Лекция по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:36, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Менеджмент"

Работа содержит 1 файл

Основы менеджмента.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

Раздел I

Введение  в менеджмент

Глава 1

Что такое управление?

• Понятие управления

• Виды управления

• Задачи управления

• Управленческий процесс

• Управленческие ситуации

• Предмет и средства управленческого труда

• Продукт управленческого  труда

• Управленческие операции

• Управленческие процедуры

• Управленческие технологии

Сущность, виды и задачи управления

Менеджмент является особой формой управленческой деятельности, поэтому,

прежде чем говорить о нем, нужно познакомиться с  управлением как таковым.

Термин «управление» произошел от старорусского слова «управа», т. е. способность

с чем-то управляться. В общем смысле под ним понимается деятельность

по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению

их энтропии (дезорганизации), снижению неопределенности и приведению

в нужное состояние  с учетом тенденций их развития и  изменения среды (для различных

ее типов нужны  свои способы управления).

Иными словами, управление должно обеспечивать упорядоченность  соответствующей

системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие.

Управление бывает естественным, техническим и социальным.

Естественное  управление направлено на процессы, протекающие в природе, например

развитие растений, движение водных потоков и т. д.

К техническому относится управление рукотворными объектами, скажем автомобилем,

прокатным станом и  проч.

Глава 1. Что такое  управление? 5

В первом и во втором случае их реакция на воздействие  либо известна заранее,

либо достаточно точно предсказуема, что существенно  облегчает процесс управления.

Объектом социальногоупрае/1енияявляются люди, их отношения, поведение. Каждый

человек обладает индивидуальным характером, личностными качествами,

психологическими  особенностями и т. д. Поэтому  его реакция на управляющее

воздействие будет субъективна и не всегда предсказуема, а следовательно, социальное

управление не может  быть чисто рациональным (в чем  его важнейшее отличие

от технического).

Это предъявляет  особые требования к его методам, их разнообразию, уникальности,

индивидуализации, разумному сочетанию формальных и неформальных

норм и правил, использованию особых механизмов воздействия  на людей (субординация,

контроль, стимулирование и проч.).

Социальное управление сегодня может быть классифицировано по следующим

основаниям:

1) по уровню (человечество; государства; регионы; отрасли, организации, их

части (подразделения), группы людей, индивиды);

2) по сфере (государственное, политическое, хозяйственное и т. п.);

3) по содержанию (общее управление; управление организацией технологических

процессов; управление людьми; управление информацией; управление поведением

фирмы на рынке; управление трансакциями, например закупками, сбытом,

заключением контрактов; управление финансовыми потоками и  проч.);

4) по источнику основополагающих решений — внешнее (навязанное) или инициативное

(внутреннее) управление, а также самоуправление;

5) по способу осуществления управленческого воздействия — личное или доверительное

(через посредников,  документы);

6) по методу выработки управленческих решений — научное (решения принимаются

на основе специальных  исследований) или эмпирическое (исходя из обобщения

поверхностных фактов и явлений);

7) по обусловленности принимаемых решений — ситуационное (с учетом складывающегося

положения дел) или  стратегическое, реализующее заранее запланированные

действия;

8) по способу взаимодействия со средой — адаптивное (приспосабливающееся

к ней) или конкурентное (навязывающее собственную линию);

9) по направленности (на процесс, на результат, на предотвращение будущих

проблем).

Управление, ориентированное  на процесс, предполагает выполнение работы строго

предписанными способами (даже если она не нужна, а сами способы  нерациональны);

решение проблем  по мере их возникновения в пожарном порядке; тотальный

контроль

Управление, ориентированное на результат, требует избегать проблем, экономить и

любой ценой увеличивать  прибыль, доход и иные показатели.

Опережающее управление направлено на выявление, анализ признаков будущих

проблем и их предотвращение.

6 Раздел I. Введение  в менеджмент

Особой разновидностью социального управления является хозяйственное. Оно

сформировалось в  связи с необходимостью координации  производственной деятельности

людей.

Хозяйственное управление решает две задачи:

1) оперативная (тактическая) заключается:

• в обеспечении условий текущей деятельности фирмы;

• в восстановлении постоянно нарушаемого равновесия между отдельными ее

элементами, между  ней в целом и внешней средой;

• в организации  деятельности работников по достижению поставленных целей;

2) стратегическая обеспечивает развитие и совершенствование фирмы, перевод

ее в качественно  и количественно иное состояние.

История знает несколько  типов хозяйственного управления.

Традиционное  было свойственно докапиталистической эпохе, покоилось на обычаях,

слабо регламентировалось правилами и процедурами, не имело правовых основ.

Управленческие функции  осуществлялись главами патриархальных семейств,

мастерами и т. п. на основе личной власти.

Предпринимательское управление возникло в эпоху зарождения капитализма,

осуществлялось собственником по отношению к наемным работникам. Как и традиционное,

оно ничем не регламентировалось.

В индустриальную эпоху  возникло менеджерское управление, отделенное от собственности,

осуществлявшееся  специально подготовленными и обученными

управленцами, образующими иерархию. На ее высших уровнях принимаются общие

решения, а на низовых—происходит руководство людьми и производственными

процессами.

В постиндустриальную эпоху его сменило системное управление, в котором

участвовали не только менеджеры, но и специалисты, а также частично вспомогательный

персонал.

В информационную эпоху  системное управление, видимо, будет  постепенно перерастать

в самоуправление.

Менеджерское и  системное управление, а отчасти  и самоуправление должны

быть институционализированными (официально определяться права и обязанности

участников, их ответственность  и т. д.).

Управленческий  процесс и его  простые элементы

Управление как  деятельность реализуется в совокупности управленческих процессов,

т. е. целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджерами

в определенной последовательности и комбинации.

Любая управленческая деятельность состоит из следующих  этапов:

1) получение и  анализ информации;

2) выработка и  принятие решений;

3) организация их  выполнения;

4) контроль, оценка полученных результатов, внесение коррективов в ход дальнейшей

работы;

5) вознафаждение  или наказание исполнителей.

Глава 1. Что такое  управление? 7

Эти процессы развиваются  и совершенствуются вместе с организацией. Они бывают

первичными и производными; одноступенчатыми и многоступенчатыми;

скоротечными и  продолжительными; полными и неполными; регулярными и нерегулярными;

своевременными и  запаздывающими и т. п. Управленческие процессы

содержат как жесткие (формальные) элементы, например правила, процедуры,

официальные полномочия, так и мягкие, такие, как стиль  руководства, организационные

ценности и проч.

Особенности управленческих процессов определяются как объективными (характер

и сфера деятельности организации или подразделения, их структура

и проч.), так и субъективными (интересы руководства и персонала, неформальные

связи и т. п.) факторами. В совокупности такие процессы образуют цикл, состоящий

из взаимосвязанных  фаз: принятие решения (определение  цели и программы

действий); исполнение (воздействие на элементы организации); сбор, обработка,

анализ и контроль информации, необходимая корректировка (обратная связь).

Целью конкретного  управленческого процесса является изменение или, наоборот,

сохранение управленческой ситуации, т. е. такой совокупности обстоятельств,

которые оказывают (могут  оказать в будущем) положительное  или отрицательное

влияние на организацию. Ситуация характеризуется количественными  и качественными

показателями (длительностью, остротой, местом и причинами возникновения,

содержанием, кругом участников, важностью, сложностью, перспективами

развития и т. п.).

К элементам процесса управления относятся управленческий труд, который

реализуется в определенном результате (решении), его предмет  и средства.

Предметом и продуктом труда  в управлении является информация о существующей

проблеме и способах ее преодоления. Исходная информация является «сырой

», а поэтому не может использоваться на практике. Но в результате обработки

она превращается в  управленческое решение, служащее основой осуществления конкретных

действий.

Решения, получающие самостоятельное существование, могут  накапливаться

(кто не видел  груду документов на столе!). Это  приводит к росту масштабов  и усложнению

процесса управления.

В то же время решения  формируют так называемый организационный порядок,

обеспечивающий автоматическое срабатывание многих управленческих механизмов

и выполнение необходимых  действий без специальных распоряжений. Это полезно,

так как ускоряет и упрощает работу менеджеров.

Средствами  управленческого  труда служит все то, что способствует осуществлению

операций с информацией, — от компьютеров, телефонов, авторучки  и бумаги

до органов человеческого  тела.

Выделяют средства обработки информации (компьютеры, калькуляторы); средства

размножения документов (принтеры и проч.); средства их оформления (штемпели,

резаки, дыроколы); средства группировки и хранения (папки, скоросшиватели, картотеки);

Информация о работе Лекция по "Менеджменту"