Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:42, практическая работа
Цель оценки степени нестабильности внешней среды: оценка степени нестабильности внешней среды проводится с целью определения оптимальной системы управления предприятием в существующих условиях внешнего окружения.
Основная идея оценки степени нестабильности внешней среды: внешнее окружение предприятия представляет собой совокупность всех внешних по отношению к предприятию явлений, которые потенциально или фактически воздействуют на него. Для предприятия данное воздействие предстаёт в виде разнообразных сил, которые воздействуют на протекание процессов преобразования ресурсов внутри предприятия и взаимодействия предприятия со своим внешним окружением.
Окончание табл. 3.1
1 |
2 |
14. Выпуск моделей, имеющих сезонный спрос, в размере 20% от общего выпуска изделий. |
Доля изделий с сезонным спросом |
15. Расширение сети фирменной торговли, создание собственных магазинов и фирменных секций с использованием 30% балансовой прибыли. |
Количество фирменных магазинов и секций |
16. Увеличение количества квалифицированного персонала в фирменных магазинах на 6%. |
Среднесписочная численность работников различной квалификации |
17. Проведение маркетинговых исследований с использованием 12% балансовой прибыли. |
Величина затрат на исследование рынка |
18. Проведение рекламной деятельности с использованием 4% балансовой прибыли. |
Величина затрат на рекламу |
19. Проведение комплекса мероприятий по поддержанию высокого престижа фирмы и торговой марки на сумму 10% от балансовой прибыли. |
Величина затрат на рекламу |
20. Повышение конкурентоспособности предприятия на 3%. |
Коэффициент конкурентоспособности предприятия |
21. Поиск инвесторов в течение года. |
Число найденных инвесторов |
22. Дополнительное привлечение заёмных средств в размере 30% от всех источников средств. |
Величина привлёчённых заёмных средств |
23. Привлечение валютных средств в размере 35% от балансовой прибыли предприятия. |
Величина привлёчённых заёмных средств в валюте |
24. Рост показателей стабильности работы основных поставщиков на 11%. |
Число срывов поставок сырья, материалов, комплектующих |
25. Уменьшение зависимости предприятия от поставщиков давальческого сырья на 60%. |
Доля собственного сырья в общем использованном его объёме (в стоимостном показателе) |
26. Сокращение простоев оборудования на 40%. |
Величина времени простоев оборудования |
27. Расширение ассортимента выпускаемых изделий на 35%. |
Число ассортиментных групп выпускаемых изделий |
28. Посещение выставок и ярмарок по продаже швейных и текстильных изделий не реже одного раза в полгода. |
Количество выставок и ярмарок, в которых предприятие приняло участие |
29. Снятие с производства устаревающих моделей и моделей, на которые уменьшается спрос, в течение двух месяцев. |
Коэффициент обновления ассортимента |
30. Снижение издержек производства на 20%. |
Величина затрат на производство |
31. Рост прибыли на 14%. |
Величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия |
32. Выход на европейский рынок под торговой маркой «ComIntern» в течение шести месяцев. |
– |
33. Увеличение поставок в страны СНГ на 15%. |
Объём реализации продукции в странах СНГ |
Построим практическое дерево целей, исходя из четырёх уровней организационной структуры управления предприятием (рис. 3.1).
Из построенного дерева целей видно, что 18 и 19, а также 8, 9 и 25 цели являются эквивалентными. Поэтому можно исключить 18, 9 и 25 цели: проведение комплекса мероприятий по поддержанию высокого престижа фирмы и торговой марки включает в себя рекламную деятельность как одно из мероприятий, а увеличение доли переработки собственного сырья приведет к сокращению доли работ на давальческом сырье и к уменьшению зависимости предприятия от поставщиков давальческого сырья.
0
1
2
3
4
Рис. 3.1. Практическое (до оптимизации) дерево целей ОАО «Коминтерн»
Таким образом, конечная модель дерева целей ОАО «Коминтерн» выглядит следующим образом (рис. 3.2):
0
1
2
3
4
Рис. 3.2. Практическое оптимизированное дерево целей ОАО «Коминтерн»
Практическое оптимизированное дерево целей ОАО «Коминтерн», представленное на рис. 3.2, является исходным пунктом разработки стратегии предприятия.
4. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Цель анализа внешней среды предприятия: анализ внешней среды предприятия проводится с целью выявления основных возможностей и угроз для предприятия и его деятельности, имеющих место в его внешнем окружении.
Основная идея анализа внешней среды предприятия: целевая направленность использования стратегического планирования как системы управления заключается в поиске таких сегментов внешнего окружения, степень нестабильности (и другие характеристики) которых соответствовали бы имеющемуся у предприятия потенциалу и в перепозиционировании предприятия в эти сегменты. При этом главным средством реализации данной задачи является стратегия предприятия. Целевая направленность использования стратегического управления как системы управления заключается в трансформации имеющегося у предприятия потенциала с целью обеспечения его соответствия степени нестабильности (и другим характеристикам) внешнего окружения, в котором оно функционирует. При этом главным средством реализации данной задачи является стратегия предприятия. Таким образом, и в том, и в другом случае важнейшим условием разработки эффективной стратегии предприятия является знание состояния его внешнего окружения, которое достигается путём проведения его анализа.
Алгоритм анализа внешней среды предприятия. В соответствие с описанными выше целями алгоритм анализа внешнего окружения предприятия представляет собой совокупность следующих этапов:
1. Все анализируемые
факторы внешней среды
2. Из всей совокупности
факторов внешней среды
3. Проводится качественный анализ факторов каждой из групп по следующей схеме:
а) сущность фактора в его влиянии на предприятие (то есть характеристика существенных качественных сторон фактора);
б) механизм воздействия фактора на деятельность предприятия или её результаты, то есть характеристика способов, посредством которых фактор воздействует на деятельность предприятия или её результаты, а также сами аспекты этой деятельности или результаты, испытывающие воздействие фактора (в качестве примера см. табл. 1.3 из раздела «Методика оценки степени нестабильности внешней среды предприятия»);
в) тенденции изменения фактора с точки зрения их положительности или отрицательности для предприятия (то есть открывают ли они новые возможности или создают новые угрозы).
Результаты анализа желательно оформить в виде таблицы. Таким образом, качественный анализ внешней среды предприятия аналогичен анализу степени её нестабильности. Отличие между ними заключается лишь в целевой направленности – оценка нестабильности направлена на анализ нестабильности внешней среды, а её анализ - на выявление возможностей и угроз, которые в ней содержатся (фактически для выявления «положительных» и «отрицательных» факторов внешнего окружения).
4. Проводится количественный
анализ влияния наиболее
а) определяются количественные показатели, характеризующие величину оцениваемого фактора внешней среды;
б) на основе имеющихся исходных данных, необходимых для расчёта определённых показателей, определяется динамика их величины за прошедшие периоды;
в) динамика показателей, характеризующих фактор внешней среды, сопоставляется с динамикой показателей, характеризующих деятельность предприятия или её результаты. Для решения этой задачи рекомендуется использовать методы регрессионного анализа. В упрощённой форме допустим расчёт коэффициента корреляции.
г) проводится экономическая интерпретация полученных результатов регрессионного анализа (коэффициента корреляции).
5. Проанализированные
факторы внешней среды
Воздействие |
Вероятность | ||
Высокая |
Средняя |
Низкая | |
Высокое |
Высокое значение |
ВЗ |
СЗ |
Среднее |
ВЗ |
Среднее значение |
НЗ |
Низкое |
СЗ |
НЗ |
Низкое значение |
Рис. 4.1. Матрица «вероятность усиления фактора – воздействие фактора на организацию»
6. Наиболее важные
для предприятия возможности
и угрозы сводятся в SWOT-
Возможности |
Угрозы |
|
|
Рис. 4.2. Матрица для результатов СВОТ-анализа внешней среды предприятия
Пример
Анализ внешней
среды промышленного
На деятельность ОАО «Коминтерн», так или иначе, оказывают влияние факторы внешней среды, которые можно подразделить на факторы общей среды, не связанные с предприятием напрямую, но оказывающие влияние на формирование общей атмосферы бизнеса, и факторы среды ближайшего окружения, непосредственно контактирующие с предприятием.
1. Анализ факторов общей среды предприятия
Проведём анализ общей среды предприятия по следующим группам факторов: экономические; политические; рыночные; технологические; социальные; международные.
1.1. Экономические факторы
1.1.1. Уровень инфляции в стране
Инфляционные процессы, протекающие в стране, приводят к отсутствию единых тенденций роста показателей хозяйственной деятельности предприятия и уровня цен.
Для анализа влияния инфляционных процессов на хозяйственную деятельность ОАО «Коминтерн» представим необходимые данные в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Показатели хозяйственной деятельности ОАО «Коминтерн», тыс. руб.
Наименование показателя |
1999 |
2000 |
Темп рос-та2000/1999 (%) |
2001 |
Темп рос-та2001/2000 (%) |
1. Выручка от реализации продукции |
3353545 |
7561139 |
225,5 |
5308213 |
70,2 |
2. Затраты на производство и сбыт продукции |
2356218 |
4604058 |
195,4 |
3323803 |
72,2 |
3. Балансовая прибыль |
675726 |
1680436 |
248,7 |
1148328 |
68,3 |
По данным табл. 4.1 видно, что в 2000 году по сравнению с 1999 годом наблюдается рост всех показателей хозяйственной деятельности предприятия: выручка от реализации продукции увеличилась на 125,5%, затраты на производство и сбыт продукции – на 95,4%, балансовая прибыль – на 148,7%. В данный период рост выручки от реализации продукции и балансовой прибыли происходил быстрее, чем рост затрат на производство и сбыт продукции (на 30,1% и 53,3% соответственно). А в 2001 году по сравнению с 2000 годом все показатели хозяйственной деятельности ОАО «Коминтерн» снизились: выручка от реализации продукции – на 29,8%, затраты на производство и сбыт продукции – на 27,8%, балансовая прибыль – на 31,7%. Таким образом, инфляция оказывает негативное влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия, которое особенно проявилось в 2001 году, когда темп роста затрат на производство и сбыт продукции превысил темп роста выручки от реализации продукции на 2% и балансовой прибыли на 3,9%.
Информация о работе Самостоятельная работа по "Управлению организацией"