Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:28, реферат
Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую призвана решать, прежде всего, школа. России нужны сейчас не просто знающие люди, а люди творческого склада, инициативные и пытливые, способные активно трудиться, развивать науку, технику, культуру. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин, в процессе трудового обучения, а также на основе жизненного опыта. Для решения этих задач необходима специальная система работы учителя и школы в целом.
Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую призвана решать, прежде всего, школа. России нужны сейчас не просто знающие люди, а люди творческого склада, инициативные и пытливые, способные активно трудиться, развивать науку, технику, культуру. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин, в процессе трудового обучения, а также на основе жизненного опыта. Для решения этих задач необходима специальная система работы учителя и школы в целом. Школа должна готовить учащихся к непрерывному образованию и самообразованию, вырабатывать у них навыки самостоятельно пополнять свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Современная
педагогическая наука имеет целый
ряд достижений в разработке теории
обучения, однако, ряд актуальных вопросов
теории и практики самостоятельной
работы учащихся в процессе обучения
разработан ещё недостаточно. Так, например,
окончательно не решен вопрос о сущности
самостоятельной работы учащихся, её
вариантах в зависимости от дидактической
цели урока, содержания учебного материала,
уровня подготовки и возраста учащихся.
Какова система самостоятельных
работ, например, при изучении технических
дисциплин? Каковы особенности организации
самостоятельной работы при проблемном
обучении и мотивы её выполнения школьниками?
В педагогической деятельности учителя
встречаются определенные недостатки
и трудности организации
Говоря об учебной деятельности, исследователи традиционно имеют в виду работу ученика в классе. Однако организация учебной деятельности школьника включает наряду с классной его домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу по учебному предмету. Наименее изученной и в то же время представляющей наибольший интерес в плане психологического анализа учебной деятельности является самостоятельная работа школьника. Именно в ней более всего могут проявляться его мотивация, целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества. Самостоятельная работа обучающегося может служить основой перестройки его позиций в учебном процессе.
Во-первых,
самостоятельная работа школьника
есть следствие правильно
Во-вторых, в данной трактовке самостоятельная работа - более широкое понятие, чем домашняя работа, т.е. выполнение заданий, данных учителем в классе на дом для подготовки к следующему уроку.
В-третьих, самостоятельная работа должна рассматриваться как специфическая форма (вид) учебной деятельности обучающегося, характеризующаяся всеми перечисленными ее особенностями. Это высшая форма его учебной деятельности, форма самообразования, связанная с его работой в классе.
Самостоятельная
работа стимулирует у учащихся произвольное
внимание, поскольку при ее выполнении
школьники сосредоточиваются на
сравнении, сопоставлении непосредственно
изучаемых предметов и
Элементы
исследования, включенные в содержание
заданий, значительно повышают уровень
научности самостоятельной
Особенности самостоятельной работы обучающихся, могут быть сопоставлены с его классной, домашней, внеклассной (внешкольной) работой, т.е. со всеми видами его аудиторной и внеаудиторной, внеурочной занятости. Очевидно, что все они образуют некий континуум (некую последовательность), полюса которого представлены, с одной стороны, классной, а с другой - собственно самостоятельной работой школьника как высшей формой самоорганизации учебной деятельности. Анализ видов учебной работы показывает, что самостоятельная работа как деятельность характеризуется собственной познавательной потребностью учащегося, самоконтролем, собственным режимом работы, свободой выбора места и времени ее выполнения.
Специальная программа обучения самостоятельной работе должна включать
- диагностирование обучающимся собственной познавательной потребности в расширении, углублении, совокупности знаний, получаемых в школе, вузе;
-
определение собственных
-
определение цели
-
самостоятельный выбор
-
разработка конкретного плана,
долгосрочной и ближайшей
- определение формы и времени самоконтроля.
Целесообразно, чтобы формой контроля ученик выбрал выполнение конкретного вида работы (чертеж, проект, перевод, реферат и др.), которая кому-то нужна, необходима, т.е. чтобы результаты работы были личностно значимы и для него, и для других.
Конечно, учащихся, занятых такой самостоятельной работой, может быть мало, но условия ее организации должны позволить включиться в нее каждому. В заключение еще раз отметим, что самостоятельная работа обучающегося как специфическая форма его учебной деятельности требует предварительного обучения учителем приемам, формам и содержанию этой работы. Это подчеркивает важность организующей и управляющей (разной степенью гибкости) функций учителя и в то же время необходимость осознания обучающимся себя в качестве подлинного субъекта учебной деятельности.
- репродуктивный метод (навык выполнения)
- сделай как я.
2. Самостоятельная
работа с модификацией
- конструктивный метод (повышенный уровень) перенос знаний в необычную ситуацию.
3. Самостоятельная работа переноса нескольких известных способов и их комбинирование: - частично - поисковый метод.
4. Самостоятельная работа по созданию нового способа решения проблемного задания - исследовательский метод.
Как известно, первое требование сводится к тому, что внеклассная работа может только углублять, расширять и совершенствовать знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроке, но не имеет основной целью сообщение новых знаний, умений и навыков. Вторым требованием является увлекательность самих форм, процесса и материала работы. Третье фиксирует необходимость межпредметных, междисциплинарных связей. Важными требованиями являются также добровольность и активность учащихся в этой работе, массовость как форма организации.
Когда
у обучающихся формируется
Здесь увлекательным должно быть само овладение новым материалом, а не только и не столько форма организации, т.е. напряженный, целенаправленный, захватывающий учащегося труд. Примером может служить самостоятельный выбор изготавливаемых изделий (примерный перечень изделий: 5класс – фартук, нагрудник детский с вышивкой аппликацией, салфетка, мешочки для хранения пищевых продуктов; 6 класс – юбка коническая, юбка клиньевая; 7 класс – платье, ночная сорочка, блузка, ветровка, топик, детская распашонка). Конечно, нельзя рассчитывать на то, что такой самостоятельной работой будут заниматься все, но создание условий и предпосылок для заинтересованных в этом учеников есть проявление развивающего обучения в полном смысле слова.
Для
успешного развития личности обучение
должно включать проблемные ситуации,
в условиях которых учащиеся самостоятельно
или с помощью учителя решают
возникшую проблему. Проблемным в
дидактике называется такое обучение,
при котором усвоение знаний и
формирование интеллектуальных умений
происходит в процессе относительно
самостоятельного решения учащимися
системы задач-проблем под
Усиление активной умственной деятельности учащихся в процессе их самостоятельной работы достигается при условии, если учитель планомерно организует эту работу и умело ею руководит. Для этого учителю необходимо провести всестороннюю подготовку самостоятельной работы учащихся, при которой учитель руководствуется следующими дидактическими требованиями: