Стили управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 13:23, реферат

Описание работы

В современном мире люди остро нуждаются в навыках и умении ладить друг с другом, обществу нужны люди, умеющие предлагать новые идеи, брать на себя руководство другими людьми. В решении этих проблем особое место принадлежит новому перспективному направлению в современной психологической науке - психологии управления (менеджмента), целью которой является социально-психологическое обеспечение эффективной деятельности организации, персонала и в первую очередь менеджеров в условиях рынка.

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 31.83 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном  мире люди остро нуждаются в навыках  и умении ладить друг с другом, обществу нужны люди, умеющие предлагать новые  идеи, брать на себя руководство  другими людьми. В решении этих проблем особое место принадлежит  новому перспективному направлению  в современной психологической  науке - психологии управления (менеджмента), целью которой является социально-психологическое обеспечение эффективной деятельности организации, персонала и в первую очередь менеджеров в условиях рынка.

Менеджмент — это не просто управление, это управление через очень тщательную работу с  людьми.

Знание  о закономерностях управления, о  социологических и психологических  особенностях поведения человека в  организациях, рассматриваются сегодня  по существу как неотъемлемый компонент  общей культуры личности специалиста  любого профиля.

Важнейшей задачей современной системы  управления является создание благоприятных  условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются только при условии расширения инициативы и ответственности каждого субъекта самоуправления, более широкого использования  методов саморазвития и самоуправления.

Для достижения такого рода целей необходимо более  широкое применение научных методов  управления (моделирования, программирования, эксперимента, информационных технологий и т. п.).

Основа  любого вида управления — информация, которая в «человеческих системах»  тем или иным образом организуется. На основе информации происходит определение, формулирование и закрепление (в  организационно-административных документах) целей, задач. Целевая ориентация —  важный элемент социального управления, за которым следует система действий, мер, мероприятий или управленческих решений. Управление определенным образом организуется через распределение функций и формирование организационных структур, подбор и расстановку кадров (персонала). В процессе управления важно также увязать цели, задачи и решения с ресурсами — информационными, материальными, трудовыми, финансовыми, временными.

Нельзя  недооценивать в современных  условиях значение психологических  методов управления, играющих очень  важную роль в работе с персоналом, т. к. они направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как  правило, строго персонифицированы  и индивидуальны. Основная их особенность - обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению  с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.

Сегодняшний руководитель должен быть носителем  организационных перемен, это личность, умеющая вырабатывать новые подходы  к решению проблем, это специалист, пропагандирующий новые ценности среди  сотрудников и готовый преодолевать длительные трудности.

 

ГЛАВА I. Теоретические основы исследования стиля управления общеобразовательным управления общеобразовательным учреждением.

 

§1.Понятия, Виды, история исследования стиля  управления.

 

В литературе существует много определений понятия  «стиль управления», сходных между  собой в своих основных чертах.

Вот несколько  из них:

 

- это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера;

 

- это манера и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений;

 

- это способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных.

 

- это устойчивая система приемов и способов деятельности, психологических средств уравновешивания индивидуальности субъекта с объективными требованиями деятельности и "тактика поведения" - целесообразное использование средств, форм и методов адекватно условиям для достижения победы.

Стиль управления - это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношении с подчиненными.

Иными словами, это способ, которым  начальник управляет подчиненными и в котором выражается независимый  от конкретных ситуаций образец его  поведения.

Стиль управления характеризует не вообще поведение руководителя, а  именно устойчивое, инвариантное в  нем. Постоянно проявляющееся в  различных ситуациях. Поиск и использование оптимальных стилей управления призваны способствовать повышению достижений и удовлетворенности работников.

Концепция стилей управления получили интенсивное развитие после второй мировой войны. Однако и до сих  пор ее разработки сталкиваются с  рядом не решенных проблем. Главные  из проблем:

· Трудности при определении  эффективности стиля управления. Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью определенного стиля, включают многие компоненты, и их нелегко  свести к какой-то одной величине и сопоставить с результатами применения других стилей.

· Сложность установления причинно-следственных связей между стилем управления и  эффективностью его использования. Обычно стиль управления рассматривается  как причина достижения определенного  следствия - производительности сотрудников. Однако такое причинно-следственное отношение не всегда соответствует  действительности. Часто именно характер достижений сотрудников (незначительные или высокие достижения) побуждает  руководителя к использованию определенного  стиля.

· Изменчивость ситуации, прежде всего  внутри самой организации. Стили  управления обнаруживают свою эффективность  лишь при определенных условия, но эти условия не остаются неизменными. С течением времени и руководитель, и сотрудники могут менять свои ожидания и отношения друг к другу, что может сделать стиль не эффективным, а оценку его использования - недостоверной.

Несмотря на эти и некоторые  другие трудности, стили управления являются важным ориентиром в решении  задач повышения эффективности  руководства.

Определить стиль управления можно 2-я способами:

· Посредством выяснения особенностей индивидуального стиля управления, который использует начальник по отношению к подчиненным.

· С помощью теоретической разработки комплекса типичных требований к  поведению руководителя, направленных на интеграцию сотрудников и их использование  в процессе достижения целей организации.

Так же можно рассматривать стиль  руководства как «стабильно проявляющиеся  особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под  влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических  особенностей личности руководителя».

К числу объективных, внешних условий, формирующий стиль управления на том или ином конкретном управленческом уровне, можно отнести характер коллектива (производственный, научно-исследовательский т.д.), специфику стоящих задач (очередные, привычные или срочные, непривычные), условия выполнения этих задач (благоприятные, неблагоприятные или экстремальные), способы и средства деятельности (индивидуальные, парные или групповые). На ряду с указанными особо выделяется такой фактор как уровень развития коллектива. Индивидуально психологические особенности того или иного руководителя вносят своеобразие в его управленческую деятельность. На основе соответствующей трансформации внешних влияний каждый руководитель проявляет присущий ему индивидуальный стиль управления.

Изучение стиля руководства  ведется психологами уже более  полувека. Так что исследователями  накоплен к настоящему времени немалый  эмпирический материал по этой проблеме.

Стиль управления - способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили управления:

* Авторитарный стиль (директивный);

* Демократический стиль (коллегиальный);

* Либеральный стиль (анархический).

Стиль управления это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи все отражает стиль управления, характеризующий данного лидера.

Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий  это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили  управления не всегда можно отнести  к какой-то конкретной категории.

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ (ДИРЕКТИВНЫЙ)

Авторитарный (директивный) стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы.

Интересы дела ставятся значительно  выше интересов людей, в общении  преобладают резкость и грубость.

Применяющий его руководитель отдает предпочтение официальному характеру  отношений, поддерживает между собой  и подчиненными дистанцию, которую  те не имеют право нарушать.

Такой стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом  климате, ведет к значительному  снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.

Авторитарный стиль управления - стиль руководства, при котором  руководитель определяет цели и всю  политику в целом, распределяет обязанности, а также в большей части  указывает соответствующие процедуры, управляет, проверяет, оценивает и  исправляет выполняемую работу.

Считается, что использование авторитарных методов управления оправдано только в исключительных ситуациях:

1) в экстремальных условиях (кризис, чрезвычайные обстоятельства и  т.д.), когда требуются быстрые  и решительные действия, когда  дефицит времени не позволяет  проводить совещания и дискуссии;

2) когда в силу предшествующих  условий и причин в данной  организации преобладают анархические  настроения, чрезвычайно низок уровень  исполнительской и трудовой дисциплины

Чрезмерное использование авторитарного  стиля руководства приводит к  различным формам злоупотребления  властью.

АВТОРИТАРНЫЙ:ЭКСПЛУАТАТОРСКИЙ И БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ

Исторически первым и до сегодняшнего момента наиболее распространенным на практике является авторитарный стиль, считающийся универсальным.

Специалисты выделяют две разновидности  авторитарного стиля. «Эксплуататорская» предполагает, что руководитель полностью сосредотачивает в руках решение всех вопросов, не доверяет подчиненным, не интересуется их мнением, берет на себя ответственность за все, давая исполнителям лишь указания. В качестве основной формы стимулирования он использует наказания, угрозы, давление.

Если руководитель принимает решение  в одиночку, а потом просто доводит  его до подчиненных, то они воспринимают это решение, как навязанное извне  и критически обсуждают, даже когда  оно действительно удачное. Выполняется  такое решение с оговорками и  безразлично. Сотрудники, как правило, радуются любой ошибке руководителя, находя в ней подтверждение своего негативного мнения о нем. В результате подчиненные привыкают быть исполнителями  чужой воли, закрепляя в своем  сознании стереотип «наше дело маленькое».

Для руководителя все это тоже не проходит без потерь, поскольку он оказывается в положении виновника, отвечающего за все ошибки, не видящего и не знающего, где и как они  были допущены. Подчиненные же, хотя многое знают и замечают, но помалкивают, или, получая от этого моральное  удовлетворение, или считая, что  его все равно не перевоспитать. Руководитель понимает сложившуюся  ситуацию, однако бессилен обвинить окружающих в допущенных промахах, так как  подчиненные не участвовали в  выработке решения. Так формируется  своеобразный замкнутый круг, который  рано или поздно приводит к развитию в организации или подразделении  неблагоприятного морально-психологического климата и созданию почвы для  конфликтов.

Следовательно, при эксплуататорско-авторитарном стиле руководства цена ошибок двойная: с одной стороны, экономические  потери, а с другой - психологические  травмы.

Более мягкая «благожелательная» разновидность авторитарного стиля. Руководитель относится к подчиненным уже снисходительно, по-отечески, иногда интересуется их мнением. Но даже в случае обоснованности высказанного мнения, может поступить по-своему, делая это зачастую демонстративно, чем значительно ухудшает морально психологический климат в коллективе. При принятии решений он может учитывать отдельные мнения сотрудников и дает определенную самостоятельность, однако под строгим контролем, если при этом неукоснительно соблюдается общая политика фирмы и строго выполняются все требования и инструкции.

Информация о работе Стили управления организацией