Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:36, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Менеджмент"
Раздел I
Введение в менеджмент
Глава 1
Что такое управление?
• Понятие управления
• Виды управления
• Задачи управления
• Управленческий процесс
• Управленческие ситуации
• Предмет и средства управленческого труда
• Продукт управленческого труда
• Управленческие операции
• Управленческие процедуры
• Управленческие технологии
Сущность, виды и задачи управления
Менеджмент является особой формой управленческой деятельности, поэтому,
прежде чем говорить о нем, нужно познакомиться с управлением как таковым.
Термин «управление» произошел от старорусского слова «управа», т. е. способность
с чем-то управляться. В общем смысле под ним понимается деятельность
по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению
их энтропии (дезорганизации), снижению неопределенности и приведению
в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды (для различных
ее типов нужны свои способы управления).
Иными словами, управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей
системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие.
Управление бывает естественным, техническим и социальным.
Естественное управление направлено на процессы, протекающие в природе, например
развитие растений, движение водных потоков и т. д.
К техническому относится управление рукотворными объектами, скажем автомобилем,
прокатным станом и проч.
Глава 1. Что такое управление? 5
В первом и во втором случае их реакция на воздействие либо известна заранее,
либо достаточно точно предсказуема, что существенно облегчает процесс управления.
Объектом социальногоупрае/
человек обладает индивидуальным характером, личностными качествами,
психологическими особенностями и т. д. Поэтому его реакция на управляющее
воздействие будет субъективна и не всегда предсказуема, а следовательно, социальное
управление не может быть чисто рациональным (в чем его важнейшее отличие
от технического).
Это предъявляет особые требования к его методам, их разнообразию, уникальности,
индивидуализации, разумному сочетанию формальных и неформальных
норм и правил, использованию особых механизмов воздействия на людей (субординация,
контроль, стимулирование и проч.).
Социальное управление сегодня может быть классифицировано по следующим
основаниям:
1) по уровню (человечество; государства; регионы; отрасли, организации, их
части (подразделения), группы людей, индивиды);
2) по сфере (государственное, политическое, хозяйственное и т. п.);
3) по содержанию (общее управление; управление организацией технологических
процессов; управление людьми; управление информацией; управление поведением
фирмы на рынке; управление трансакциями, например закупками, сбытом,
заключением контрактов; управление финансовыми потоками и проч.);
4) по источнику основополагающих решений — внешнее (навязанное) или инициативное
(внутреннее) управление, а также самоуправление;
5) по способу осуществления управленческого воздействия — личное или доверительное
(через посредников, документы);
6) по методу выработки управленческих решений — научное (решения принимаются
на основе специальных исследований) или эмпирическое (исходя из обобщения
поверхностных фактов и явлений);
7) по обусловленности принимаемых решений — ситуационное (с учетом складывающегося
положения дел) или стратегическое, реализующее заранее запланированные
действия;
8) по способу взаимодействия со средой — адаптивное (приспосабливающееся
к ней) или конкурентное (навязывающее собственную линию);
9) по направленности (на процесс, на результат, на предотвращение будущих
проблем).
Управление, ориентированное на процесс, предполагает выполнение работы строго
предписанными способами (даже если она не нужна, а сами способы нерациональны);
решение проблем по мере их возникновения в пожарном порядке; тотальный
контроль
Управление, ориентированное на результат, требует избегать проблем, экономить и
любой ценой увеличивать прибыль, доход и иные показатели.
Опережающее управление направлено на выявление, анализ признаков будущих
проблем и их предотвращение.
6 Раздел I. Введение в менеджмент
Особой разновидностью социального управления является хозяйственное. Оно
сформировалось в связи с необходимостью координации производственной деятельности
людей.
Хозяйственное управление решает две задачи:
1) оперативная (тактическая) заключается:
• в обеспечении условий текущей деятельности фирмы;
• в восстановлении
постоянно нарушаемого
элементами, между ней в целом и внешней средой;
• в организации деятельности работников по достижению поставленных целей;
2) стратегическая обеспечивает развитие и совершенствование фирмы, перевод
ее в качественно и количественно иное состояние.
История знает несколько типов хозяйственного управления.
Традиционное было свойственно докапиталистической эпохе, покоилось на обычаях,
слабо регламентировалось правилами и процедурами, не имело правовых основ.
Управленческие функции осуществлялись главами патриархальных семейств,
мастерами и т. п. на основе личной власти.
Предпринимательское управление возникло в эпоху зарождения капитализма,
осуществлялось собственником по отношению к наемным работникам. Как и традиционное,
оно ничем не регламентировалось.
В индустриальную эпоху возникло менеджерское управление, отделенное от собственности,
осуществлявшееся специально подготовленными и обученными
управленцами, образующими иерархию. На ее высших уровнях принимаются общие
решения, а на низовых—происходит руководство людьми и производственными
процессами.
В постиндустриальную эпоху его сменило системное управление, в котором
участвовали не только менеджеры, но и специалисты, а также частично вспомогательный
персонал.
В информационную эпоху системное управление, видимо, будет постепенно перерастать
в самоуправление.
Менеджерское и системное управление, а отчасти и самоуправление должны
быть институционализированными (официально определяться права и обязанности
участников, их ответственность и т. д.).
Управленческий процесс и его простые элементы
Управление как деятельность реализуется в совокупности управленческих процессов,
т. е. целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджерами
в определенной последовательности и комбинации.
Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов:
1) получение и анализ информации;
2) выработка и принятие решений;
3) организация их выполнения;
4) контроль, оценка полученных результатов, внесение коррективов в ход дальнейшей
работы;
5) вознафаждение или наказание исполнителей.
Глава 1. Что такое управление? 7
Эти процессы развиваются и совершенствуются вместе с организацией. Они бывают
первичными и производными; одноступенчатыми и многоступенчатыми;
скоротечными и продолжительными; полными и неполными; регулярными и нерегулярными;
своевременными и запаздывающими и т. п. Управленческие процессы
содержат как жесткие (формальные) элементы, например правила, процедуры,
официальные полномочия, так и мягкие, такие, как стиль руководства, организационные
ценности и проч.
Особенности управленческих процессов определяются как объективными (характер
и сфера деятельности организации или подразделения, их структура
и проч.), так и субъективными (интересы руководства и персонала, неформальные
связи и т. п.) факторами. В совокупности такие процессы образуют цикл, состоящий
из взаимосвязанных фаз: принятие решения (определение цели и программы
действий); исполнение (воздействие на элементы организации); сбор, обработка,
анализ и контроль информации, необходимая корректировка (обратная связь).
Целью конкретного управленческого процесса является изменение или, наоборот,
сохранение управленческой ситуации, т. е. такой совокупности обстоятельств,
которые оказывают (могут оказать в будущем) положительное или отрицательное
влияние на организацию.
Ситуация характеризуется
показателями (длительностью, остротой, местом и причинами возникновения,
содержанием, кругом участников, важностью, сложностью, перспективами
развития и т. п.).
К элементам процесса управления относятся управленческий труд, который
реализуется в определенном результате (решении), его предмет и средства.
Предметом и продуктом труда в управлении является информация о существующей
проблеме и способах ее преодоления. Исходная информация является «сырой
», а поэтому не может использоваться на практике. Но в результате обработки
она превращается в управленческое решение, служащее основой осуществления конкретных
действий.
Решения, получающие самостоятельное существование, могут накапливаться
(кто не видел груду документов на столе!). Это приводит к росту масштабов и усложнению
процесса управления.
В то же время решения формируют так называемый организационный порядок,
обеспечивающий автоматическое срабатывание многих управленческих механизмов
и выполнение необходимых действий без специальных распоряжений. Это полезно,
так как ускоряет и упрощает работу менеджеров.
Средствами управленческого труда служит все то, что способствует осуществлению
операций с информацией, — от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги
до органов человеческого тела.
Выделяют средства обработки информации (компьютеры, калькуляторы); средства
размножения документов (принтеры и проч.); средства их оформления (штемпели,
резаки, дыроколы); средства группировки и хранения (папки, скоросшиватели, картотеки);