Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 06:44, курс лекций
Сущность и содержание менеджмента.
Деловое и управленческое общение. Роль менеджера в системе управления. Качества менеджера
М-нт
- иностранное слово в российской
экономике и отличается по смыслу
от социалистического
1. м-нт - стремление к прибыли
2.
хоз. управление - к выполнению плана
Понятие
«Менеджмент» сегодня рассматривается
в 3-х значениях:
1.совокупность научных знаний
и практического опыта в
2.группа управляющих лиц,
3. менеджмент - хозяйственное управление
любым предприятием по
Любое предприятие функционирует в двух механизмах:
1. технологический - процесс производства - объект управления
2. организационный - эффективное использование технического потенциала (субъект управления)
В организационном
механизме задействованы
• Менеджер
- управляющий делами предприятия.
М-нт - управленческий
труд. Предмет труда - информация
к размышлению, т.е. «сырая
Средства труда - компьютеры, телефоны, авторучка, бумага, организм
человека.
Труд менеджера
так или иначе всегда направлен
на человека.
Различают м-нт 3 уровней
1. высший (top) - выработка целей, стратегии, планов всего предприятия.
Требует концептуального мышления, знаний фирмы, знаний рынка)
2.средний (middle) - управление отдельными функциями предприятия. Требует кругозора, профессионализма, организаторских способностей.
3.нижний (first level) -выполнение операций, планов, графика выпуска продукций. Требует умения командовать.
Различают следующие виды м-нта:
• общий
• функциональный
• операционный
Общий - управление предприятием в целом.
Функциональный - управление отдельными подсистемами предприятия (финансовый,
кадровый м-нт, маркетинг и т.д.)
Операционный -
управление операциями в процессе производства.
Менеджерами являются мужчины или женщины, наделенные большим объемом работы, с которой они могут справиться лишь с помощью других людей. Современный менеджер выступает в системе общественного производства как: управляющий, дипломат, инноватор, воспитатель, лидер, человеческое существо.
Менеджер-управляющий должен быть честным, верным своему слову, правдивым, бескорыстным, иметь высокую профессиональную подготовку, владеть навыками деловогообщения, мастерством оратора и т.д.
Менеджер-дипломат должен иметь дипломатические способности и навыки, т.к. сегодня менеджеры высшего и среднего звена большую часть рабочего времени тратят на установление, углубление и развитие деловых связей.
Менеджер-инноватор должен удовлетворять потребность в нововведениях, т.к. в эпоху НТР значительно легче и быстрее повышать производительность труда и качество продукции на базе
принципиально новой технологии, чем постоянно латать заплаты на изношенном оборудовании и экономить на инновациях.
Менеджер -воспитатель должен обеспечить этическое эмоциональное воспитание работников, как мощного фактора социально - экономического прогресса.
Менеджер- лидер должен быть способным вести за собой людей.
Менеджер
-человеческое существо это личность,
т.е. сложная система социальных качеств,
сложившаяся в процессе воспитания.
Необходимыми личными качествами для менеджера являются:
• высокие моральные стандарты
• физическое и психологическое здоровье
• высокий уровень внутренней культуры
• отзывчивость, благожелательное отношение к людям
• оптимизм, уверенность в себе
• способность управлять собой, своим рабочим временем
• честолюбие, стремлении к_лидерству, смелость, решительность, воля
• готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных
• контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей. (умение и навыки межличностного взаимодействия с людьми)
Менеджер находится в процессе деятельности находится в постоянном общении с людьми. Это общение может быть
- деловым – обмен информацией в сфере коммерческих, административно-правовых , экономико-правовых и дипломатических отношений.
-
управленческим - общение
руководителя с должностными лицами с
целью реализации функций управления
и изменения деятельности подчиненных.
Различают три основные функции управленческого
общения:
- выдача распорядительной информации;
- получение обратной информации (обратная
связь); и
- выдача оценочной информации (оценка
выполнения задания подчиненными).
3
Общие функции
менеджмента. Понятие
управленческого
цикла.
Не зависимо от вида м-нт осуществляет непрерывно и последовательно свои основные функции:
1. планирование
2. организация
3. мотивация
4. контроль
Планирование, организация, мотивация и контроль охватывают все виды управленческой деятельности, т.е. являются общими функциями, и составляют управленческий цикл .
Они должны осуществляться
непрерывно и последовательно.
ПЛАНИРОВАНИЕ - главная функция менеджмента. Реализуя ее управляющий должен
• провести
глубокий и всесторонний анализ ситуации,
в которой находится
• сформулировать цели и задачи на предстоящий период. Цель – желаемая позиция в будущем, которую пытается достичь организация;
• разработать стратегию действий;
• составить необходимые планы и программы их реализации
Т.о. понятие «планирование» имеет два значения:
Другими словами необходимо определить «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать»
Планы делятся на долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные (до1г), в т.ч. оперативные (от одной смены до месяца)
Этапы планирования:
1. постановка целей
2. определение исходных предпосылок
3. выявление альтернатив
4. выбор наилучшей альтернативы
5. ввод
и исполнение плана
ОРГАНИЗАЦИЯ - функция, нацеленная на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Включает создание организационной структуры предприятия и\или еге подразделения и подбор и расстановку кадров, что предполагает:
• оценку менеджером своих возможностей;
• изучение подчиненных, определение потенциальных возможностей каждого работника;
• расстановку
сил.
МОТИВАЦИЯ- побуждение людей эффективно трудиться. Включает
1. стимулирование - побуждение к труду с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование)
2.
мотивирование - создание у работников
внутренних, психологических побуждений
к труду (заинтересованность, потребность
в трудовой активности, переживание чувства
удовлетворения от результатов и процесса
труда и т.д.)
КОНТРОЛЬ
« состоит в подтверждении
того, что все идет в соответствии
с принятым планом...» А.
• процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданиями;
• выявление отклонений фактических результатов с плановыми (эталонными);
• выявление причин этих отклонений.
Результаты
контроля используются для составления
новых планов в следующем управленческой
цикле.
СТРАТЕГИЯ
в деловой жизни - это общий
подход к достижению целей, способам
решения проблем и
Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:
формирование миссии предприятия;
•постановка целей предприятия;
•оценку и анализ внешне среды;
•обследование сильных и слабых сторон предприятия;
•анализ стратегических альтернатив;
•выбор стратегии;
•реализацию стратегии –постановка административных задач, которые необходимо решить;
•оценку реализации
стратегии, в т.ч. стратегии на случай чрезвычайных
обстоятельств
Тактическое планирование означает конкретизацию стратегии. Они представляют собой наиболее эффективные способы достижения стратегических целей. Отличаются от •стратегических планов:
•детальным планированием;
•краткострочностью;
•создаются руководителями среднего звена;
•охватывают однородные проблемы;
•предполагают
разработку фиксированного графика
действий.
Процесс тактического планирования включает два этапа:
Принятый план обязательно должен быть документально оформлен и утвержден руководителем.
Кроме
тактического планирования различают
текущее (оперативное) планирование, обусловленное
необходимостью реагировать на изменения
во внешней и внутренней среде организации.
Основные задачи БП
- выработанной концепции и стратегии развития фирмы;
-экономической
целесообразности выпуска