Самостоятельная работа студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:37, реферат

Описание работы

Проблема повышения качества профессионального обучения на протяжении многих лет находится в центре внимания педагогической науки и практики. И в настоящее время не утратила своей актуальности.

Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов.

Работа содержит 1 файл

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 32.88 Кб (Скачать)

ПЕИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ. 

        Кафедра «Метрологии и систем качества» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Самостоятельная работа студента. 

Реферат. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила ст.гр. 

Проверила: дцт Сафронова К. В. 
 
 

ПЕНЗА 2009 год.   

Роль  самостоятельной  работы студентов  в подготовке специалиста. 
 

  Проблема  повышения качества профессионального  обучения на протяжении многих лет  находится в центре внимания педагогической науки и практики. И в настоящее  время не утратила своей актуальности.

  Согласно  новой образовательной парадигме  независимо от специализации и характера  работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования  формируются именно в процессе самостоятельной  работы студентов. Именно поэтому она  становится главным резервом повышения  эффективности подготовки специалистов.

  Обучение  студентов дневной формы обучения основной образовательной программы подготовки инженера составляет 8262 часа, из которых 2377 – обще профессиональные дисциплины, 1800 – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, 1911 – специальные дисциплины, 1644 – общие математические и естественнонаучные дисциплины, 450 часов – факультативные дисциплины и 450 часов – военная подготовка.

  В большей части осуществление  ориентации курса возможно при трансформации  имеющейся учебной системы упражнений на предмет ее пополнения и изменения  в сторону увеличения задач, способствующих формированию у студентов профессиональных умений, которые реализуются с помощью самостоятельной работы студента.

         Самостоятельная работа студентов  – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия преподавателей. Самостоятельная работа студентов должна быть конкретной по своей предметной направленности и сопровождаться эффективным контролем и оценкой ее результатов.

         Предметно и содержательно самостоятельная  работа студентов определяется  государственным образовательным  стандартом, действующими учебными  планами по образовательным программам  различных форм обучения, рабочими  программами учебных дисциплин,  средствами обеспечения самостоятельной  работы студентов: учебниками, учебными  пособиями и методическими руководствами,  учебно-программными комплексами  и т.д. 

  Для оптимальной организации самостоятельной  работы студентов необходим учебно-методический комплекс изучения дисциплин, который  позволит реализовать на практике направленности обучения и поможет преподавателям организовать процесс обучения на современном, научно-обоснованном уровне, а так же повысить качество подготовки студентов.

  Использование учебно-методического комплекса, который  содержит правильное сочетание широты и глубины изложения, строгости  и наглядности излагаемого материала, с обязательным включением задач, использование  которых эффективно влияет на формирование профессиональных умений будущих специалистов. А также  позволяющих студенту уже с первого курса приобщиться  к проникновению в сущность проблем  его будущей специальности, позволяет  повысить качество самостоятельной  работы студентов.  

        Для реализации самостоятельной  работы каждому студенту должно  быть предусмотрено обеспечение: 

  • рабочими методами при выполнении теоретических (расчетных, графических и т.п.) и практических (лабораторных, учебно-исследовательских и др.) работ;
  • информационными ресурсами (справочники, учебные пособия, банки индивидуальных заданий, обучающие программы, пакеты прикладных программ и т.д.);
  • методическими материалами (указания, руководства, практикумы и т.п.);
  • контролирующими материалами (экзаменационные билеты, тесты и т. д.);
  • материальными ресурсами (ПЭВМ, измерительное и технологическое оборудование и др.);
  • временными ресурсами;
  • консультациями (преподаватели, сотрудники НИИ, лабораторий и т.д.);

-    возможностью  публичного обсуждения теоретических  или практических результатов,  полученных студентом самостоятельно (конференции, олимпиады, конкурсы). 

        Контроль самостоятельной работы  и оценка ее результатов организуется  как единство двух форм:

  • самоконтроль и самооценка студента;
  • контроль и оценка со стороны преподавателей, государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, государственных инспекций и др.
 

  Самостоятельная работа студентов должна организовываться на кафедрах, в лабораториях , в других организациях, учреждениях и на предприятиях, с которыми университет имеет договоры о сотрудничестве.

          

В ходе самостоятельной  работы, планируемой по каждой учебной  дисциплине, студент может:

- освоить теоретический  материал по изучаемой дисциплине (освоение лекционного курса,  а также освоение отдельных  тем, отдельных вопросов тем,  отдельных положений и т.д.);

- закрепить знание  теоретического материала, используя  необходимый инструментарий практическим  путем, (решение задач, выполнение  контрольных работ, тестов для  самопроверки);

- применить полученные  знания и практические навыки  для анализа ситуации и выработки  правильного решения, (подготовка  к групповой дискуссии,  подготовленная  работа в рамках деловой игры, «кейс стади»,  письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т. д.);

- применить полученные  знания и умения для формирования  собственной позиции,  теории,  модели (написание выпускной,  дипломной  работы, научно-исследовательской работы  студента).  

  Происходящие  изменения во всех сферах жизнедеятельности  общества, придают процессу модернизации высшей школы значимость и своевременность. Меняются цели, задачи и функции  высшего образования, обновляются  структура и содержание. Цель высшего  образования – удовлетворение интересов  общества, государства и личности в получении качественного высшего  образования, предоставление каждому человеку широких возможностей в выборе содержания, формы и сроков обучения.

  Главный недостаток в организации самостоятельной работы студента – однообразие форм и видов ее проведения. Чаще всего самостоятельная работа студентов протекает в традиционных формах: реферат, курсовое проектирование, квалификационная работа, а для избранных студентов – подготовка докладов для студенческих конференций. Поэтому в современных условиях организации учебного процесса, когда до 50 % учебного времени передаётся на самостоятельную работу, задачи совершенствования ее содержания и методов становятся все более актуальными.

  В свете модернизации системы образования самостоятельная работа студентов становится основой многоуровневого высшего образования. Так, если раньше студент отводил самостоятельным занятиям дополнительную (второстепенную) роль, то сейчас самостоятельная работа студента стоит наравне с такими видами учебных занятий, как лекции, практические и лабораторные занятия, т. е. они равноправные, равнозначные, одинаково важные компоненты учебного процесса. В современных условиях самостоятельная работа – основной вид деятельности студента, который обязательно должен иметь в процессе обучения в вузе исследовательский характер. Совершенствование образования в высшей школе во многом определяется внедрением в учебный процесс новых, личностно-ориентированных, технологий обучения, которые способствуют развитию самостоятельности обучающихся, дают возможность максимально реализовать их творческий потенциал. Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, в первую очередь, компьютерных, используя которые преподаватель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучающихся, творческого поиска и организации их совместной и самостоятельной работы.

  Реализация  личностно-ориентированного подхода  в обучении ведет к изменению  позиции педагога. Роль преподавателя  остается столь же важной, как и  прежде, но меняются основные функции: он теперь не является источником первичной  содержательной информации, а лишь организует познавательную деятельность студентов, консультирует и осуществляет систематический контроль аудиторной самостоятельной работы студентов, ориентируя их на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, творческого характера.

  Эффективность самостоятельной работы студента в  значительной мере зависит от организации  ее контроля со стороны преподавателя. Цель контроля самостоятельной работы студента – помочь студенту методически правильно с минимальными затратами времени осваивать теоретический материал и приобретать навыки решения определенного класса задач по учебным дисциплинам. Формы контроля, как правило, зависят от конкретной учебной дисциплины, от ее содержания, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, от опыта преподавателя и т. д. 
 
 
 

Цели  самостоятельной  работы студента. 
 

  Основными целями самостоятельной работы студента являются:

  – углубление и расширение знаний студента;

  – формирование интереса к познавательной деятельности;

  – овладение приёмами процесса познания;

  – развитие познавательных способностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Виды  самостоятельной  работы студента. 
 

Условно самостоятельную  работу студентов можно разделить  на базовую и дополнительную.

    Базовая самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям для всех дисциплин учебного плана. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных контрольных работ, тестовых заданий, сделанных докладов и других форм текущего контроля. Базовая самостоятельная работа студента  может включать следующие виды работ:

- работа с  лекционным материалом, предусматривающая  проработку конспекта лекций  и учебной литературы;

- поиск (подбор) и обзор литературы и электронных  источников информации по индивидуально  заданной проблеме курса;

- выполнение  домашнего задания или домашней  контрольной работы, предусматривающих  решение задач, выполнение упражнений  и т.п. и выдаваемых на практических  занятиях;

- перевод текстов  с иностранных языков;

- изучение материала,  вынесенного на самостоятельную  проработку;

- практикум по  учебной дисциплине с использованием  программного обеспечения;

- подготовка  к лабораторным работам  и  к практическим и семинарским  занятиям;

- подготовка  к контрольной работе и коллоквиуму;

- подготовка  к зачету и аттестациям; 

- написание реферата (эссе) по заданной проблеме.

     Дополнительная самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Дополнительная работа студента может включать следующие виды работ:

- подготовка  к экзамену;

- выполнение  расчетно-графической работы;

Информация о работе Самостоятельная работа студентов