Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:42, практическая работа
Цель оценки степени нестабильности внешней среды: оценка степени нестабильности внешней среды проводится с целью определения оптимальной системы управления предприятием в существующих условиях внешнего окружения.
Основная идея оценки степени нестабильности внешней среды: внешнее окружение предприятия представляет собой совокупность всех внешних по отношению к предприятию явлений, которые потенциально или фактически воздействуют на него. Для предприятия данное воздействие предстаёт в виде разнообразных сил, которые воздействуют на протекание процессов преобразования ресурсов внутри предприятия и взаимодействия предприятия со своим внешним окружением.
в) Предпочтительный вариант набора СЗХ выбирается на основе комплексной оценки соответствия каждого потенциального варианта набора по следующим показателям: краткосрочные перспективы роста, долгосрочные перспективы роста, краткосрочная рентабельность, долгосрочная рентабельность, стратегическая гибкость, синергизм. В простейшем случае оценки могут даваться по 10-ти бальной шкале (от 0 до 10). При оценке наборов СЗХ полезно пользоваться нижеприведенной табл. 6.2.
Набор СЗХ, набравший наибольшую сумму баллов является самым предпочтительным. При этом необходимо учитывать следующее:
Таблица 6.2
Количественная оценка предпочтительности наборов СЗХ
Приоритеты |
Рост |
Рентабельность |
Гибкость |
Синергизм |
Оценка | ||||||||||||
ДП Р1 |
КП Р2 |
ДП Р3 |
КП Р4 |
ДП Р5 |
КП Р6 |
ДП Р7 |
КП Р8 |
Сумма (Ri*Pi) | |||||||||
Оценка |
R |
R*P |
R |
R*P |
R |
R * P |
R |
R * P |
R |
R * P |
R |
R * P |
R |
R * P |
R |
R * P | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
Наборы СЗХ |
Расчёт интегрального показателя привлекательности набора СЗХ проводится по формуле средней арифметической взвешенной (6.1). Определение наиболее привлекательного для предприятия набора СЗХ производится путём определения набора с максимальной оценкой интегрального показателя привлекательности. Этот набор является целевым для предприятия и для него необходимо разрабатывать корпоративную стратегию деятельности. Остальные наборы СЗХ от дальнейшего процесса разработки стратегии отсекаются.
Пример
Стратегическая сегментация внешнего окружения ОАО «Коминтерн»
Для выделения стратегических зон хозяйствования - отдельных сегментов внешнего окружения, на которые ОАО «Коминтерн» имеет или желает получить выход, проведём стратегическую сегментацию внешнего окружения предприятия.
Результатом сегментации внешнего окружения по видам применяемой ткани для производства швейных изделий может быть следующий набор СЗХ:
В качестве исходных данных для анализа привлекательности в каждой из выделенных СЗХ в табл. 6.3 приведена информация о ёмкости выделенных сегментов, объёмах реализации изделий в этих сегментах, уровне колебания объёмов продаж и уровне рентабельности реализованных изделий.
Таблица 6.3
Информация о ёмкости выделенных сегментов, объёмах реализации изделий в этих сегментах, уровне колебания объёмов продаж и уровне рентабельности реализованных изделий
Сегмент внешнего окружения |
Объём продаж изделий, тыс. штук |
Доля рынка в 2001 году, % |
Рентабельность в 2001 году, % | ||||
1999 |
2000 |
Темп роста 2000/1999, % |
2001 |
Темп роста 2001/2000, % | |||
Шерстяные и полушерстяные изделия верха |
446,4 |
474,6 |
106,3 |
221,6 |
46,7 |
27,7 |
23,2 |
Синтетические изделия верха |
54,3 |
46,5 |
85,6 |
41,2 |
88,6 |
9,3 |
16,1 |
Хлопчатобумажные изделия верха |
103 |
136,1 |
132,1 |
68,8 |
52,1 |
10,1 |
19,3 |
Анализ перспектив функционирования ОАО «Коминтерн» в различных СЗХ представлен в табл. 6.4.
Критерий оценки |
Направление оценки критерия |
Стратегическая зона хозяйствования | ||
Шерстяные изделия верха |
Синтетические изделия верха |
Хлопчатобумажные изделия верха | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Перспективы роста |
Фаза развития спроса |
Несмотря на снижение объёмов производства, спрос стабилен на женские, мужские и детские изделия. Прогнозируется увеличение объёмов продаж за счёт расширения сети фирменной торговли на 15-20% в год. |
Спрос находится в фазе снижения, прогнозируется дальнейшее его падение на 5-8% в год, что связано с непривлекательностью синтетических тканей для потребителей. |
Спрос стабилен, прогнозируется его увеличение на 9-12% в год. |
Продолжение табл. 6.4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Размеры рынка |
Ёмкость рынка превышает производственные мощности предприятия, но в не-значительной степени (на 30-40%) |
Ёмкость рынка превышает производственные мощности предприятия в несколько раз. |
Ёмкость рынка превышает производственные мощности предприятия. | ||
Покупательная способность |
Покупательная способность достаточно высокая, резкого падения платежеспособного спроса не предвидится. |
Средняя покупательная способность. |
Покупательная способность достаточно высокая, резкого падения платежеспособного спроса не предвидится. | ||
Перспективы рентабельности |
Привычки покупателей |
При выборе между импортными шерстяными изделиями и изделиями марки «Коминтерн» предпочтение отдаётся последним (их качество проверено временем). |
Несмотря на приверженность многих покупателей марке «Коминтерн», наблюдается замещение данных изделий на импортные, которое идёт по двум направлениям: на высококачественные и дорогие (Германия, США, Италия, Англия) и на менее качественные и дешевые (Польша, Турция, Китай, Россия). |
Отмечается приверженность многих потребителей белорусским хлопчатобумажным изделиям верха. ОАО «Коминтерн» в данном случае стремится максимально удовлетворять эстетические потребности покупателей. | |
Состав конкурентов и интенсивность конкуренции |
Со стороны отечественных производителей конкуренция слабая (фирмы «Брико», Минск; «Инита», Минск; ЧП Барсуков). Однако наблюдается сильная конкуренция со стороны зарубежных фирм, особенно российских. Если учесть возможное введение российского рубля как общей валюты платежа, то можно ожидать значительное усиление конкуренции. |
Прогнозируется жёсткое обострение конкуренции, особенно со стороны российских производителей, что связано с относительно низкими затратами на производство данных изделий (например, на 20% ниже, чем затраты на производство шерстяных изделий). |
Прогнозируется усиление конкуренции со стороны зарубежных производителей, что связано с высоким предпочтением потребителей данных изделий. |
Окончание табл. 6.4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Каналы сбыта |
Каналы сбыта отлажены, используется до 5% дилерских услуг. Продукция реализуется через торговую сеть Минторга республики по заключённым договорам, ведомственные магазины и секции компании, мелкую оптовую торговлю с частными фирмами. Намечается расширение сети фирменной торговли. В различных регионах стран ближнего зарубежья работают представители, которые занимаются продвижением товара в этом регионе. Намечается создание баз оптовой торговли на территории России и других стран ближнего зарубежья. Работа со странами дальнего зарубежья осуществляется по кооперации на давальческом сырье. Среди инофирм около 80% составляют заказы английской фирмы БМБ. Существует прямой канал сбыта. | |||
Государственное регулирование |
Отмечается отрицательное влияние государства на рентабельность: введён предельный норматив рентабельности (25%). Предприятию доводятся квоты поставок торгующим организациям РБ. | |||
Уровень нестабильности |
Экономическая среда, технологическая среда, социально-политическая среда |
Средний уровень нестабильности, связанный с необходимостью привлечения дополнительных средств на приобретение сырья для производства шерстяных изделий. |
Средний уровень нестабильности, которая связана с применением конкурентами новых технологий пошива синтетических изделий |
Средний уровень нестабильности, которая связана, прежде всего, с усилением конкуренции в связи с привлекательностью отрасли с точки зрения стабильного спроса и предпочтений потребителей. |
Факторы успеха в конкуренции |
1. Относительно низкие цены при высоком качестве. 2. Ориентация на раз-личные
половозрастные группы |
1. Широкий ассортимент. 2. Относительно низкие цены. |
1. Относительно низкие цены при высоком качестве. |
Результаты количественной оценки привлекательности каждой из выделенных СЗХ экспертным путем (по 10-ти бальной шкале – более высокая оценка соответствует более привлекательной тенденции в изменении фактора для ОАО «Коминтерн») приведены в табл. 6.5.
Критерий оценки СЗХ |
Стратегическая зона хозяйствования | ||||||||
Шерстяные изделия верха |
Синтетические изделия верха |
Хлопчатобумажные изделия верха | |||||||
R |
P |
R*P |
R |
P |
R*P |
R |
P |
R*P | |
1. Перспективы роста | |||||||||
1.1 Фаза развития спроса |
8 |
3 |
24 |
4 |
3 |
12 |
8 |
3 |
24 |
Окончание табл. 6.5
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1.2 Размеры рынка |
7 |
1 |
7 |
6 |
1 |
6 |
7 |
1 |
7 |
1.3 Покупательная способность |
7 |
2 |
14 |
5 |
2 |
10 |
8 |
2 |
16 |
2. Перспективы рентабельности | |||||||||
2.1 Привычки покупателей |
8 |
4 |
32 |
4 |
4 |
16 |
9 |
4 |
36 |
2.2 Интенсивность конкуренции |
5 |
3 |
15 |
4 |
3 |
12 |
4 |
3 |
12 |
2.3 Каналы сбыта |
6 |
1 |
6 |
6 |
2 |
12 |
6 |
1 |
6 |
2.4 Государственное регулирование |
5 |
2 |
10 |
5 |
1 |
5 |
5 |
2 |
10 |
3. Уровень нестабильности | |||||||||
3.1 Экономическая |
5 |
2 |
10 |
4 |
2 |
8 |
5 |
2 |
10 |
3.2 Технологическая |
6 |
3 |
18 |
5 |
3 |
15 |
6 |
3 |
18 |
3.3 Социально-политическая |
5 |
1 |
5 |
5 |
1 |
5 |
5 |
1 |
5 |
4. Факторы успеха в конкуренции | |||||||||
Наличие конкурентных преимуществ |
6 |
6 |
36 |
4 |
5 |
20 |
5 |
6 |
30 |
Итого: |
- |
- |
177 |
- |
- |
121 |
- |
- |
174 |
Информация о работе Самостоятельная работа по "Управлению организацией"