Организация самостоятельной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:28, реферат

Описание работы

Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую призвана решать, прежде всего, школа. России нужны сейчас не просто знающие люди, а люди творческого склада, инициативные и пытливые, способные активно трудиться, развивать науку, технику, культуру. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин, в процессе трудового обучения, а также на основе жизненного опыта. Для решения этих задач необходима специальная система работы учителя и школы в целом.

Работа содержит 1 файл

Организация самостоятельной работы.docx

— 36.54 Кб (Скачать)

    Одна  из главных задач воспитания подрастающего  поколения - формирование самостоятельности  мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую призвана решать, прежде всего, школа. России нужны  сейчас не просто знающие люди, а  люди творческого склада, инициативные и пытливые, способные активно  трудиться, развивать науку, технику, культуру. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной  работы происходит на основе знаний, приобретаемых  при изучении общеобразовательных  дисциплин, в процессе трудового  обучения, а также на основе жизненного опыта. Для решения этих задач  необходима специальная система  работы учителя и школы в целом. Школа должна готовить учащихся к  непрерывному образованию и самообразованию, вырабатывать у них навыки самостоятельно пополнять свои знания, умело и  быстро ориентироваться в потоке научной и политической информации.

    Современная педагогическая наука имеет целый  ряд достижений в разработке теории обучения, однако, ряд актуальных вопросов теории и практики самостоятельной  работы учащихся в процессе обучения разработан ещё недостаточно. Так, например, окончательно не решен вопрос о сущности самостоятельной работы учащихся, её вариантах в зависимости от дидактической  цели урока, содержания учебного материала, уровня подготовки и возраста учащихся. Какова система самостоятельных  работ, например, при изучении технических  дисциплин? Каковы особенности организации  самостоятельной работы при проблемном обучении и мотивы её выполнения школьниками? В педагогической деятельности учителя  встречаются определенные недостатки и трудности организации самостоятельной  работы на уроке. Поэтому рассмотрение важнейших сторон самостоятельной  работы учащихся в процессе обучения является актуальной задачей обучения и воспитания.

    Говоря  об учебной деятельности, исследователи  традиционно имеют в виду работу ученика в классе. Однако организация учебной деятельности школьника включает наряду с классной его домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу по учебному предмету. Наименее изученной и в то же время представляющей наибольший интерес в плане психологического анализа учебной деятельности является самостоятельная работа школьника. Именно в ней более всего могут проявляться его мотивация, целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества. Самостоятельная работа обучающегося может служить основой перестройки его позиций в учебном процессе.

    Во-первых, самостоятельная работа школьника  есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное  ее расширение, углубление и продолжение  в свободное в

    Во-вторых, в данной трактовке самостоятельная  работа - более широкое понятие, чем  домашняя работа, т.е. выполнение заданий, данных учителем в классе на дом  для подготовки к следующему уроку.

    В-третьих, самостоятельная работа должна рассматриваться  как специфическая форма (вид) учебной  деятельности обучающегося, характеризующаяся всеми перечисленными ее особенностями. Это высшая форма его учебной деятельности, форма самообразования, связанная с его работой в классе.

    Самостоятельная работа стимулирует у учащихся произвольное внимание, поскольку при ее выполнении школьники сосредоточиваются на сравнении, сопоставлении непосредственно  изучаемых предметов и отвлекаются  от других раздражителей. Чем занимательнее  основной вопрос полученного задания  для изучения и разнообразнее  возможности его решения, тем  более концентрируется внимание, тем более устойчивым и произвольным оно становится. Это позволяет  школьникам не только найти правильный ответ на заданный учителем вопрос, но и обобщить проведенный сравнительный  анализ, сформулировать заключительные выводы, т.е. довести самостоятельную  работу до логического конца.

    Элементы  исследования, включенные в содержание заданий, значительно повышают уровень  научности самостоятельной работы, выполняемой учащимися, но вместе с  тем не снижают ее доступности. Если сопоставить внешние признаки наблюдений за единичными объектами и наблюдений сравнительно-аналитического характера, самостоятельно выполняемых учащимися  при изучении технических дисциплин, то отчетливо можно увидеть в  них общие черты:

  • усиленное проявление чувственно-познавательной деятельности, стимулирующей формирование объективных представлений у школьников об изучаемых объектах;
  • целостное наглядно-образное отражение в сознании школьников изучаемых объектов;
  • основу наблюдений составляет запас знаний, приобретенный жизненным опытом и предшествующим обучением.

    Особенности самостоятельной работы обучающихся, могут быть сопоставлены с его классной, домашней, внеклассной (внешкольной) работой, т.е. со всеми видами его аудиторной и внеаудиторной, внеурочной занятости. Очевидно, что все они образуют некий континуум (некую последовательность), полюса которого представлены, с одной стороны, классной, а с другой - собственно самостоятельной работой школьника как высшей формой самоорганизации учебной деятельности. Анализ видов учебной работы показывает, что самостоятельная работа как деятельность характеризуется собственной познавательной потребностью учащегося, самоконтролем, собственным режимом работы, свободой выбора места и времени ее выполнения.

    Специальная программа обучения самостоятельной работе должна включать

    - диагностирование обучающимся собственной познавательной потребности в расширении, углублении, совокупности знаний, получаемых в школе, вузе;

    - определение собственных интеллектуальных, личностных и физических возможностей, в частности объективная оценка  свободного от посещения учебного  заведения времени;

    - определение цели самостоятельной  работы - ближайшей и отдаленной, т.е. ответ на вопрос, нужна ли она для удовлетворения познавательной потребности или, например, для продолжения обучения;

    - самостоятельный выбор обучающимся объекта изучения и обоснование этого выбора для себя (в качестве такого объекта, например при изучении иностранного языка, может выступить история Англии, поэзия, музыка Германии, искусство Франции и т.д.);

    - разработка конкретного плана,  долгосрочной и ближайшей программы  самостоятельной работы. Хорошо, если  работа с педагогом в учебное  время может служить образцом  составления такой программы;

                 - определение формы и времени  самоконтроля.

    Целесообразно, чтобы формой контроля ученик выбрал выполнение конкретного вида работы (чертеж, проект, перевод, реферат и  др.), которая кому-то нужна, необходима, т.е. чтобы результаты работы были личностно  значимы и для него, и для  других.

    Конечно, учащихся, занятых такой самостоятельной  работой, может быть мало, но условия  ее организации должны позволить  включиться в нее каждому. В заключение еще раз отметим, что самостоятельная  работа обучающегося как специфическая  форма его учебной деятельности требует предварительного обучения учителем приемам, формам и содержанию этой работы. Это подчеркивает важность организующей и управляющей (разной степенью гибкости) функций учителя  и в то же время необходимость  осознания обучающимся себя в качестве подлинного субъекта учебной деятельности.

    Самостоятельная работа обучающегося, рассматриваемая  в общем контексте его самообразования, представляет собой высшую форму  его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания; она может дифференцироваться в зависимости от источника управления, характера побуждения и др.

      Типы самостоятельных работ:

    1.Самостоятельная работа по образцу (алгоритму):

- репродуктивный метод (навык выполнения)

- сделай как я.

2. Самостоятельная  работа с модификацией алгоритма  в измененной ситуации:

- конструктивный метод (повышенный уровень) перенос знаний в необычную ситуацию.

          3. Самостоятельная работа переноса нескольких известных способов и их комбинирование: - частично - поисковый метод.

         4. Самостоятельная работа по созданию нового способа решения проблемного задания - исследовательский метод.

    Самостоятельная работа - это средство обучения, с  помощью которого учитель организует деятельность ученика при работе и выполнению домашнего здания.

    Задачи  самостоятельной работы в процессе обучения:

  1. Постановка  цели и планирование самостоятельной  работы ученик осуществляет с помощью  учителя.
  2. Постановка цели осуществляется учителем, а планирование выполняется учениками самостоятельно.
  3. Постановка цели и планирование осуществляется учеником самостоятельно, но задание даёт учитель.
  4. Работа осуществляется по собственной инициативе, без помощи учителя - ученик сам выполняет.
 

    Как известно, первое требование сводится к тому, что внеклассная работа может только углублять, расширять  и совершенствовать знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроке, но не имеет основной целью  сообщение новых знаний, умений и  навыков. Вторым требованием является увлекательность самих форм, процесса и материала работы. Третье фиксирует  необходимость межпредметных, междисциплинарных связей. Важными требованиями являются также добровольность и активность учащихся в этой работе, массовость как форма организации.

    Когда у обучающихся формируется потребность  узнать, освоить что-то новое, неизвестное, нужное, важное для себя, а средств  удовлетворения такой потребности  в учебном процессе нет. (Например, учитель технологии объявляет, что  те, кто хотел бы самостоятельно, сверх программы изучать сезонные направления современной моды, могут  пользоваться ее консультациями и имеющейся  литературой.)

    Здесь увлекательным должно быть само овладение  новым материалом, а не только и  не столько форма организации, т.е. напряженный, целенаправленный, захватывающий  учащегося труд. Примером может служить самостоятельный выбор изготавливаемых изделий (примерный перечень изделий: 5класс – фартук, нагрудник детский с вышивкой аппликацией, салфетка, мешочки для хранения пищевых продуктов; 6 класс – юбка коническая, юбка клиньевая; 7 класс – платье, ночная сорочка, блузка, ветровка, топик, детская распашонка). Конечно, нельзя рассчитывать на то, что такой самостоятельной работой будут заниматься все, но создание условий и предпосылок для заинтересованных в этом учеников есть проявление развивающего обучения в полном смысле слова.

    Для успешного развития личности обучение должно включать проблемные ситуации, в условиях которых учащиеся самостоятельно или с помощью учителя решают возникшую проблему. Проблемным в  дидактике называется такое обучение, при котором усвоение знаний и  формирование интеллектуальных умений происходит в процессе относительно самостоятельного решения учащимися  системы задач-проблем под общим  руководством учителя. При таком  обучении в структуре познавательной деятельности должна лежать важная психологическая  закономерность – проблемный характер мышления. Закономерности в развитии мыслительной деятельности образуют психологическую  основу познавательного поиска в  учении.

    В самостоятельной деятельности школьников важным компонентом являются мотивы учения. Им уделяется большое внимание в психологических и дидактических  исследованиях, которые ведутся  в основном в двух направлениях. Первое – это работы, непосредственно  анализирующие мотивы учения школьников разного возраста, структуру механизмов действия мотивов, динамику их развития и пути формирования полноценных  мотивационных комплексов. Второе направление  – это исследования проблем развития активности и самостоятельности  школьников в процессе обучения, расширение положительных мотивационных факторов познавательной деятельности, связанных  с явлениями социального и  личного характера.

    Усиление  активной умственной деятельности учащихся в процессе их самостоятельной работы достигается при условии, если учитель  планомерно организует эту работу и  умело ею руководит. Для этого  учителю необходимо провести всестороннюю подготовку самостоятельной работы учащихся, при которой учитель  руководствуется следующими дидактическими требованиями:

Информация о работе Организация самостоятельной работы