Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:24, курс лекций
Информатизация общества повлекла за собой возникновение новых понятий: информационная культура, информационный бизнес, информационный продукт, информационная услуга и т.д.
Информационной культурой называют уровень знаний (интеллекта) и умение целенаправленно работать с информацией, используя современные информационные технологии.
Раздел 1.Рынок информационных товаров и услуг
§1.1.Основные понятия рынка информационных товаров и услуг
§1.2.Классификации информационных товаров и услуг
§1.3. Роль информационных товаров и услуг в профессиональной деятельности
Раздел 2.Состояние мирового рынка информационных товаров и услуг
§2.1.Этапы развития мирового рынка информации
§2.2.Базы данных деловой и научно-технической информации
§2.2.1. Ресурсы международной статистики
§2.3. Деловые ресурсы и потребительская информация в Интернете
§2.4. Управляющие информационные системы и программные продукты
§2.4.1.Системы поддержки принятия решений
§2.4.3. Искусственный интеллект
§2.4.4. Экспертные системы
§2.4.5. Географические информационные системы
Раздел 3.Состояние российского рынка информационных товаров и услуг
§3.1. Базы данных деловой информации
§3.1.1.Биржевая и финансовая информация
§3.1.2.Статистическая информация
§3.1.3. Коммерческая информация
§3.2. Научно-техническая и специальная информация
§3.2.1. Справочно-правовая информация
§3.2.2.Информационные образовательные ресурсы
§3.2.3.Система научно-технической информации
Раздел 4. Практика менеджмента на рынке информационных товаров и услуг
§4.1. Государственное управление информационными ресурсами
§4.2.Управление информационными ресурсами на предприятии
§4.3. Использование управляющих информационных систем и программных продуктов
§4.4. Задачи управления с помощью геоинформационных технологий
§4.4.1.Задачи поиска
§4.4.2.Задача пространственного сегментирования
§4.4.3.Задача геомаркетингового прогнозирования
§4.4.4.Количественная оценка спроса
§4.4.5.Задача геокодирования
§4.4.6.Задача графического представления геомаркетинговых данных
§4.4.7.Задача оценки природных ресурсов
§4.4.8.Задача размещения
§4.4.9.Задача оценки земельных ресурсов
§4.4.10.Операции с недвижимостью
В 69 областях, краях и республиках Российской Федерации действуют региональные центры научно-технической информации (ЦНТИ) объединения "Росинформресурс" Минпромнауки России. Его основной задачей является формирование, размещение и использование на территории РФ государственных ресурсов НТИ, включая региональные фонды НТИ, базы и банки данных. Росинформресурс также осуществляет подготовку, издание и распространение информации о результатах научно-технической деятельности организаций в различных регионах России.
Информационными услугами Росинформресурса пользуются более 50 тыс. предприятий и организаций, включая научные организации, расположенные во всех регионах России. Абоненты ежегодно получают от этой информационной системы около 40 млн. документов и сообщений.
В
настоящее время объем
В соответствии с "Положением о Государственной системе научно-технической информации" формирование и ведение Российского сводного каталога научно-технической литературы, поступающей в фонды органов НТИ и научно-технические библиотеки, осуществляет Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ).
Очевидно, что состояние ресурсов знаний системы НТИ напрямую зависит от двух факторов: от выпуска научно-технической литературы и от поступлений в фонды НТИ зарубежных источников.
Отчеты о НИОКР и диссертации (кандидатские и докторские) в соответствии с законом об обязательном экземпляре документов поступают для регистрации, учета и последующего распространения во Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ). Однако если в конце 80-х гг. XX в. в стране регистрировалось около 120—140 тыс. отчетов о НИОКР и диссертационных исследований, то к середине 90-х гг. XX в. их численность заметно сократилась. Такая же ситуация наблюдалась и в отношении поступления зарубежных источников: с 1992 г. в России практически полностью было прекращено выделение централизованных валютных средств для закупки зарубежной литературы. В результате объем поступлений иностранной научной литературы в крупнейшие информационные центры (ГПНТБ России и ВИНИТИ) к 1998 г. сократился более чем на 40%. Таким образом, регулярно зарубежные издания, столь необходимые отечественным специалистам, в Россию практически не поступают.
В
связи со сложившейся ситуацией
отдельные представители
Поступление получивших за последнее десятилетие особую популярность компакт-дисков — носителей зарубежной информации (электронных изданий, баз данных и др.) также весьма незначительно по причине того, что базы данных слишком дорогостоящи, а государственное финансирование крайне ограничено.
Одной
из попыток, хотя и не слишком эффективной,
может считаться принцип
Так, Международный центр научной и технической информации (МЦНТИ) предлагает базы данных по мировым и отечественным телекоммуникационным системам, компьютерным сетям, производителям и поставщикам компьютерной техники и программных продуктов в России, международным телекоммуникационным технологиям и стандартам. МЦНТИ осуществляет библиографическое обслуживание на основе баз данных на компакт-дисках по следующим направлениям: INIS — атомная наука и техника; AGRIS - сельскохозяйственные науки; BIOSIS - биология и смежные области науки и техники; F&S INDEX PLUS TEXT — библиографические описания и рефераты публикаций по всем направлениям коммерческой деятельности, J+W COMDISC INTERFTIONAL - адреса и реквизиты для связи примерно 3 млн. компаний и организаций 180 стран мира.
Также, как и библиотечной системе, ГСНТИ катастрофически не хватает государственного финансирования. Это и послужило причиной ее перевода на платную основу, регламентированную "Положением о Государственной системе научно-технической информации". В соответствии с Положением выдача информации из государственных ресурсов НТИ по запросам пользователей осуществляется органами НТИ, научно-техническими библиотеками и центрами на условиях, обеспечивающих возмещение их расходов на создание информационной продукции и оказание услуг.
На практике это превратилось в оплату каждого запроса, каждой справки, предоставляемой клиентам. В результате клиенты, которым необходима подобного рода информация и которую может предоставить только государственная система НТИ, оплачивают ее дважды: первый раз - в качестве налогоплательщиков, а второй - при оплате запроса на ее получение. Существует также возможность получения актуальной научно-технической информации из печатных изданий основных центров НТИ. Ежегодно в России выпускается около 400 подобных изданий. К их категории относятся всевозможные реферативные журналы, библиографические указатели, обзорно-аналитическая информация и многие другие. Из них 312 печатных единиц выпускает ВИНИТИ, 33 - ИНИОН, 16 - РГБ, 10 - Российская книжная палата. Ряд этих изданий формируется в электронной форме, подготавливаясь на основе баз данных ведущих органов НТИ федерального уровня. Но, к сожалению, из-за сокращения тиражей и постоянного роста цен издания центров НТИ стали слишком дорогими для индивидуальных пользователей и превратились в источник информации в крупных библиотеках, институтах и промышленных предприятиях.
Система патентной информации
В соответствии с "Положением о Государственной системе научно-технической информации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1997 г. № 950, Российское агентство по патентам и товарным знакам, ныне Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), относится к федеральным органам научно-технической информации.
Роспатент
является федеральным органом
Подведомственными организациями Роспатента являются:
•
Федеральное государственное
• Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС);
• Палата по патентным спорам.
Федеральный институт промышленной собственности выполняет свои задачи по охране изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, а также регистрации программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем в соответствии со следующими законами:
• Патентным законом Российской Федерации от 23.09.92 г. № 3517-1 (с послед, изм. и доп.).
• Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23.09.92 г. № 3520-1 (с послед, изм. и доп.).
• Законом РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" от 23.09.92 г. № 3523-1;
• Законом РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем" от 23.09.92 г. № 3526-1.
Федеральный институт промышленной собственности комплектует государственный патентный фонд, являющийся частью Национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации, обеспечивает его сохранность и организует на его основе обслуживание заинтересованных организаций, должностных лиц и граждан.
Государственный патентный фонд комплектуется отечественной патентной документацией, а также зарубежными патентными документами за счет международного обмена с 58 странами мира и 6 международными организациями.
Количество действующих патентов Российской Федерации по состоянию на 31.12.2005 г. превысило 123 тыс. Зарегистрировано товарных знаков в 2005 г. — 29447, из них на имя российских заявителей - 14389, а на имя иностранных заявителей - 15058.
Государственный патентный фонд в настоящее время разделяется на Центральный патентный фонд (ЦПФ) и Фонд патентной экспертизы (ФПЭ).
На 1 января 2006 г. Центральный патентный фонд насчитывал почти 80 млн. экз. патентных документов на различных видах носителей.
Фонд патентной экспертизы обслуживает только государственных экспертов в условиях открытого доступа. Официальными изданиями Роспатента являются:
• Промышленные образцы (ежемесячное издание);
•Программы для ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных схем (ежеквартальное издание).
В 2005 г. выпущены официальные издания на CD-ROM с поисковой системой:
• Изобретения. Полезные модели (36 дисков);
• Изобретения. Полезные модели (с полными описаниями изобретений (36 дисков));
• Товарные знаки. Знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров (24 диска).
Патентная информация является одним из главных элементов системы охраны промышленной собственности. На основе этой информации органы государственной патентной экспертизы устанавливают новизну заявляемого объекта и регистрируют его в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца или товарного знака, направляя сведения о них в мировой патентный фонд. Заявитель взамен на раскрытие в патентно-информационном сообщении существа изобретения или другого объекта получает исключительное право на его использование в течение установленного срока.
Анализ потребителей официальной информации Роспатента показывает, что самую значительную долю (60%) составляют организации, занимающиеся научно-техническими разработками и промышленным производством.
Содержащиеся в Роспатенте сведения используются специалистами организаций и предприятий страны для слежения за патентной ситуацией в своей области, принятия решения о целесообразности собственной разработки и оформления заявки на полученный результат либо приобретение лицензии на уже созданное изобретение или, напротив, оспаривание правомерности выдачи на него охранного документа другому лицу и т.п. В дополнение к этому патентные документы после их опубликования поступают в общие телекоммуникационные каналы, где они уже выполняют более широкие функции информационного обеспечения научно-технического и социально-экономического развития в целом. Разработчики получают через патентную информацию извещения о новых технических решениях, оценивают современный уровень и тенденции развития конкретной области техники. Предприниматели отбирают новые идеи для коммерческой реализации либо партнеров, способных поставлять уже готовую, основанную на изобретениях продукцию, комплектующие изделия и т.д.
С учетом изложенных обстоятельств Роспатент концентрирует свои усилия прежде всего на обслуживании широкого круга потребителей патентной информации. С этой целью осуществляются две функции: во-первых, готовятся и распространяются официальные и иные патентно-информационные издания и базы данных - для формирования (в дополнение к государственному фонду и поисковому массиву экспертизы) распределенных по стране патентно-информационных ресурсов; во-вторых, осуществляется непосредственное патентно-информационное обслуживание конечных пользователей — специалистов организаций и предприятий страны. Указанные информационные продукты и услуги Роспатента доступны также и заинтересованным зарубежным пользователям.
Информация о работе Лекции по «Практический менеджмент информационных товаров и услуг»