Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:42, практическая работа
Цель оценки степени нестабильности внешней среды: оценка степени нестабильности внешней среды проводится с целью определения оптимальной системы управления предприятием в существующих условиях внешнего окружения.
Основная идея оценки степени нестабильности внешней среды: внешнее окружение предприятия представляет собой совокупность всех внешних по отношению к предприятию явлений, которые потенциально или фактически воздействуют на него. Для предприятия данное воздействие предстаёт в виде разнообразных сил, которые воздействуют на протекание процессов преобразования ресурсов внутри предприятия и взаимодействия предприятия со своим внешним окружением.
Как видно из табл. 6.5, выделенные СЗХ неодинаково привлекательны для ОАО «Коминтерн». Наиболее привлекательной для предприятия является СЗХ «шерстяные изделия верха», чуть менее привлекательной – СЗХ «хлопчатобумажные изделия верха», а самой непривлекательной – СЗХ «синтетические изделия верха».
На основе комплексной оценки соответствия каждого потенциального варианта набора по таким показателям, как краткосрочные перспективы роста, долгосрочные перспективы роста, краткосрочная рентабельность, долгосрочная рентабельность, стратегическая гибкость и синергизм, выберем предпочтительный вариант набора СЗХ.
Как видно из табл. 6.6, наиболее предпочтительным для ОАО «Коминтерн» является портфель, содержащий следующие СЗХ:
Таблица 6.6
Оценка предпочтительности наборов СЗХ
Приоритеты |
Рост |
Рентабельность |
Гибкость |
Синергизм |
Оценка | ||||||||||||
ДП Р1 |
КП Р2 |
ДП Р3 |
КП Р4 |
ДП Р5 |
КП Р6 |
ДП Р7 |
КП Р8 |
Сумма(Ri*Pi) | |||||||||
Оценка |
R |
R*P |
R |
R*P |
R |
R * P |
R |
R * P |
R |
R * P |
R |
R * P |
R |
R * P |
R |
R * P | |
1. Шерстяные изделия верха + хлопчатобумажные изделия верха |
9 |
63 |
8 |
64 |
7 |
42 |
7 |
35 |
8 |
32 |
7 |
14 |
8 |
24 |
6 |
6 |
280 |
2. Шерстяные изделия верха + хлопчатобумажные изделия верха + синтетические изделия верха |
6 |
42 |
7 |
56 |
6 |
36 |
6 |
30 |
5 |
20 |
6 |
12 |
6 |
18 |
5 |
5 |
227 |
3. Шерстяные изделия верха + синтетические изделия верха |
5 |
35 |
5 |
40 |
5 |
30 |
6 |
30 |
5 |
20 |
5 |
10 |
4 |
12 |
4 |
4 |
181 |
Таким образом, ОАО «Коминтерн» должно разработать деловые стратегии для СЗХ «шерстяные изделия верха» и «хлопчатобумажные изделия верха», а также корпоративную стратегию для управления набором из этих СЗХ.
7. МЕТОДИКА АНЛИЗА КОНКУРЕНЦИИ В ЦЕЛЕВЫХ СЗХ ПРЕДПРИЯТИЯ
Цель анализа конкуренции в целевых СЗХ предприятия: анализ конкуренции в целевых СЗХ предприятия преследует цель получения информации о доле предприятия в СЗХ и факторах её динамики, структуре сил конкуренции в каждой из анализируемых СЗХ, позиционировании предприятия в конкуренции в каждой из анализируемых СЗХ, уровне конкурентоспособности предприятия по отношению к основным конкурентам.
Основная идея анализа конкуренции в целевых СЗХ предприятия: конкуренция является важнейшим фактором, определяющим успех или неудачи предприятия на рынке. Поэтому для его успешного функционирования в условиях конкуренции необходима разработка так называемой деловой стратегии, то есть стратегии поведения предприятия в конкурентной борьбе. Разработка такой стратегии должна опираться на предварительное знание конкурентных условий, для которых она предназначена. Такое знание достигается путём анализа конкуренции, предполагающим анализ доли рынка предприятия, построение модели «5-ти сил конкуренции» для каждой из целевых СЗХ предприятия, построение карт стратегических групп и оценку уровня конкурентоспособности предприятия.
Алгоритм анализа конкуренции в целевых СЗХ предприятия. Алгоритм анализа конкуренции в целевых СЗХ предприятия представляет собой совокупность следующих этапов:
1. Проводится анализ доли рынка, занимаемой предприятием в каждой из СЗХ из его портфеля СЗХ. Данный анализ предполагает определение динамики анализируемого показателя и на основе полученных данных выявление факторов, обусловивших наблюдаемую динамику доли рынка.
2. Проводится оценка уровня конкурентоспособности предприятия в по отношению к основным конкурентам. В настоящее время наиболее часто используемым подходом к оценке уровня конкурентоспособности предприятия, является подход, основанный на его зависимости от уровня конкурентоспособности продукции и относительной (или абсолютной) эффективности производства.
Согласно этой методике предлагается
конкурентоспособность предприя
, (7.1)
Для диверсифицированного предприятия индекс конкурентоспособности товарной массы Iктм рассчитывается как средневзвешенная сумма индексов конкурентоспособности каждого вида товара по формуле (7.2):
,
где p – число видов продукции; ni, niб – количество товаров i-го вида, предлагаемых на рынке предприятием его конкурентом соответственно; - коэффициент значимости i-го товара в конкуренции на рынке ; Iктi, Iктбi – индекс конкурентоспособности i-го товара, предлагаемого предприятием и его конкурентом на рынок (методика оценки приведена выше).
Эффективность производства оценивается рядом показателей: производительностью труда, коэффициентом отдачи основного и оборотного капитала, рентабельностью продукции.
Предлагается исчислять
, (7.3)
где k – количество показателей, характеризующих эффективности производства; - коэффициент значимости j-го параметра эффективности производства в конкуренции ; Еj, Ебj – значение j-го показателя эффективности производства у предприятия и его конкурента соответственно.
После расчёта индекса
3. Построение модели «5-ти сил
конкуренции» для каждой из
целевых СЗХ. Основное
4. Построение карт
5. На основании проведённого анализа выявляются основные конкурентные возможности и угрозы, имеющиеся на рынке и влияющие на его конкурентную стратегию.
Пример
Анализ конкуренции для ОАО «Коминтерн»
Для анализа доли рынка ОАО «Коминтерн» в выделенных ранее СЗХ представим данные о её динамике в табл. 7.1.
Таблица 7.1
Данные о доли рынка ОАО «Коминтерн» в СЗХ, %
СЗХ |
1999 год |
2000 год |
2001 год |
Шерстяные и полушерстяные изделия верха |
34,2 |
31,3 |
27,7 |
Синтетические изделия верха |
9,8 |
9,6 |
9,3 |
Хлопчатобумажные изделия верха |
8,7 |
9,4 |
10,1 |
Как видно из табл. 7.1, в течение 1999-2001 годов наибольшую долю ОАО «Коминтерн» занимало на рынке шерстяных и полушерстяных изделий верха. Однако наблюдается её ежегодное падение: с 34,2% (в 1999 году) до 27,7% (в 2001 году). Это связано со снижением объёмов производства шерстяных и полушерстяных изделий верха из-за дефицита финансовых средств, с выходом на новые сегменты рынка конкурирующих фирм-производителей данных изделий, их активной деятельностью в этих сегментах (например, фабрика «ФОСП», Санкт-Петербург), а также с укреплением позиций на данном рынке отдельных предприятий, представляющих в прошлом слабую угрозу для ОАО «Коминтерн».
В отношении рынка
синтетических изделий верха
также наблюдается
Несмотря на значительное снижение на предприятии объёмов производства хлопчатобумажных изделий верха из-за нехватки финансовых средств, наблюдается увеличение доли рынка, занимаемой ОАО «Коминтерн» в данной СЗХ: с 8,7% (в 1999 году) до 10,1% (в 2001 году). Такая тенденция связана с высокой степенью доступности для предприятия поставщиков хлопчатобумажных тканей, с умеренной конкуренцией на данном рынке, а также с возможностью производить хлопчатобумажные изделия верха с меньшими издержками по сравнению с основными конкурентами.
2. Оценка конкурентоспособности предприятия
Исходные данные для
оценки конкурентоспособности
Таблица 7.2
Исходные данные для оценки конкурентоспособности продукции
Показатель |
Оцениваемое предприятие |
Предприятие-конкурент |
Коэффициент значимости | ||||
А |
Б |
В |
А |
Б |
В | ||
1. Надёжность, ресурс, тыс. час. |
68 |
90 |
87 |
89 |
88 |
73 |
0,18 |
2. Наработка на отказ, тыс. час. |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
0,11 |
3.* Экономичность, л/сут. |
30 |
29 |
28 |
27 |
26 |
25 |
0,17 |
4. Рабочая темпера-тура, С° |
71 |
78 |
69 |
88 |
87 |
74 |
0,16 |
5. Рабочий объём, м. куб. |
185 |
163 |
168 |
171 |
173 |
172 |
0,10 |
6. Дизайн в баллах |
6 |
5 |
4 |
3 |
4 |
6 |
0,02 |
7. Технологичность в баллах |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
0,08 |
8.* Трудоёмкость изготовления, час |
1670 |
1560 |
1580 |
1590 |
1610 |
1730 |
0,05 |
9.* Материалоёмкость, кг |
1410 |
1350 |
1330 |
1310 |
1290 |
1270 |
0,13 |
10. Цена, у.е. |
11450 |
11410 |
11520 |
11600 |
11000 |
12100 |
- |
11. Потребительские затраты, у.е. |
27100 |
27200 |
27300 |
28800 |
29000 |
31000 |
- |
12. Количество, предлагаемое на рынок, шт. |
1100 |
1250 |
1270 |
1290 |
1310 |
1500 |
- |
13. Коэффициент значимости товара |
0,27 |
0,45 |
0,28 |
0,27 |
0,45 |
0,28 |
- |
Информация о работе Самостоятельная работа по "Управлению организацией"