Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:46, курсовая работа
Цель самостоятельной работа – помочь студентам приобрести глубокие и прочные знания сформировать умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, а также применять их на практике.
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшая особенность вузовского обучения состоит в том, что основной формой овладения общенаучными и профессиональными знаниями является самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов.
Самостоятельная работа студентов предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д.
Высшая
школа отличается от средней специализацией
главным образом методикой
Цель самостоятельной работа – помочь студентам приобрести глубокие и прочные знания сформировать умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, а также применять их на практике.
Курсовая работа состоит из трех разделов:
В первом разделе обсуждается сущность самостоятельной работы студентов, ее место в учебном процессе, функции, виды, формы, структура.
Во втором разделе показано, как происходит на практике самостоятельная работа студентов. Роль руководителя в самостоятельной работе студентов. Выявление недостатков.
В третьем разделе данной курсовой работы предложены пути повышения эффективности и методы совершенствования самостоятельной работы студентов.
Актуальность исследования. Современное общество ставит перед высшей школой задачу подготовки специалиста знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. Решение этой задачи осуществляется через поиск содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности.
Квалифицированный специалист должен владеть современными информационными технологиями, обладать коммуникативными умениями, уметь трансформировать приобретенные знания в инновационные технологии работать в команде, обладать навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации. В связи с этим, особую актуальность приобретает проблема овладения студентами методами познавательной деятельности в условиях самостоятельной работы.
Актуальность проблемы овладения студентами методами самостоятельной познавательной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма, формируются умения самостоятельной профессиональной деятельности. В этой связи, особенно важно, чтобы студенты, овладевая знаниями и способами их добывания, осознавали, что самостоятельная работа призвана завершать задачи всех других видов учебной работы.
Цель исследования: раскрытие характера и возможностей самостоятельной работы, как средства овладения студентами методами самостоятельной познавательной деятельности.
Объект исследования: самостоятельная работа студентов в системе высшего профессионального образования.
Предмет исследования: овладение студентами методами самостоятельной познавательной деятельности в условиях целенаправленной
организации самостоятельной работы.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие самостоятельной работы, выявить виды, функции, значение самостоятельных работ, их место в обучение в высшей школы и определить требования к ним в аспекте проводимого исследования.
2.
Проанализировать деятельность
педагога в самостоятельной
3. Разработать Пути повышения эффективности самостоятельной работы студентов.
Методы
исследования: описательный метод,
метод эксперимента, практический метод.
РАЗДЕЛ I. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1. Характеристика самостоятельной работы студента: сущность, функции, цели.
Самостоятельная работа студентов – это планируемая познавательная, организационно и методически направляемая их деятельность, осуществляемая без прямой помощи преподавателя, для достижения конкретного результата. Ее составная часть – это самостоятельная работа, выполняемая студентом под руководством и контролем преподавателя за счет сокращения обязательных аудиторных (лекционных и т. д.) занятий [3].
В
современной дидактике
Самостоятельная работа способствует:
• углублению и расширению знаний;
• формированию интереса к познавательной деятельности;
• овладению приемами процесса познания;
• развитию познавательных способностей.
Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов [7].
Самостоятельная работа носит деятельный характер и поэтому в ее структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности как таковой: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль. В связи с этим можно выделить условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы (рис. 1).
Рис.
1. Условия успешного выполнения
самостоятельной работы.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:
В основе самостоятельной работы студентов лежат принципы: самостоятельности, развивающее - творческой направленности, целевого планирования, личностно - деятельного подхода.
Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования. В целом разумное сочетание самостоятельной работы с иными видами учебной деятельности позволяет реализовать три основные компонента академического образования:
1) познавательный, который заключается в усвоении студентами необходимой суммы знаний по избранной специальности, а также способности самостоятельно их пополнять;
2) развивающий, то есть выработка навыков аналитического и логического мышления, способности профессионально оценить ситуацию и найти правильное решение;
3) воспитательный – формирование профессионального сознания, мировоззренческих установок, связанных не только с выбранной ими специальностью, но и с общим уровнем развития личности [7].
Дидактические цели самостоятельной работы студентов:
1.2. Типы, формы и стриктура самостоятельных работ студентов
Типы самостоятельной работы студентов. По частно - дидактической цели можно выделить четыре типа самостоятельных работ.
1-й тип. Формирование у обучаемых умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания. Познавательная деятельность обучаемых при этом состоит в узнавании объектов данной области знаний при повторном восприятии информации о них или действий с ними.
В качестве самостоятельных работ этого типа чаще всего используются домашние задания: работа с учебником, конспектом лекций и др. Общим для самостоятельных работ первого типа является то, что все данные искомого, а также сам способ выполнения задания обязательно должны представляться в явном виде или непосредственно в самом задании, или в соответствующей инструкции.
2-й
тип. Формирование знаний-
К самостоятельным работам такого типа относятся отдельные этапы лабораторных работ и практических занятий, типовые курсовые проекты, а также специально подготовленные домашние задания с предписаниями алгоритмического характера. Особенность работ этой группы заключается в том, что в задании к ним необходимо сообщать идею, принцип решения и выдвигать к обучаемым требование развивать этот принцип или идею в способ (способы) применительно к данным условиям.
3-й
тип. Формирование у обучаемых
знаний, лежащих в основе решения
нетиповых задач.
4-й
тип. Создание предпосылок для
творческой деятельности. Познавательная
деятельность обучаемых при
Знание и учет показанных характерных особенностей самостоятельных работ каждого типа должны лежать в основе своевременного и последовательного включения их в учебный процесс. Если такое включение организуется и с учетом дидактических целей этапов обучения, то тогда можно говорить о том, что самостоятельная работа обучаемых реализуется в качестве органичного элемента целостной системы обучения и воспитания [5].