Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:42, практическая работа
Цель оценки степени нестабильности внешней среды: оценка степени нестабильности внешней среды проводится с целью определения оптимальной системы управления предприятием в существующих условиях внешнего окружения.
Основная идея оценки степени нестабильности внешней среды: внешнее окружение предприятия представляет собой совокупность всех внешних по отношению к предприятию явлений, которые потенциально или фактически воздействуют на него. Для предприятия данное воздействие предстаёт в виде разнообразных сил, которые воздействуют на протекание процессов преобразования ресурсов внутри предприятия и взаимодействия предприятия со своим внешним окружением.
Министерство образования Республики Беларусь
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИ
Кафедра «Экономика предприятия»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Управление организацией»
специальности переподготовки 1-25 01 75 «Экономика и управление на предприятии промышленности» (квалификация «экономист-менеджер»)
Минск, 2012
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящая работа является дополнением к теоретическому материалу, излагающему основные принципы стратегического управления. Очевидно, что теоретические положения стратегического управления как дисциплины практической имеет ценность только в том случае, если они могут быть реализованы на практике и известны методы их реализации.
В настоящее время появилось достаточно много различной литературы, посвящённой стратегическому управлению. Однако, как правило, авторы публикаций основное внимание уделяют теоретическим аспектам стратегического управления в ущерб практическим рекомендациям. Поэтому мы посчитали нужным изложить в настоящей работе наши соображения относительно структуры стратегического плана предприятия и методик его разработки.
Весь изложенный материал появился в результате преподавания дисциплины «Стратегический менеджмент». Поэтому он носит преимущественно учебный, то есть упрощённый характер. Однако мы уверены в том, что изложенные методы разработки стратегии предприятия могут быть применены (после их доработки) и для решения реальных задач, возникающих в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия.
В процессе работы слушатель должен разработать стратегический план развития организации, в которой он работает или материалы о деятельности которой ему доступны (по согласованию с преподавателем в качестве объекта исследования может выступать вновь создаваемое частное предприятие).
1. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Цель оценки степени нестабильности внешней среды: оценка степени нестабильности внешней среды проводится с целью определения оптимальной системы управления предприятием в существующих условиях внешнего окружения.
Основная идея оценки степени нестабильности внешней среды: внешнее окружение предприятия представляет собой совокупность всех внешних по отношению к предприятию явлений, которые потенциально или фактически воздействуют на него. Для предприятия данное воздействие предстаёт в виде разнообразных сил, которые воздействуют на протекание процессов преобразования ресурсов внутри предприятия и взаимодействия предприятия со своим внешним окружением. Следовательно, оценка воздействия внешнего окружения на предприятие предполагает оценку величины сил, воздействующих со стороны него на предприятие.
Однако непосредственное измерение величины данных сил невозможно вследствие их сложной системной природы. Поэтому вводят допущение о том, что величина силы воздействия внешнего окружения на предприятие определяется качественной сущностью внешнего окружения. Следовательно, оценка воздействия внешнего окружения на предприятие может быть сведена к оценке его существенных качественных характеристик.
Однако оценка существенных качественных характеристик внешнего окружения как целостного системного образования чрезвычайно трудна и вряд ли возможно, поэтому делается допущение о том, что при оценке внешнее окружение предприятия можно рассматривать как совокупность факторов, порождающих силы, воздействующие на предприятие, величина которых определяется качественной сущностью указанных факторов. Следовательно, оценка воздействия внешнего окружения на предприятие может быть сведена к оценке существенных качественных характеристик факторов внешнего окружения.
Данный подход имеет два недостатка: а) оценка внешнего окружения становится косвенной, то есть оценивается объект, порождающий силу, а не сама сила; б) при оценке игнорируются системные эффекты взаимодействия составляющих внешнего окружения, которые не сводятся к его факторам. Однако главным достоинством подхода является возможность его реализации на практике.
Итак, при оценке нестабильности внешнего окружения принимаются два допущения:
1. Нестабильность внешнего
окружения является
2. Нестабильность фактора внешнего окружения определяется его определёнными качественными характеристиками, которые могут быть повергнуты оценке и анализу.
Алгоритм оценки степени нестабильности внешнего окружения. В соответствие с принятыми выше допущениями алгоритм оценки степени нестабильности внешнего окружения представляет собой совокупность следующих этапов:
1. Все факторы внешней
среды разбиваются на три
2. Внутри каждой из
выделенных групп факторов
Таблица 1.1
Основные группы факторов общей среды предприятия
Группа факторов |
Факторы |
1 |
2 |
1. Экономические |
1.1. Уровень инфляции в стране. 1.2. Платёжеспособность предприятий. 1.3. Бюджетный дефицит. 1.4. Дефицит платёжного баланса страны. 1.5. Государственная политика
в области деятельности 1.6. Положение отрасли, в которую входит предприятие. 1.7. Уровень безработицы в целом по стране и в отрасли предприятия. 1.8. Налоговая политика в отношении отрасли. 1.9. Таможенная политика. |
2. Политические |
2.1. Нормативные акты местных и центральных органов власти. 2.2. Политический климат в стране. 2.3. Международные соглашения по тарифам и торговле. 2.4. Протекционизм. 2.5. Правовое регулирование экономики государством. 2.6. Кредитная политика. 2.7. Антимонопольная политика. 2.8. Ограничения со стороны государства на доступ к ресурсам. |
3. Рыночные |
3.1. Демографические условия
3.3. Уровень конкуренции в отрасли. 3.4. Жизненные циклы различных товаров и услуг. 3.5. Количественные и качественные характеристики рынка, на котором действует предприятие. |
Окончание табл. 1.1
1 |
2 |
4. Технологические |
4.1. Технологические инновации. 4.2. Изменения в технологии производства. 4.3. Прогресс в использовании сырья и материалов. 4.4. Применение вычислительной
техники для управления 4.5. Изменения в процессе получения, передачи, обработки информации. 4.6. Применение прогрессивных средств связи. |
5. Социальные |
5.1. Социальные ценности,
установки, отношения, 5.2. Отношение между
национальностями и 5.3. Отношение населения к предпринимательству. 5.4. Роль женщин и
национальных меньшинств в обще 5.5. Движение в защиту прав потребителей. 5.6. Изменение роли менеджеров в производстве и их социальные установки. |
6. Международные |
6.1. Возможности выхода на зарубежные рынки 6.2. Таможенная и 6.3. Антидемпинговые меры. 6.4. Зарубежные конкуренты и их оценка. 6.5. Анализ зарубежных рынков. |
Таблица 1.2
Основные элементы рабочей среды предприятия
Элемент |
Состав элемента или фактора |
1 |
2 |
1. Поставщики |
|
2. Посредники |
|
3. Клиенты |
|
4. Конкуренты |
|
Окончание табл. 1.2
1 |
2 |
5. Контактные аудитории |
|
Каждый из факторов, который
должен подвергнуться анализу должен
быть сформулирован предельно
3. Каждый из выделенных
факторов анализируется по
а) сущность фактора, то есть характеристика существенных качественных сторон фактора в его влиянии на предприятие;
б) механизм воздействия фактора на деятельность предприятия или её результаты, то есть характеристика способов, посредством которых фактор воздействует на деятельность предприятия или её результаты, а также сами аспекты этой деятельности или результаты, испытывающие воздействие фактора (в качестве примера см. табл. 1.3).
Таблица 1.3
Влияние факторов внешней среды на предприятие
Фактор внешней среды |
Влияние фактора на предприятие |
1 |
2 |
1. Социальные изменения |
Изменение предпочтений потребителей — влияет на потребительский спрос и дизайн товаров. Демографические тенденции — влияют на распределение, потребительский спрос и дизайн товаров. |
2. Государственные изменения |
Новые законы — влияют на цены. Новые приоритеты — влияют на инвестиции, товары, спрос. |
3. Экономические изменения |
Процентные ставки — влияют на расширение производства, стоимость обязательств. Валютный курс — влияет на внутренний и внешний спрос, прибыли. Изменения фактического личного дохода — влияют на спрос. |
4. Конкурентные изменения |
Освоение новых технологий — влияет на ценовые позиции, качество продукта. Появление новых конкурентов — влияет на цены, доли рынка, маржу прибыли. Изменение цен — влияет на долю рынка, маржу прибыли. Появление новых продуктов — влияет на потребительский спрос, рекламные расходы. |
Окончание табл. 1.3
1 |
2 |
5. Изменения в сфере поставок |
Изменение материальных затрат — влияет на цены, потребительский спрос, маржу прибыли. Изменение в поставках — влияет на производственные процессы, требования к капиталовложениям. Изменение числа поставщиков — влияет на издержки, доступность товаров. |
6. Изменения на рынке |
Появление новых способов
использования продуктов — Появление новых рынков — влияет на каналы распределения, спрос, использование производственных мощностей. Устаревание продуктов — влияет на цены, спрос, использование производственных мощностей. |
Информация о работе Самостоятельная работа по "Управлению организацией"