Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:42, практическая работа
Цель оценки степени нестабильности внешней среды: оценка степени нестабильности внешней среды проводится с целью определения оптимальной системы управления предприятием в существующих условиях внешнего окружения.
Основная идея оценки степени нестабильности внешней среды: внешнее окружение предприятия представляет собой совокупность всех внешних по отношению к предприятию явлений, которые потенциально или фактически воздействуют на него. Для предприятия данное воздействие предстаёт в виде разнообразных сил, которые воздействуют на протекание процессов преобразования ресурсов внутри предприятия и взаимодействия предприятия со своим внешним окружением.
Данные табл. 5.10 свидетельствуют о незначительном снижении численности работников в 2002 году по сравнению с 2001 годом (на 3,2%). Основную долю работников, как в 2001 году, так и в 2002 году, занимает промышленно-производственный персонал (91,6% и 91,5% соответственно), хотя его доля в 2002 году снизилась на 3,3%. В 2002 году по сравнению с 2001 годом повысилась доля служащих на 1,9%, а доля рабочих уменьшилась на 4,1%. В целом, можно сказать о высокой стабильности кадров в ОАО «Коминтерн». Это связано, прежде всего, с высоким уровнем заработной платы работников предприятия.
Удельный вес вспомогательных рабочих составляет 20,8% в численности ППП и 24,1% в численности рабочих. Для снижения удельного веса этой категории необходимо внедрение механизации учета, совершенствование складского хозяйства, изменение структуры вспомогательных служб.
Удельный вес служащих составляет 13,7% от численности ППП. Сокращение этой категории персонала должно происходить за счет совершенствования структуры управления компанией.
Таблица 5.11
Численность рабочих основных профессий
Наименование профессии |
Списочная численность на 1.08.2002 |
Средний квалификационный разряд |
Швея |
640 |
3,7 |
Термоотделочник |
296 |
4 |
Оператор швейного оборудования |
86 |
3,4 |
Раскройщик |
62 |
5,5 |
По данным табл. 5.11 видно, что средний разряд составляет – 4,0, средний разряд рабочего совпадает с разрядом работы.
Таблица 5.12
Уровень образования работников ОАО «Коминтерн»
Уровень образования |
Удельный вес, % |
Высшее |
8,1 |
Среднее специальное |
13,4 |
Среднее |
72,6 |
Неполное среднее |
5,9 |
Данные табл. 5.13 свидетельствуют о преобладании в ОАО «Коминтерн» работников со средним образованием (72,6%), в основном – это рабочие, большинство из которых обладает высоким профессионализмом. Доля работников с высшим и средним специальным образованием составляет 8,1% и 13,4% соответственно.
Средний тарифный разряд рабочих, данные об общеобразовательном уровне свидетельствуют о возможности использования потенциала работников для выпуска высококачественных изделий.
При подборе персонала на предприятии учитываются следующие основные критерии:
Новые работники на предприятие принимаются на основании изучения документов, бесед заинтересованных лиц, информации с прежнего места работы, выполнения пробных работ, установления испытательного срока.
На основании заявок от начальников цехов и отделов ежегодно до 1.02 инженер по подготовке кадров составляет план повышения квалификации кадров на год, где отражается вид, форма обучения и количество обучаемых. В ОАО «Коминтерн» применяются следующие формы организации обучения:
Обучение на предприятии осуществляется по следующим видам: подготовка новых рабочих, переподготовка, обучение вторым профессиям, производственно-экономические курсы, курсы целевого назначения, производственно-экономические семинары, обучение за пределами предприятия.
Основные сильные и слабые стороны персонала ОАО «Коминтерн» приведены в табл. 5.13.
Таблица 5.13
Анализ сильных и слабых сторон организации труда персонала
ОАО «Коминтерн»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Сохранение стабильной занятости на предприятии. 2. Высокий профессионализм работников, позволяющий выпускать высококачественную конкурентоспособную продукцию, обновлять ассортимент изделий в соответствии с направлениями моды. 3. Высокий уровень заработной платы, мотивирующий работников к качественному выполнению своих обязанностей, повышающий их заинтересованность в труде. |
1. Значительная часть рабочих предприятия имеет среднее образование, что требует их обучения и повышения квалификации. 2. Дорогая рабочая сила, требующая привлечения дополнительных заёмных средств для своевременной выплаты заработной платы. |
На основе результатов анализа внутренней среды ОАО «Коминтерн» сделаем оценку значения факторов внутренней среды для деятельности предприятия при помощи матрицы «вероятность усиления фактора – воздействие фактора на предприятие». Результаты анализа сведены в табл. 5.14.
Таблица 5.14
Оценка факторов внутренней среды ОАО «Коминтерн»
Факторы внутренней среды |
Воздействие |
Вероятность |
Значение |
Маркетинг | |||
1. Занимаемая доля рынка |
В |
В |
В |
2. Разнообразие и качество ассортимента |
Н |
С |
Н |
3. Маркетинговые исследования |
В |
С |
В |
Финансы | |||
1. Наличие собственных
оборотных средств и |
В |
В |
В |
2. Оборачиваемость основного капитала |
В |
С |
В |
Производство | |||
1. Прогрессивность оборудования |
В |
В |
В |
2. Поставщики сырья |
В |
В |
В |
3. Загрузка производственных мощностей |
С |
В |
В |
5. Доля экспортируемой продукции |
С |
С |
С |
Персонал | |||
1. Профессионализм персонала |
В |
С |
В |
2. Уровень занятости |
В |
С |
В |
3. Уровень заработной платы |
Н |
С |
Н |
4. Образование работников |
С |
В |
В |
Наиболее значимые факторы внутренней среды определяют сильные и слабые стороны ОАО «Коминтерн» приведены в табл. 5.15.
Таблица 5.15
SWOT – анализ внутренней среды ОАО «Коминтерн»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
2 |
1. Оснащение предприятия
прогрессивным высококачественн 2. Максимальное удовлетворение потребностей различных групп населения, благодаря проведению маркетинговых исследований. |
1. Быстрое устаревание ассортимента изделий из-за длительности процесса разработки и внедрения изделий, слабой гибкости моделирования и производства товаров. 2. Низкая оборачиваемость основного капитала. |
Окончание табл. 5.15
1 |
2 |
3. Длительное сотрудничество предприятия с основными поставщиками сырья, обеспечивающее бесперебойный процесс производства продукции и удовлетворение потребностей предприятия в необходимом ассортименте тканей. 4. Привлечение дополнительных
валютных средств за счёт 5. Сохранение стабильной занятости на предприятии. 6. Высокий профессионализм работников, позволяющий выпускать высококачественную конкурентоспособную продукцию, обновлять ассортимент изделий в соответствии с направлениями моды. 7. Высокий уровень
заработной платы, 8. Высокая платёжеспособность предприятия. |
3. Недостаточная загрузка производственных мощностей предприятия, ведущая к простою оборудования. 4. Значительная часть рабочих предприятия имеет среднее образование, что требует их обучения и повышения квалификации. 5. Дорогая рабочая сила, требующая привлечения дополнительных заёмных средств для своевременной выплаты заработной платы |
6. МЕТОДИКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СЕГМЕНТАЦИИ ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Цель стратегической сегментации внешнего окружения предприятия: сегментация внешнего окружения предприятия необходима для учёта различий между различными его составляющими (сегментами) в отношении требований, предъявляемых к стратегии деятельности предприятия. Стратегическая сегментация внешнего окружения лежит в основе разработки деловых (конкурентных) и корпоративной стратегии предприятия.
Основная идея стратегической сегментации внешнего окружения предприятия: внешнее окружение предприятия не является однородным. Различные его составляющие (сегменты) предъявляют различные требования к содержанию стратегии деятельности предприятия, прежде всего конкурентной. Поэтому их учёт возможен только в том случае, если для каждого такого сегмента будет разработана своя (деловая) стратегия. Следовательно, этапом, непосредственно предшествующим разработке деловых стратегий предприятия, является стратегическая сегментация внешнего окружения. Это взгляд со стороны на деятельность предприятия, анализ, предполагающий изучение внешнего окружения предприятия с точки зрения отдельных тенденций, опасностей, новых возможностей, которые вытекают из состояния окружения. Объектом этого анализа является СЗХ.
СХЗ - отдельный сегмент внешнего окружения, на который предприятие имеет или желает получить выход.
Сегментация внешнего окружения предприятия при определении СЗХ представляет собой сложную задачу. Внешнее окружение не надо рассматривать с позиций традиционного набора продукции, выпускаемой в течение многих лет. Рынок предполагает рассмотрение внешнего окружения как сферы рождения новых потребностей, как сферы жёсткой конкуренции. Другая причина сложности сегментации заключается в том, что СЗХ описывается множеством переменных, в том числе такими параметрами, как перспективы роста и рентабельности, ожидаемый уровень нестабильности, главные факторы успешной конкуренции. Все они трудно прогнозируемы.
Выбор СЗХ связан с миссией предприятия. Если миссией предприятия является обслуживание рынка средств производства (элементов ОПФ, предметов труда), то в качестве СЗХ могут выступать отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт и так далее; отрасли производства (группы предприятий, выпускающих однородную в эксплуатационно-техническом отношении продукцию); группы предприятий разных отраслей производства, предназначенных для комплексного удовлетворения потребностей рынка средств производства.
Если миссией предприятия является обслуживание рынка потребительских товаров и услуг, то в качестве СЗХ выступают либо отдельные сегменты рынка товаров народного потребления, либо различные сочетания этих сегментов. Это могут быть как осознанные, так и неосознанные большинством социальных групп потребности в тех или иных товарах и услугах. В качестве СЗХ могут также выступать региональные рынки отдельных товаров или их сочетаний.
Миссия предприятия может выражаться как одной СЗХ, так и их набором. При этом возможно сочетание СЗХ на рынках производственных и потребительских товаров.
Процесс выделения СЗХ и анализа каждой из них на предмет соответствия миссии и целям предприятия представлен на рис. 6.1.
Сегментация внешней среды |
Оценка выделенных СЗХ |
Определение и оптимизация набора СЗХ |
Признаки сегментации |
Критерии оценки |
Факторы динамизма значения критериев |
1.Потребность 2.Технология производства 3.Тип клиента 4.Рынки 5.Географический регион 6.Отрасли производства 7.Демографические признаки |
1. Перспективы роста |
1. Фаза развития спроса 2. Размеры рынка 3. Покупательная способность |
2. Перспективы рентабельности |
1. Привычки покупателей 2. Состав конкурентов 3. Интенсивность конкуренции 4. Каналы сбыта 5. Государственное регулирование | |
3. Уровень нестабильности |
1. Экономическая среда 2. Технологическая среда 3. Социально-политическая среда | |
4. Факторы успеха в конкуренции |
Информация о работе Самостоятельная работа по "Управлению организацией"