Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:24, курс лекций
Информатизация общества повлекла за собой возникновение новых понятий: информационная культура, информационный бизнес, информационный продукт, информационная услуга и т.д.
Информационной культурой называют уровень знаний (интеллекта) и умение целенаправленно работать с информацией, используя современные информационные технологии.
Раздел 1.Рынок информационных товаров и услуг
§1.1.Основные понятия рынка информационных товаров и услуг
§1.2.Классификации информационных товаров и услуг
§1.3. Роль информационных товаров и услуг в профессиональной деятельности
Раздел 2.Состояние мирового рынка информационных товаров и услуг
§2.1.Этапы развития мирового рынка информации
§2.2.Базы данных деловой и научно-технической информации
§2.2.1. Ресурсы международной статистики
§2.3. Деловые ресурсы и потребительская информация в Интернете
§2.4. Управляющие информационные системы и программные продукты
§2.4.1.Системы поддержки принятия решений
§2.4.3. Искусственный интеллект
§2.4.4. Экспертные системы
§2.4.5. Географические информационные системы
Раздел 3.Состояние российского рынка информационных товаров и услуг
§3.1. Базы данных деловой информации
§3.1.1.Биржевая и финансовая информация
§3.1.2.Статистическая информация
§3.1.3. Коммерческая информация
§3.2. Научно-техническая и специальная информация
§3.2.1. Справочно-правовая информация
§3.2.2.Информационные образовательные ресурсы
§3.2.3.Система научно-технической информации
Раздел 4. Практика менеджмента на рынке информационных товаров и услуг
§4.1. Государственное управление информационными ресурсами
§4.2.Управление информационными ресурсами на предприятии
§4.3. Использование управляющих информационных систем и программных продуктов
§4.4. Задачи управления с помощью геоинформационных технологий
§4.4.1.Задачи поиска
§4.4.2.Задача пространственного сегментирования
§4.4.3.Задача геомаркетингового прогнозирования
§4.4.4.Количественная оценка спроса
§4.4.5.Задача геокодирования
§4.4.6.Задача графического представления геомаркетинговых данных
§4.4.7.Задача оценки природных ресурсов
§4.4.8.Задача размещения
§4.4.9.Задача оценки земельных ресурсов
§4.4.10.Операции с недвижимостью
Интернет предоставляет дополнительные возможности для получения современного образования. Через Интернет возможен доступ не только к массивам неструктурированной информации, но и к ресурсам более высокого уровня, таким, как профессиональные базы, электронные журналы и электронные библиотеки.
Преимуществами
профессиональных баз перед ресурсами
Интернета свободного доступа являются
гарантии полноты информации, ее достоверности
и оперативности, а также возможность
проведения эффективного информационного
поиска.
Рассмотрим основные виды новых образовательных ресурсов.
Деловые ресурсы Интернета имеют огромное значение для информационного обеспечения образовательных программ. Интернет как глобальная сеть объединяет ресурсы свободного доступа со всего мира, среди которых важное место занимают государственные ресурсы разных стран, межправительственных и международных организаций, а также сектор коммерческой информации, а именно справочная и статистическая информация сектор научно-технической информации.
Образовательные интернет-порталы имеют большое значение для обеспечения единой информационной образовательной среды. В настоящее время создается система образовательных интернет-порталов, состоящая из взаимосвязанных веб-сайтов 5 посвященных различным сферам образования. К образовательным порталам предъявляются высокие требования. Они должны постоянно функционировать, эффективно обеспечивать образовательное сообщество качественными образовательными ресурсами для соответствующих уровней образования, а также быть функционально и информационно связанными со всей системой образовательных порталов.
Образовательные порталы
Дополнительное
образование детей http://
Естественно-научный
образовательный портал http:/
Здоровье
и образование http://www.
Инженерное
образование http://www.
Информационно-коммуникационные
технологии
в образовании http://www.
Непрерывное образование преподавателей http://www.neo.edu.ru
Образовательный портал по поддержке
процессов
обучения в странах СНГ http://www.
Портал информационной поддержки единого
государственного экзамена (ЕГЭ http://www.ege.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Российский
портал открытого образования http://
Российское
образование http://www.
Социально-гуманитарное и политологическое
Образование http://www.
Экономика,
социология, менеджмент http://www.
Юридическая
Россия http://www.law.
Электронная библиотека — это тематически ориентированная (или структурированная иным образом) система доступа к удаленным или локальным ресурсам, способная обслуживать электронными ресурсами локальных или удаленных пользователей. Неоспоримым преимуществом электронных библиотек является сокращение времени и других затрат на поиск необходимой публикации, а также возможность одновременного обслуживания большого количества пользователей.
Электронные библиотеки широко распространены в отдельных вузах. На протяжении долгого времени собирая и генерируя информационные ресурсы, вузы расширили базу знаний для своих студентов. К настоящему времени создано большое количество электронных учебных материалов и обучающих программ, однако информация о них практически неизвестна широкому кругу пользователей. Сейчас предпринимаются шаги по организации этих ресурсов и их поддержке.
В
настоящее время общее
Для скорейшего решения задачи обеспечения доступа к учебной литературе высшей школы была создана Центральная библиотека образовательных ресурсов (ЦБОР, www.edulib.ru). В качестве приоритетной была поставлена задача создания аппаратной, программной и технологической платформ библиотеки и обеспечения ее функционирования на начальном этапе, включающая вопросы комплектования фондов, взаимодействия с вузами и правообладателями. В качестве ближайшей перспективы рассматривались задачи интегрирования образовательных полнотекстовых ресурсов на основе единых стандартов обмена данными и унификации процедуры доступа к ним. На отдаленную перспективу относились аналитические задачи, связанные с обработкой статистики.
Электронные учебники в настоящее время уже получили широкое распространение и доказали свою эффективность в преподавании некоторых дисциплин, например иностранного языка.
Образовательным
электронным изданием, или электронным
учебником, является электронное издание,
содержащее систематизированный материал
по соответствующей научно-
В
целом электронное издание
Экспертные обучающие системы реализуются на базе идей и технологий искусственного интеллекта. Такие системы моделируют деятельность экспертов при решении достаточно сложных задач, т.е. способны приобретать новые знания, обеспечивать ответ на запрос обучаемого и решение задач из определенной предметной области. При этом экспертная система обеспечивает пояснение стратегии и тактики решения задач в ходе диалоговой поддержки процесса решения.
Сетевые ресурсы — ресурсы удаленного доступа, такие, как профессиональные базы данных, радикально отличаются от традиционных образовательных ресурсов, делая возможным развитие новых направлений в обучении.
Особое
место данная подготовка занимает в
открытом или дистанционном обучении,
при котором студент
§3.2.3.Система
научно-технической
информации
Система научно-технической информации представляет собой целый комплекс материалов, сформированный в результате научного и технического развития. Как показывает практика, наибольшую потребность в информации подобного рода испытывают научные и технические кадры предприятий и организаций, а также их непосредственное руководство. По оценкам отечественных и зарубежных специалистов, НТИ составляет около 15 % объема мировых информационных ресурсов. В эпоху информационного развития существование современной науки немыслимо без ее обеспечения системой НТИ. Сама же система информации в таких условиях приобретает как теоретическую, так и практическую значимость. С одной стороны, в основе уже накопленных знаний генерируются новые, образуя тем самым принципиально иные научные направления и подходы с другой стороны, при внедрении научных достижений в сферу производства очевидно и практическое значение НТИ.
Одной из наиболее крупных информационных систем России по праву считается Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) www.gsnti.ru. Созданная в 60—70-е гг. XX в. ГСНТИ являлась крупнейшей информационной системой не только на территории постсоветского пространства, но и во всем мире. Целью ее создания являлось обеспечение формирования и эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации, их интеграции в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационных услуг.
С началом рыночных преобразований переход России на новую систему хозяйствования затронул абсолютное большинство всех сфер деятельности. Особенно остро кризисная ситуация начала 90-х гг. прошлого столетия коснулась ГСНТИ. Система, включавшая около 200 специализированных организаций, а также десятки тысяч служб на предприятиях, фактически развалилась. Из почти 80 отраслевых институтов информации сегодня функционируют не более десятка.
Согласно основному нормативному документу, регламентирующему деятельность государственной системы НТИ, — "Положению о Государственной системе научно-технической информации", утвержденному постановлением Правительства РФ от 24.07.1997 г. № 950, ГСНТИ представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств. Государственные системы включают в себя не только федеральные органы НТИ и научно-технические библиотеки, отраслевые органы НТИ и научно-технические библиотеки, но также и региональные центры научно-технической информации. В соответствии с Положением основная задача органов НТИ заключается в формировании, ведении и организации использования федеральных, отраслевых и региональных информационных фондов, баз и банков данных.
В настоящее время информацию по различным видам источников НТИ и направлений науки и техники предоставляют разные федеральные органы научно-технической информации.
Таб.5
Информация, предоставляемая
федеральными органами
НТИ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Лекции по «Практический менеджмент информационных товаров и услуг»