Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 11:53, курсовая работа
В последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область- теорию организации.
Введение
1.Структура управления
1.1.Содержание управления
1.2. Основные типы организационных структур управления.
2. Процесс осуществления управления
2.1.Функции управления.
2.2.Методы управления.
Список использованной литературы
Федеральное агенство по образованию РФ
Московский психолого-социальный институт
Филиал г. Конаково
Кафедра экономики и менеджмента
Курсовая работа
По дисциплине
«Теория организации»
На тему
Управление организацией
Выполнила студентка гр 06МО 4/02 Зайнидинова Л.М.
Проверила Мешкова И.В.
2009г.
Содержание
Введение
1.Структура управления
1.1.Содержание управления
1.2. Основные типы организационных структур управления.
2. Процесс осуществления управления
2.1.Функции управления.
2.2.Методы управления.
Список использованной литературы
Введение
В последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область- теорию организации.
«Организация – (лат.-organizo-сообщаю стройный вид, устраиваю):
1. внутреняя упорядоченность, взаимодействие, согласованность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;
2. совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.
В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп».
В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.
Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества, предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности, возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. Изменение социально-экономической обстановки потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления организацией. Расширился спектр управленческих проблем, в котором особую актуальность и значимость приобретают социально-психологические аспекты руководства трудовыми коллективами. Эффективность управления любой сферой общественной деятельности означает поиск оптимального варианта для достижения общественно полезной цели.Организации же существуют в окружении, в среде, состоящей из множества элементов. Это и рынок, с его предложениями и запросами, и акционеры, с их интересами получения дивидендов и реализации прав собственности, и правительство, с его налоговыми и законодательными требованиями. Это партнеры, по отношению к которым организация имеет свои обязательства, меняющиеся технологии, оборудование, требования к качеству продукции, образовательному уровню исполнителей, возрастающие запросы наемных работников, деятельность конкурентов, последствия экономических кризисов.
Цель данной работы в том, чтобы выявить особенности управления организацией. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие управления;
рассмотреть функции управления;
рассмотреть методы управления;
охарактеризовать организационные структуры управления;
рассмотреть основные типы организационных структур управления;
выявить их достоинства и недостатки
Объектом работы является организация, а предметом управление.
Работа состоит из пяти частей: введения, основной части, заключения, приложений и списка использованной литературы.
Структура управления
1.1.Сущность управления
В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве.(1)
Управление - это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано, прежде всего, с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием. Управление всегда предполагает наличие двух основных частей:
1. Объекта (предмета) управления, на который направлено управляющее воздействие для его выполнения,
2. Субъекта (органа) управления, который вырабатывает управляющее воздействие и контролирует его исполнение.
Если совокупность этих двух частей образует в процессе своего взаимодействия устойчивую целостность, то она называется системой управления. Все, что не включается в эту целостность, рассматривается как внешняя среда. Иногда субъект управления называют управляющей подсистемой, а объект - управляемой подсистемой. Для изучения или разработки этих подсистем их можно рассматривать как самостоятельные системы.(1)
Управлением считается процесс воздействия субъекта управления на объект управления в целях обеспечения последним эффективного функционирования и развития.
Все управление, в конечном счете сводится к стимулированию активности остальных людей. Это может быть техническое управление, которое осуществляется над естественными и технологическими действиями, к примеру, подача тепла, движение поездов и самолетов, обработка деталей на станках.
Средствами управления являются все, что будет способствовать осуществлению операций с информацией - от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела.
Управление относится к категории умственного труда, который осуществляется человеком в виде нервно - психологических усилий (слушание, чтение, контакт, наблюдения, мышления и т.п.). Все управленческие деяния различаются по назначению, конкретному содержанию, формам и способам воплощения, по степени трудности.
Сложность управления определяется масштабами, количеством и структурой решаемых задач, связей меж ними, разнообразием применяемых способов, организационных принципов. Сложность характеризуется и степенью новизны принимаемых решений, объемом требуемых конфигураций, поиском нетрадиционных подходом, а так же определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые нужно воспринимать.
Итак, управлять предприятием означает воздействовать на весь коллектив, работающий на предприятии, так, чтобы предприятие двигалось к достижению целей. Далее мы рассмотрим как можно это сделать.
|
1.2. Организационные структуры управления.
Структура управления организацией или организационная структура управления (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.(8) Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.(8) ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
На действенность и эффективность организационной структуры влияют:
1) действительные взаимосвязи, возникающие между людьми и их работой. Это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;
2) действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;
3) полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).
При умелом сочетании указанных трех факторов в организации может быть создана такая рациональная структура, при которой существует реальная и благоприятная возможность достижения высокого уровня эффективности производства.
Организационная структура конкретного предприятия - это комбинация различных типов департаментизации. Простота и ясность функционирования должны обеспечить ее понимание средой, минимизировать затраты и ориентировать членов организации на результаты деятельности, а не на затрачиваемые усилия.(9) Оптимальная организационная структура создает благоприятные условия для процесса принятия управленческих решений, ее стабильность делает организацию устойчивой и в то же время позволяет успешно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.
Обусловленная теми или иными управленческими решениями организационная структура предприятия является одной из динамичных ситуационных переменных - изменения в составе собственников и высших менеджеров, перемены во властных структурах и совершенствование законодательства сопровождаются, как правило, трансформацией структуры организации. Динамичные и неопределенные условия развития предприятий делают этот процесс перманентным, а его решающим фактором - смену команды управленцев.
Организационная структура управления должна:
адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды организации и быть оптимальной с точки зрения выбора соответствующих возможностей и ресурсов;
способствовать достижению целей организации, что обеспечивается с помощью установления правил;
предусматривать блок перспективного стратегического управления, отделив его от текущего и оперативного управления;
учитывать особенности предприятия, обусловленные сложившимся составом кадров, оборудованием, формальными и неформальными связями и т.п.;
способствовать наиболее рациональному осуществлению процессов управления, повышению производительности труда и труда управляющих кадрами.(6)