Лекции по менеджменту

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:39, лекция

Описание работы

Роль, значение и история возникновение менеджмента. Методы и принципы менеджмента. Менеджмент. Функции, задачи менеджмента. Организации и менеджеры. Внутренняя среда организации. Влияние среды на личность. Внешняя среда организации. Принятие управленческих решений. Власть и лидерство. Управление конфликтами. Управление трудовыми ресурсами.

Работа содержит 1 файл

Менеджмент( курс лекций для заочников)2009г.doc

— 144.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

    ДЛЯ ЗАОЧНИКОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    МЕНЕДЖМЕНТ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Роль, значение и история возникновение менеджмента. 

      Менеджмент  -  это совокупность методов и приемов, подходов и способов по управлению людьми т коллективами с целью достижения намеченных целей.

       Основной вклад в науку менеджмент  внесли западные ученые. В западном  менеджменте наиболее известны 3 научные школы:

     1. Классическая школа (Тейлор – основоположник школы). Суть – во главу угла ставились организационно-технические вопросы повышения эффективности производства. Основным достижением Тейлора является тот факт, что менеджмент стал  рассматриваться как наука.

     Основным принципом классической  школы считается то, что если  человеку (работнику) дать определенный набор стимулов, то его эффект по работе в коллективе будет значительно выше его индивидуального вклада.

   Тейлор  впервые разработал систему нормирования труда, ввел понятие подбор и расстановку кадров.

   2. Административная школа (Файоль).  Он впервые разбил процесс управления на 5 этапов:

   1) планирование, 2) организация, 3) подбор и расстановка кадров, 4) мотивация (руководство), 5) контроль.

   На  базе этой школы впервые было сформировано понятие организационной структуры  фирмы, производственные звенья которой находятся в постоянной взаимосвязи между собой. Эти действия получили название – функции управления

   3. Школа человеческих отношений Мейо оказала большое влияние и явилась противовесом всему прошлому развитию западного менеджмента.

   Мейо  сделал акцент на то, что группа рабочих – это конкретная социальная среда, в которой присутствует своя собственная система контроля. А путем воздействия на данную социальную систему можно значительно повысить производительность труда рабочих.

     

   Методы  и принципы менеджмента

   Методы:

   1. Организационно-административные (наиболее  применяемый  - Суть – административная координация действия подчиненных).

   Методы  основываются на 3 способах воздействия:

  1. обязательные предписания (приказы, распоряжения, запреты)
  2. экономический (контроль и управление рублем)
  3. самоуправление
  4. социально-психологические методы (внушение, уговоры, запугивание).

    Наиболее  оптимальный метод управления –  это сочетание 1 и 2, т.к. экономические  методы характеризуются системой экономических стимулов и рычагов (премии, штрафы, ЗП).

            Принципы:

  1. Общие

    1.1  принцип преемственности (все  руководящие  документы должны

относиться  и касаться всех работников государства)

    1.2  принцип системности (управление  должно осуществляться с учетом  внешних и внутренних факторов, взаимосвязей)

    1.3  принцип многофункциональности

    1.4  принцип интеграции 

    1.5  принцип ориентации на ценности.

  1. Частные

    2.1. принцип научной обоснованности  управлением ( на основе опыта,  практики)

    2.2. принцип научной обоснованности  плановости

    2.3. принцип научной обоснованности  коллегиальности и т.д. 
 
 
 
 
 

     Менеджмент. Функции, задачи менеджмента

      Менеджмент – междисциплинарная отрасль знаний, сочетающая в себе достижения экономических, социологических, психологических, правовых и других дисциплин, использующая опыт управленческого искусства. Он также включает теорию и практику управления, гибкое и активное применение которых обеспечивает успех.

      Менеджерская  деятельность связана с анализом и диагностирование ситуаций, определением главных задач, основных противоречий и доминирующих тенденций; выдвижением управленческих альтернативных вариантов действий, оценкой каждой альтернативы, определением наиболее соответствующих требованиям действий; разработкой конкретного курса( программы действий), который будет эффективен с точки зрения перевода данной  управленческой ситуации в более благополучную.

      Функции менеджмента

      Основные  функции менеджмента характеризуются  полнотой содержания, устойчивостью структуры и масштаба категории, системностью и универсальностью использования на разных уровнях управления и в разных сферах деятельности.

            Основные  функции:

      1. Целепологание – основная функции  менеджмента, ориентирующая социально-экономическую систему во времени и пространстве путем постановки, определения и формирования ее целей и целей управления в соответствии с потребностью общества в производимой продукции (услугах), а также ресурсо -обеспеченностью и имеющимся потенциалом.

      2. Стратегопологание – ориентация  производственно-хозяйственной системы на приоритеты в средствах и методах достижения ее миссии и целей.

      3. Планирование – это функция,  которая представляет виды деятельности  по формированию средств воздействия; концепции (идея, методы и условия реализации);  прогноза (научное предвидение возможного состояния экономики); программы (законченный комплекс заданий, объединенных единой целью); плана, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы к достижению общих целей. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования.

      4. Регулирование  - вид деятельности  по поддержанию режимов функционирования организации в сфере действия объективных закономерностей, тенденций и принципов. В процессе регулирования вырабатываются средства и механизмы взаимодействия государственных и рыночных регуляторов.

      5. Организация – вид действий  по упорядочению совместной деятельности людей для достижения целей.

      6.  Координации преимущественно внешних  связей руководителями высших  уровней отраслевого, регионального  и муниципального управления.

      7.  Мотивация – побуждение людей  к деятельности через формирование  мотивов поведения для достижения личных целей и целей  организации.

      8. Стимулирование – функция, связанная  с процессом активизации деятельности  людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов, методов, как способов формирования интересов и мотивов деятельности.

      9. Корпоративность – включает виды  деятельности  по формированию  атмосферы фирмы, ее социально-психологического  климата, обеспечивающего решения проблемы удовлетворенности персонала своим трудом, общением и совместной работой с коллегами и непосредственным руководителем.

      10. Контроль – объединяет виды  управленческой деятельности, связанные  с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), анализом информации о процессах и результатах деятельности ПХС, диагностикой и оценкой процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления.

      11. Оценка – ключевая функция, которая предшествует, сопутствует и завершает любой процесс управления.

  Организации и  менеджеры

      Организации – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для решения общих задач и соответствует следующим требованиям: наличие двух и более людей и общей цели. 

      Организации бывают формальные (определение см. выше) и неформальные (группы, которые возникают случайно)

      Организации используют два основных вида ресурсов: 1) человеческие ресурсы – труд, 2) капитал (финансовые ресурсы)

      Зависимость от «внешней среды» (экономических условий, потребителей, законодательства, конкурентов и т.п.) оказывает влияние на все, что происходит внутри организации.

      В организации существует горизонтальное (производство, маркетинг, финансы) и вертикальные (от вышестоящего до нижестоящего руководителя) разделения труда.

      Горизонтальное  разделение обычно достигается за счет образования подразделений, т.е. отделов  служб.

      Сложные организации, состоят из нескольких подразделений, многочисленных неформальных групп.

      Вертикальное  разделение определяет работу по координированию  действий других людей и представляет сущность управления. Эффективность  управления достигается путем определения обязанностей и ответственности руководителей.

      Пример: В небольшом магазине директор может управлять делом, совершать закупки товаров, подменять продавца. По мере роста организации работа по управлению должна быть четко отделена от другой деятельности. 
 

      Менеджеры

      Менеджеры – это профессиональный управляющий на предприятии. Менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей организационных подразделений. Причем личность менеджера может влиять на характер управления.

      Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.

      Иерархия  уровней управления:

  1. Руководители низового уровня(низшего звена) – младшие начальники (мастер участка – на заводе, командир отделения – в армии).
  2. Руководители среднего звена координируют и контролируют работу низшего звена (зав. Отделом, начальник цеха, командир роты)
  3. Высший управленческий персонал (немногочисленный уровень)  - председатель совета директоров, генеральный директор, президент, генерал, ректор) Их труд имеет напряженный темп, большой объем, труд хорошо оплачивается.

      Предприниматель – человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или разработки новых идей, продукции услуг, предлагаемых обществу.

      Менеджеры отличаются от предпринимателей тем, что  хорошие менеджеры способны увидеть суть проблем организации, принять решения и подчиняться власти, а предприниматель по своему характеру часто не желает подчиняться власти, склонен к риску, проявляет неспособность работать под руководством. Следовательно, далеко не каждый выдающийся предприниматель становится хорошим менеджером.

      Руководителем на всех уровнях должны активно искать возможность совершенствования работы повышения работы повышения эффективности своей организации. 
 

    Внутренняя  среда организации. 

      Внутренние  ситуационные факторы в организации образуют ее внутреннюю среду. К числу таких факторов относят цели, структуры, задачи, технологии и людей, работающих в организации.

      Цель: Для современных организаций характерно разнообразие целей: получение прибыли при ограничении затрат(коммерческие организации), контроль над затратами, качество выпускаемых изделий(государственное преприятия).

      Структура: Организации состоят из нескольких уровней управления и подразделений. Структура должна согласовываться с уровнями управления и функциональными областями в такой форме, которая позволяет эффективно достигать целей организации. Во всех организациях, за исключением, самых малых, существует горизонтальное разделение труда, вертикальное разделение труда.

      Задачи: Задачи - это предписанная работа(серия или часть работ), которая должна быть выполнена заранее установленными способом в заранее установленные сроки. Задачи организации традиционно делятся на 3 категории – работа с людьми и предметами(машинами, сырьем, инструментом), энергией, информацией, т.е., задача мастера работа с людьми, бухгалтера – с информацией.

Информация о работе Лекции по менеджменту