Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:42, практическая работа
Цель оценки степени нестабильности внешней среды: оценка степени нестабильности внешней среды проводится с целью определения оптимальной системы управления предприятием в существующих условиях внешнего окружения.
Основная идея оценки степени нестабильности внешней среды: внешнее окружение предприятия представляет собой совокупность всех внешних по отношению к предприятию явлений, которые потенциально или фактически воздействуют на него. Для предприятия данное воздействие предстаёт в виде разнообразных сил, которые воздействуют на протекание процессов преобразования ресурсов внутри предприятия и взаимодействия предприятия со своим внешним окружением.
На предприятии отмечается падение объёмов производства продукции (в 2000 году – на 0,99%, в 2001 году – на 54,1%). Чтобы исключить из анализа фактор изменения объёмов производства продукции, проведём анализ динамики выручки от реализации продукции, себестоимости реализованной продукции и прибыли от реализации продукции в расчёте на единицу продукции. Данные для анализа представлены в табл. 4.2.
В связи с инфляционными процессами, проявившимися в том, что в 2001 году по сравнению с 2000 годом цены на продукцию ОАО «Коминтерн» и прибыль предприятия росли медленнее, чем затраты на её производство (на 4,4% и 9% соответственно), в данный период наблюдался рост затрат в 1 руб. выручки от реализации продукции на 3,3%. А величина прибыли в 1 руб. выручки от реализации продукции оставалась стабильной в течение трёх лет на уровне 21 копейка.
Таблица 4.2
Показатели хозяйственной деятельности ОАО «Коминтерн» в расчёте на единицу продукции, руб.
Наименование показателя |
1999 |
2000 |
Темп рос-та2000/1999 (%) |
2001 |
Темп рос-та2001/2000 (%) |
1. Выручка от реализации продукции в расчёте на единицу |
4150,4 |
9451,4 |
227,7 |
14463,8 |
153 |
2. Себестоимость реализованной продукции в расчёте на единицу |
2916,1 |
5755,1 |
197,3 |
9056,7 |
157,4 |
3. Прибыль от реализации продукции в расчёте на единицу |
874,1 |
2014,9 |
230,5 |
2990,9 |
148,4 |
4. Величина затрат в 1 руб. выручки от реализации продукции (коп.) |
70 |
61 |
87,1 |
63 |
103,3 |
5. Величина прибыли в 1 руб. выручки от реализации продукции (коп.) |
21 |
21 |
100 |
21 |
100 |
При высоком уровне инфляции в стране можно ожидать дальнейший рост затрат на производство и сбыт продукции, превышающий рост выручки от реализации продукции и приводящий к снижению величины прибыли и соответственно рентабельности производства.
1.1.2. Налоговое бремя
Изменение налогового бремени способствует расширению производства или тормозит его. В целом, налоги приводят к снижению результатов деятельности предприятия: уменьшается размер выручки от реализации продукции; увеличивается размер себестоимости изделий и соответственно отпускная цена, что оказывает существенное влияние на ценовую конкурентоспособность изделий предприятия на мировом рынке; снижается величина прибыли.
Налоговая политика ОАО «Коминтерн» осуществляется в соответствии с законом Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций» и законом «О бюджете Республики Беларусь на 2002 год».
Для анализа налогового
бремени ОАО «Коминтерн»
Таблица 4.3
Платежи и сборы ОАО «Коминтерн» в бюджет, тыс. руб.
Наименование налогов и платежей |
1999 |
2000 |
Темп рос-та2000/1999 (%) |
2001 |
Темп рос-та2001/2000 (%) |
1. Налог на недвижимость |
2184 |
19467 |
891,3 |
20088 |
103,2 |
2. Налог на прибыль |
155002 |
384088 |
247,8 |
322549 |
83,9 |
3. Налог на добавленную стоимость |
194502 |
1044554 |
537 |
219619 |
21,1 |
4. Экспортные и импортные таможенные пошлины |
45822 |
80075 |
174,7 |
59812 |
74,7 |
5. Чрезвычайный налог и фонд занятости |
32476 |
71595 |
275,6 |
63323 |
88,4 |
6. Подоходный налог |
63018 |
175603 |
278,6 |
103141 |
58,7 |
7. Местные налоги и сборы |
21706 |
60126 |
277 |
52050 |
86,6 |
8. Экономические санкции |
4209 |
12154 |
288,8 |
23415 |
192,6 |
9. Фонд поддержки производителей с/х продукции |
33191 |
97912 |
295 |
104112 |
106,3 |
10. Фонд стабилизации экономики с/х производителей |
31497 |
159615 |
506,8 |
113518 |
71,1 |
11. Прочие налоги |
109981 |
104874 |
95,3 |
11626 |
11,1 |
Всего налогов и сборов |
693588 |
2250696 |
324,5 |
1093253 |
48,6 |
Выручка от реализации продукции |
3353545 |
7561139 |
225,5 |
5308213 |
70,2 |
Удельный вес налогов в выручке (%) |
20,7 |
29,8 |
- |
20,6 |
- |
По данным табл. 4.3 видно, что в 2000 году по сравнению с 1999 годом значительно увеличилось налоговое бремя ОАО «Коминтерн»: возросли все виды налогов и платежей в бюджет. В наибольшей степени увеличился налог на недвижимость (на 791,3%), налог на добавленную стоимость (на 437%), отчисления в фонд стабилизации экономики с/х производителей (на 406,8). В целом, величина налогов в данный период увеличилась на 224,5%, а доля налогов в выручке от реализации продукции – на 9,1%. Однако в 2001 году по сравнению с 2000 годом налоговое бремя снизилось: все налоги платежи в бюджет, за исключением налога на недвижимость и отчислений в фонд поддержки производителей с/х продукции, которые возросли на 3,2% и 6,3% соответственно, уменьшились. В наибольшей мере снизился налог на добавленную стоимость (на 78,9%) и подоходный налог (на 41,3%). В целом, величина налогового бремени уменьшилась на 51,4%, а доля налогов в выручке от реализации продукции – на 9,2%. Вероятно, это связано со значительным снижением объёмов производства продукции предприятия (на 54,1%).
В 2000 году наблюдался опережающий рост величины налогов над ростом величины прибыли от реализации продукции (на 99%), в 2001 году наблюдалась обратная тенденция – опережающий рост величины прибыли от реализации продукции над ростом величины налогов (на 21,6%).
В дальнейшем можно ожидать незначительное увеличение величины налогового бремени, однако, несмотря на достаточно неустойчивое финансовое положение, ОАО «Коминтерн» в состоянии своевременно рассчитываться с бюджетом по внесению налогов и неналоговых платежей и сборов как в настоящее время, так и в ближайшей перспективе. Иными словами, налоговое бремя не оказывает значительного влияния на деятельность ОАО «Коминтерн».
1.1.3. Платёжеспособность клиентов
Платёжеспособность клиентов во многом определяет возможности предприятия осуществлять закупки необходимого сырья для производства продукции в определённых объёмах, а также реализовывать произведённую продукцию с минимальными её остатками на складе.
Клиентами ОАО «Коминтерн» являются торговые предприятия республики, ведомственные магазины и секции компании, зарубежные фирмы, в том числе поставщики давальческого сырья. В связи с нестабильностью развития экономики и ростом убыточных предприятий наблюдается увеличение числа клиентов низкой платёжеспособности и, как следствие, рост дебиторской задолженности предприятия, который приводит к росту кредиторской задолженности ОАО «Коминтерн». Данные о дебиторской и кредиторской задолженности предприятия приведены в табл. 4.4.
Таблица 4.4
Дебиторская и кредиторская задолженность ОАО «Коминтерн», тыс. руб.
Наименование показателя |
1999 |
2000 |
Темп рос-та2000/1999 (%) |
2001 |
Темп рос-та2001/2000 (%) |
Дебиторская задолженность |
28613 |
67123 |
234,6 |
824685 |
1228,6 |
Кредиторская задолженность |
251844 |
306377 |
121,6 |
1043626 |
340,6 |
Как видно из табл. 4.4, в 2001 году по сравнению с 2000 очень сильно увеличилась дебиторская задолженность предприятия (на 1128,6%), а в 2000 году по сравнению с 1999 годом её рост составил 134,6%. Основными должниками ОАО «Коминтерн» являются: «Дюркон-Адлер», Германия; «Фройденберг», Германия; ОДО «Беларс», Минск; СП «Бонк»; Белпромфурнитура; Коопунивермаг, Кричев; ТД «Немига», Молодечно.
Рост дебиторской
В связи с уменьшением платёжеспособности клиентов ОАО «Коминтерн» в будущем для увеличения объёмов производства продукции возникнет острая необходимость дополнительного привлечения заёмных средств, в том числе краткосрочных кредитов банка.
1.2. Политические факторы
1.2.1. Международные соглашения по тарифам и торговле
Имеется соглашение о едином таможенном пространстве пяти стран (Российская Федерация, Республика Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Киргизстан).
Для продукции ОАО «Коминтерн» не существует значительных таможенных барьеров как на территории СНГ, так и за её пределами. Торговля ведётся со странами ближнего и дальнего зарубежья (Англии, Дании, России, Украины, Балтии и других). В отношении торговли существуют ограничения Евросоюза, так называемые ES-квоты на поставку женских изделий и мужских брюк (по согласованию Беллегпрома и Министерства иностранных дел), что ограничивает поставку данной продукции за пределы РБ.
Наиболее
значимыми для предприятия
1.2.2. Политико-экономические изменения в стране
Политические изменения в стране так или иначе оказывают влияние на деятельность предприятий, расширяя или ограничивая их возможности.
В деятельности ОАО «Коминтерн» произошли значительные изменения, вызванные преобразованием общественно-политического и государственного строя, распадом СССР, созданием независимого государства и ликвидацией командно-административной системы управления экономикой. Это повлекло за собой разрыв связей ОАО «Коминтерн» с традиционными поставщиками сырья и материалов, к потере устоявшихся рынков сбыта продукции. Реформирование экономики привело к резкому сокращению денежных доходов населения. Падение платёжеспособного спроса приводит, в свою очередь, к невостребованности на рынке значительных объёмов изделий, выпускаемых предприятием.
Если учесть возможное введение российского рубля, как общей валюты платежа, то российские фирмы-производители костюмов будут представлять значительную угрозу для деятельности ОАО «Коминтерн» на внутреннем рынке.
1.2.3. Протекционизм
Протекционизм как экономическая политика государства направлен на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции.
Беллегпром устанавливает квоты на поставку импортных товаров лёгкой промышленности, а также доводит ОАО «Коминтерн» квоты поставок выпускаемых изделий торгующим организациям РБ. Данные действия способствуют росту продаж изделий предприятия на внутреннем рынке и сокращению доли работ ОАО «Коминтерн» на давальческом сырье.
В дальнейшем можно ожидать снижение квот на поставку импортных товаров лёгкой промышленности и рост квот поставок выпускаемых изделий ОАО «Коминтерн» торгующим организациям РБ с целью ограничения конкуренции и поддержания национального производителя.
1.2.4. Кредитная политика
В связи с недостаточной обеспеченностью собственными оборотными средствами в условиях нестабильного развития экономики предприятия вынуждены привлекать заёмные средства, в том числе кредиты банков.
ОАО «Коминтерн» обслуживается банком, в котором краткосрочные кредиты берутся (под 20% годовых) для приобретения сырья, вспомогательных материалов и своевременной выплаты заработной платы. Долгосрочные кредиты предприятие не привлекает. Данные о размере краткосрочных кредитов ОАО «Коминтерн» представлены в табл. 4.5.
Таблица 4.5
Краткосрочные кредиты ОАО «Коминтерн», тыс. руб.
Наименование показателя |
1999 |
2000 |
Темп рос-та2000/1999 (%) |
2001 |
Темп рос-та2001/2000 (%) |
Краткосрочные кредиты |
52784 |
186164 |
352,7 |
508216 |
273 |
Информация о работе Самостоятельная работа по "Управлению организацией"