следовательно, степень нестабильности данного фактора: |
Продолжение табл. 1.4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2.3. Экономическое благосостояние людей |
Экономическое благосостояние людей – это качество жизни населения и количественный доход на душу населения. |
Чем выше уровень дохода населения, тем выше их покупательская способность и выше объёмы реализации продукции. |
Если уровень доходов населения повыситься, возрастет также спрос на кондитерские изделия. Люди будут покупать кондитерские изделия не только в преддверии праздников, но при обычном желании. |
По степени привычности изменения, это привычное изменение для предприятия (0,5 балла). По темпу изменения, внешняя среда изменяется медленнее, чем реагирует фирма (1,5 балла). По предсказуемости будущего можно сказать, что оно лишь частично предсказуемо (3,8 балла). Следовательно, степень нестабильности данного фактора: |
Степень нестабильности внешней среды по группе факторов
«Рынки сбыта и потребители»: 0,1*1,00+0,45*3,43+0,45*1,42= | ||||
Группа факторов «Влияние государства и общества» | ||||
3.1.Установление потолка цен. |
Установление потолка цен государством, т.е. государство, может устанавливать цену выше, которой предприятие не может продавать продукцию. |
Таким регулированием цен, государство вынуждает предприятие идти на вынужденные убытки. Тем самым, усугубляя экономическое положение предприятия. |
В будущем возможно смягчение политики ограничения цен и, возможно, её отмена. |
По степени привычности, в пределах экстраполяции опыта (1,5 балла). По темпу изменений, сравнимый с реакцией предприятия (2 балла). Предсказуемость будущего, изменения частично предсказуемы (3,5 баллов). Следовательно, степень нестабильности данного фактора: |
3.2.Стабильность политической и экономической ситуации в стране. |
Стабильность политической и экономической ситуации в стране подразумевает под собой, благоприятный климат для развития международных связей и отношений. |
С помощью, международных соглашений предприятие может выйти на рынки других стран. Так в 2003 году предприятие СП ОАО «Спартак» будет принята первой в СНГ во Всемирную организацию кондитеров. |
В краткосрочной и среднесрочной перспективе возможны проявления экономической нестабильности. |
По степени привычности, в пределах экстраполяции опыта (2,4 балла). По темпу изменения, темп изменения сравним с реакцией фирмы (3 балла). Предсказуемость будущего, частичная предсказуемость (3,5 балла). |
Информация о работе Самостоятельная работа по "Управлению организацией"