Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 06:44, курс лекций

Описание работы

Сущность и содержание менеджмента.
Деловое и управленческое общение. Роль менеджера в системе управления. Качества менеджера

Работа содержит 1 файл

Детям.doc

— 263.50 Кб (Скачать)
  1. Сущность  и содержание менеджмента.
 

     М-нт - иностранное слово в российской экономике и отличается по смыслу от социалистического хозяйственного управления по смыслу хозяйственной  деятельности:

      1.    м-нт - стремление к прибыли

   2.   хоз. управление - к выполнению плана  

   Понятие «Менеджмент» сегодня рассматривается  в 3-х значениях: 

      1.совокупность научных знаний  и практического опыта в управлении, методов, управленческих технологий, разработанных с целью повышения  эффективности функционирования  предприятий, учебная дисциплина; 

      2.группа управляющих лиц, занимающихся  хозяйственной деятельностью фирмы  или ее подразделений; 

      3. менеджмент - хозяйственное управление  любым предприятием по производству   материальных благ и услуг. 

 Любое предприятие функционирует в двух механизмах:

1.   технологический - процесс производства - объект управления

2.   организационный - эффективное использование технического потенциала (субъект управления)

В организационном  механизме задействованы менеджеры.

•  Менеджер - управляющий делами предприятия. 

 М-нт - управленческий  труд. Предмет труда - информация  к размышлению, т.е. «сырая информация».  Результат труда - решение, т.е.  информация для конкретного действия

Средства труда - компьютеры, телефоны, авторучка, бумага, организм

человека.

Труд менеджера  так или иначе всегда направлен  на человека. 

Различают м-нт 3 уровней

1. высший (top) - выработка целей, стратегии, планов всего предприятия.

Требует концептуального  мышления, знаний фирмы, знаний рынка)

2.средний (middle) - управление отдельными функциями предприятия. Требует кругозора, профессионализма, организаторских способностей.

3.нижний (first level) -выполнение операций, планов, графика выпуска продукций.  Требует умения командовать.

Различают следующие  виды м-нта:

•    общий

•    функциональный

•    операционный

Общий - управление предприятием в целом.

Функциональный - управление отдельными подсистемами предприятия (финансовый,

кадровый м-нт, маркетинг и т.д.)

Операционный - управление операциями в процессе производства. 
 

  1.   Деловое и управленческое общение. Роль менеджера в системе управления. Качества менеджера
 

   Менеджерами являются мужчины или женщины, наделенные большим объемом работы, с которой  они могут справиться лишь с помощью других людей. Современный менеджер выступает в системе общественного производства как: управляющий, дипломат, инноватор, воспитатель, лидер, человеческое существо.

Менеджер-управляющий должен быть честным, верным своему слову, правдивым, бескорыстным, иметь высокую профессиональную подготовку, владеть навыками деловогообщения, мастерством оратора и т.д.

Менеджер-дипломат должен иметь дипломатические способности и навыки, т.к. сегодня менеджеры высшего и среднего звена большую часть рабочего времени тратят на установление, углубление и развитие деловых связей.

Менеджер-инноватор должен удовлетворять потребность в нововведениях, т.к. в эпоху НТР значительно легче и быстрее повышать производительность труда и качество продукции на базе

принципиально новой технологии, чем постоянно  латать заплаты на изношенном оборудовании и экономить на инновациях.

Менеджер -воспитатель должен обеспечить этическое эмоциональное воспитание работников, как мощного фактора социально - экономического прогресса.

Менеджер- лидер должен быть способным вести за собой людей.

Менеджер -человеческое существо это личность, т.е. сложная система социальных качеств, сложившаяся в процессе воспитания. 

Необходимыми  личными качествами для менеджера  являются:

•    высокие моральные стандарты

•    физическое и психологическое здоровье

•    высокий уровень внутренней культуры

•    отзывчивость, благожелательное отношение к людям

•    оптимизм, уверенность в себе

•    способность управлять собой, своим рабочим временем

•    честолюбие, стремлении к_лидерству, смелость, решительность, воля

•    готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных

•    контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей. (умение    и    навыки    межличностного взаимодействия с людьми)

Менеджер  находится в процессе деятельности находится в постоянном общении с людьми. Это общение может быть

- деловым – обмен информацией в сфере коммерческих, административно-правовых , экономико-правовых и дипломатических отношений.

- управленческим - общение руководителя с должностными лицами с целью реализации функций управления и изменения деятельности подчиненных. Различают три основные функции управленческого общения:  
- выдача распорядительной информации;  
- получение обратной информации (обратная связь); и  
- выдача оценочной информации (оценка выполнения задания подчиненными).
 

3 Общие функции  менеджмента. Понятие  управленческого  цикла. 

     Не  зависимо от вида м-нт осуществляет непрерывно и последовательно свои основные функции:  

1.   планирование

2.   организация

3.   мотивация

4.   контроль

Планирование, организация, мотивация и контроль охватывают все виды управленческой деятельности, т.е. являются общими функциями, и составляют управленческий цикл .

Они должны осуществляться непрерывно и последовательно. 

ПЛАНИРОВАНИЕ - главная функция менеджмента. Реализуя ее управляющий должен

•   провести глубокий и всесторонний анализ ситуации, в которой находится организация, и ее перспектив;

• сформулировать цели и задачи на предстоящий период. Цель – желаемая позиция в будущем, которую пытается достичь организация;

•  разработать  стратегию действий;

•  составить  необходимые планы и программы  их реализации

Т.о. понятие  «планирование» имеет два значения:

  1. определение целей организации:
  2. определение путей их достижения:

     Другими словами необходимо определить «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать»

     Планы делятся на долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные (до1г), в т.ч. оперативные (от одной смены до месяца)

     Этапы планирования:

1.   постановка  целей

2.   определение  исходных предпосылок

3.   выявление  альтернатив

4.   выбор  наилучшей альтернативы

5.   ввод  и исполнение плана  

ОРГАНИЗАЦИЯ - функция, нацеленная на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Включает создание организационной структуры предприятия и\или еге подразделения и подбор и расстановку кадров, что предполагает:

•    оценку менеджером своих возможностей;

•    изучение подчиненных, определение потенциальных  возможностей каждого работника;

•    расстановку  сил. 

МОТИВАЦИЯ- побуждение людей эффективно трудиться. Включает

1.   стимулирование - побуждение к труду с помощью  внешних факторов (материальное  и моральное стимулирование)

2.   мотивирование - создание у работников внутренних, психологических побуждений к труду (заинтересованность, потребность в трудовой активности, переживание чувства удовлетворения от результатов и процесса труда и т.д.) 

 КОНТРОЛЬ  « состоит в подтверждении  того, что все идет в соответствии  с принятым планом...» А. Файоль. Включает:

• процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданиями;

• выявление  отклонений фактических результатов  с плановыми (эталонными);

• выявление  причин этих отклонений.

      Результаты  контроля используются для составления  новых планов в следующем управленческой цикле. 

  1. Стратегическое  планирование в системе  менеджмента.
 

   СТРАТЕГИЯ в деловой жизни - это общий  подход к достижению целей, способам решения проблем и распределения  необходимых для этого ресурсов. Стратегия включает систему целей, приоритеты, правила осуществления управленческих действий. Обычно организация имеет не одну, а несколько стратегий на все случаи жизни. Главная из них - генеральная (отражение миссии). Для особых случаев разрабатываются специальные стратегии (стратегия действия в случае приближения банкротства). Однако основными рабочими стратегиями являются функциональные, направленные на достижение специфических целей.

   Процесс  стратегического планирования включает следующие этапы:

формирование  миссии предприятия;

•постановка целей  предприятия;

•оценку и анализ внешне среды;

•обследование сильных и слабых сторон предприятия;

•анализ стратегических альтернатив;

•выбор стратегии;

•реализацию стратегии  –постановка административных задач, которые необходимо решить;

•оценку реализации стратегии, в т.ч. стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств 

  1. Тактическое планирование в системе  менеджмента.
 

   Тактическое планирование означает конкретизацию  стратегии.  Они представляют собой  наиболее эффективные способы достижения стратегических целей. Отличаются от •стратегических планов:

•детальным  планированием;

•краткострочностью;

•создаются  руководителями среднего звена;

•охватывают однородные проблемы;

•предполагают разработку фиксированного графика  действий. 

     Процесс тактического планирования включает два  этапа:

  1. подготовка плана, которая включает сбор и обработку соответствующей информации, уточнение целей и разработку мероприятий для их достижения;
  2. принятие плана.
 

   Принятый  план обязательно должен быть документально  оформлен и утвержден руководителем.

   Кроме тактического планирования различают текущее (оперативное) планирование, обусловленное необходимостью реагировать на изменения во внешней и внутренней среде организации. 

  1. Понятие, назначение и структура  бизнес-плана.

Основные задачи БП

  1. обоснование:

- выработанной концепции и стратегии развития фирмы;

-экономической  целесообразности выпуска продукции;

  1. оценка ожидаемых финансовых результатов: доходы, прибыль, рентабельность;
  2. определение источников финансирования, способ концентрации капитала;
  3. подбор команды для выполнения решения задач, предусмотренных БП.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"