Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:31, лекция
Суть менеджмента – управление материальными, человеческими, физическими, информационными ресурсами.
Понятие менеджмента:
вид деятельности (синоним-управление)
менеджер = управляющий, руководитель. Сео – совет директоров
область знаний. (бизнес школы, в/о, степень МВА, HBS, INSEAD,LBS, Wharton)
Лекции по менеджменту.
Суть менеджмента – управление материальными, человеческими, физическими, информационными ресурсами.
Понятие менеджмента:
Менеджмент = наука+практика+искусство.
Менеджер – тот, у кого число подчиненных больше или равно одному
Иерархическая пирамида власти.
Внешние менеджеры |
Менеджеры среднего звена |
Контролеры или менеджеры первого звена |
Рядовые сотрудники |
Роли менеджера по Минцбергу
Функции менеджера:
Этапы возникновения менеджмента
Менеджмент как научное
Школы менеджмента.
1. Школа научного управления Ф. Тейлора (тейлоризм) – это первая школа менеджмента, суть которой – как сделать труд рабочих рациональным. Менеджмент – унификация труда рабочих. Тейлор считал, что рабочий ленив по своей природе. Рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим только тогда когда и его доход тоже будет расти. Менеджеры думают, рабочие работают
Принципы:
Минусы этого принципа:
В России последователи Тейлора – Багданов, Гостев. Вклад наших ученых – НОТ (Научная Организация Труда).
2. Административная школа (Анри Файоль"Общий и промышленный менеджмент.").
Менеджмент-проблема организации труда в целом Основной вклад А.Файоля в теории управления – рассмотрение управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как: предвидение и планирование, организация, координирование, контроль и распорядительство.
Принципы управления:
3. Школа человеческих отношение по Элтону Мейо (неоклассическая по отношению к 1,2 - классическим). Перенос центра тяжести в управлении с задач на человека. Хоуторнский эксперимент – эмпирическое исследование (влияние на производительность труда рабочих освещенности, продолжительности перерыва и ряда других формирующих условия труда факторов: Вэстерн Электрик Компани; поведение человек на работе и результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях они находятся на работе, какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют у рабочих и менеджеров.) Суть – в любой формальной структуре существуют неформальные группы со своими неформальными отношениями, которые влияют на деятельность организации. В неформальной группе важно обращать внимание на индивида. Человек не ленив, он может работать
Подходы к менеджменту.
Процессный – непрерывность, цикл, коррекция планов
Статическая |
Динамическая | |
Открытая |
Завод | |
Закрытая |
Фломастер |
Аквариум |
Схема «7-С» (Питерс и Уотерман): Структура, Стратегия, Системы и процедуры, Совместно разделяемые ценности, Сумма навыков, Стиль, Состав персонала. Изменение любого из элементов должно повлечь изменение остальных 6.
Этапы.
Стратегия-: (жесткие) планы и направления действий, определяющее распределение ресурсов, фиксирующее обязательства первоначально эта стратегия – конгламеративная и диверсификационная – производство технологически несвязанных продуктов.
Структура: внутренняя композиция
организации. Тип: централизованная/
Системы и процедуры: протекают в организации. Формализованные – годовые балансы, системы отчетов. Неформализованные – просьбы.
Стиль: Способ управления организацией.
Стиль лидерства ведущих
Состав персонала: критерии пола, возраста, образования.
Сумма навыков: отличительные черты (знание языков, компьютера)
Совместно разделяемые ценности: смысл и содержание основных направлений деятельности.
Ситуационный подход – частично включает в себя системный. Основывается на законе ситуации, которая была сформулирована Мери Коллет: "Распоряжение и власть менеджера определяется конкректной рабочей ситуацией, прежде чем отдавать распоряжения, менеджер должен оценить ситуацию в целом." Нет метода, эффективного для любой ситуации, в каждой ситуации нужен свой подход. Ситуационный подход лежит в основе стратегического управления. Шаги ситуационного подхода:
Управление – искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики, выбрать соответствующее управление, затем следовать универсальным рекомендациям
Стратегическое управление – управление, которое опирается на человеческий потенциал, как основу организации, ориентирует производительную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своей цели.
Процесс стратегического планирования (этапы): миссия организации > цели организации > оценка и анализ внешней среды > управление обследованием сильных и слабых сторон > анализ стратегических альтернатив > выбор стратегии > реализация стратегии > оценка стратегии.
Миссия – констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Выражает:
Необходима для:
Цели: Должны быть – измеряемы, оговорены во времени, достижимы. Могут быть поставлены: для организации в целом, для подразделений. Сферы целей
Цели обычно устанавливаемые деловыми организациями
Воздействие внешних факторов. Микро (прямое воздействие – конкуренты, поставщики) и макро (косвенное воздействие – экономические, политические, социальные факторы) окружение. Массив внешних факторов – экономическая система, конкуренты, потребители, государство, законы, политическая ситуация, поставщики, технологии, инфраструктура, социокультура.