Самостоятельная работа студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель самостоятельной работа – помочь студентам приобрести глубокие и прочные знания сформировать умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, а также применять их на практике.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ

    Важнейшая особенность вузовского обучения состоит  в том, что основной формой овладения  общенаучными и профессиональными  знаниями является самостоятельная  учебно-познавательная деятельность студентов.

    Самостоятельная работа студентов предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д.

    Высшая  школа отличается от средней специализацией главным образом методикой учебной  работы и степенью самостоятельности  обучаемых. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студент сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации [7].

    Цель  самостоятельной работа – помочь студентам приобрести глубокие и прочные знания сформировать умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания,  а также применять их на практике.

    Курсовая  работа состоит из трех разделов:

    В первом разделе обсуждается сущность самостоятельной работы студентов, ее место в учебном процессе, функции, виды, формы, структура.

    Во  втором разделе показано, как происходит на практике самостоятельная работа студентов. Роль руководителя в самостоятельной  работе студентов. Выявление недостатков.

    В третьем разделе данной курсовой работы предложены пути повышения эффективности и методы совершенствования самостоятельной работы студентов.

    Актуальность  исследования. Современное общество ставит перед высшей школой задачу подготовки специалиста знающего,  мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. Решение этой задачи осуществляется через поиск содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития,            саморазвития и самореализации личности.

    Квалифицированный  специалист  должен  владеть  современными  информационными технологиями, обладать коммуникативными умениями, уметь трансформировать приобретенные знания в инновационные  технологии работать в команде, обладать навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации. В связи с этим, особую актуальность приобретает проблема овладения студентами методами познавательной деятельности в условиях самостоятельной работы.

    Актуальность  проблемы овладения студентами методами самостоятельной познавательной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма, формируются умения самостоятельной профессиональной деятельности. В этой связи, особенно важно, чтобы студенты, овладевая знаниями и способами их добывания, осознавали, что самостоятельная работа призвана завершать задачи всех других видов учебной работы. 

    Цель  исследования: раскрытие характера и возможностей самостоятельной работы, как средства овладения студентами методами самостоятельной познавательной деятельности.

    Объект  исследования: самостоятельная работа студентов в системе высшего профессионального образования.

    Предмет исследования: овладение студентами методами самостоятельной познавательной деятельности  в условиях  целенаправленной

организации самостоятельной работы.  

    Задачи:

    1. Рассмотреть понятие самостоятельной работы, выявить виды, функции, значение самостоятельных работ, их место в обучение в высшей школы и определить требования к ним в аспекте проводимого исследования.

    2. Проанализировать деятельность  педагога в самостоятельной работе  студента; рассмотреть как студенты  готовятся к самостоятельной  работе.

    3. Разработать Пути повышения эффективности самостоятельной работы студентов.

    Методы исследования: описательный метод, метод эксперимента, практический метод. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    РАЗДЕЛ  I. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    1.1. Характеристика самостоятельной работы студента: сущность, функции, цели.

    Самостоятельная работа студентов – это планируемая познавательная, организационно и методически направляемая их деятельность, осуществляемая без прямой помощи преподавателя, для достижения конкретного результата. Ее составная часть – это самостоятельная работа, выполняемая студентом под руководством и контролем преподавателя за счет сокращения обязательных аудиторных (лекционных и т. д.) занятий [3].

    В современной дидактике самостоятельная  работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного  вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой – как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них методов организации такой деятельности. Эффект от самостоятельной работы студентов можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в вузе [10].

    Самостоятельная работа способствует:

    • углублению и расширению знаний;

    • формированию интереса к познавательной деятельности;

    • овладению приемами процесса познания;

    • развитию познавательных способностей.

    Именно  поэтому она становится главным  резервом повышения эффективности подготовки специалистов [7].

    Самостоятельная работа носит деятельный характер и поэтому в ее структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности как таковой: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль. В связи с этим можно выделить условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы (рис. 1).

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 1. Условия успешного выполнения самостоятельной работы. 

    Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:

  • Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);
  • Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной);
  • Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональное ускорение);
  • Воспитывающая (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);
  • Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).

    В основе самостоятельной работы студентов лежат принципы: самостоятельности, развивающее - творческой направленности, целевого планирования, личностно - деятельного подхода.

    Цель  самостоятельной  работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования. В целом разумное сочетание самостоятельной работы с иными видами учебной деятельности позволяет реализовать три основные компонента академического образования:

    1) познавательный, который заключается в усвоении студентами необходимой суммы знаний по избранной специальности, а также способности самостоятельно их пополнять;

    2) развивающий, то есть выработка навыков аналитического и логического мышления, способности профессионально оценить ситуацию и найти правильное решение;

    3) воспитательный – формирование профессионального сознания, мировоззренческих установок, связанных не только с выбранной ими специальностью, но и с общим уровнем развития личности [7].

    Дидактические цели самостоятельной работы студентов:

  • Расширение и углубление знаний;
  • Закрепление и систематизация знаний;
  • Формирование практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;
  • Перевод полученной студентом учебной информации во внутреннее знание [3].
 
 
 
 
 
 

    1.2. Типы, формы и стриктура самостоятельных работ студентов

    Типы самостоятельной работы студентов. По частно - дидактической цели можно выделить четыре типа самостоятельных работ.

    1-й  тип. Формирование у обучаемых  умений выявлять во внешнем  плане то, что от них требуется,  на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания. Познавательная деятельность обучаемых при этом состоит в узнавании объектов данной области знаний при повторном восприятии информации о них или действий с ними.

    В качестве самостоятельных работ этого типа чаще всего используются домашние задания: работа с учебником, конспектом лекций и др. Общим для самостоятельных работ первого типа является то, что все данные искомого, а также сам способ выполнения задания обязательно должны представляться в явном виде или непосредственно в самом задании, или в соответствующей инструкции.

    2-й  тип. Формирование знаний-копий  и знаний, позволяющих решать  типовые задачи. Познавательная  деятельность обучаемых при этом  заключается в чистом воспроизведении и частичном реконструировании, преобразовании структуры и содержания ус военной ранее учебной информации, что предполагает необходимость анализа данного описания объекта, различных путей выполнения задания, выбора наиболее правильных из них или последовательного определения логически следующих друг за другом способов решения.

    К самостоятельным работам такого типа относятся отдельные этапы  лабораторных работ и практических занятий, типовые курсовые проекты, а также специально подготовленные домашние задания с предписаниями алгоритмического характера. Особенность работ этой группы заключается в том, что в задании к ним необходимо сообщать идею, принцип решения и выдвигать к обучаемым требование развивать этот принцип или идею в способ (способы) применительно к данным условиям.

    3-й  тип. Формирование у обучаемых  знаний, лежащих в основе решения  нетиповых задач. Познавательная  деятельность обучаемых при решении  таких задач заключается в  накоплении и про явлении во  внешнем плане нового для них  опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (действий по известному алгоритму) путем переноса знаний, навыков и умений. Задания этого типа предполагают поиск, формулирование и реализацию идеи решения, что всегда выходит за пределы прошлого формализованного опыта и требует от обучаемого варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации, рассмотрения их под новым углом зрения. Самостоятельные работы третьего типа должны выдвигать требование анализа незнакомых обучаемым ситуаций и генерирования субъективно новой информации. Типичными для самостоятельной работы студентов третьего типа являются курсовые и дипломные проекты.

    4-й  тип. Создание предпосылок для  творческой деятельности. Познавательная  деятельность обучаемых при выполнении этих работ заключается в глубоком проникновении в сущность изучаемого объекта, установлении новых связей и отношений, необходимых для нахождения новых, неизвестных ранее принципов, идей, генерирования новой информации. Этот тип самостоятельных работ реализуется обычно при выполнении заданий научно-исследовательского характера, включая курсовые и дипломные проекты.

    Знание  и учет показанных характерных особенностей самостоятельных работ каждого  типа должны лежать в основе своевременного и последовательного включения их в учебный процесс. Если такое включение организуется и с учетом дидактических целей этапов обучения, то тогда можно говорить о том, что самостоятельная работа обучаемых реализуется в качестве органичного элемента целостной системы обучения и воспитания [5].

Информация о работе Самостоятельная работа студентов