Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:31, курс лекций

Описание работы

Тема 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА МЕНЕДЖМЕНТ
1. Основные понятия

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ по менеджменту.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Тема 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА МЕНЕДЖМЕНТ

1. Основные понятия

Управление  как процесс, является эволюцией  любых организованных систем, обеспечивающий поддержание режима деятельности и  реализацию программ, т.е. управление направлено на выполнение каких-либо заданных показателей, определенных рамками плана.

Менеджмент  – это управление социально-экономическими процессами в условиях рыночной экономики, т.е. нацелен на достижение наивысшей  эффективности и прибыльности. 

=///= См. в конспекте! =///=

 

Менеджер  означает принадлежность конкретного лица к профессиональной управленческой деятельности.

Менеджеры – это специалисты по управлению в условиях современного производства.

Менеджеры – это самостоятельная профессия  с собственными специфическими инструментами  и навыками, явно отличающиеся от других процессов.

Таким образом, изучая менеджмент, мы должны осветить вопросы, касающиеся управленческих процессов, персонала и организационных  структур. Учебная дисциплина менеджмент рассматривает совокупность взаимосвязанных  понятий, принципов, методов и методик, охватывающих все аспекты теории, практики и искусства управления. 

2. Место менеджмента  среди  научных  дисциплин

Менеджмент  используют многие науки: ЭП, кибернетика, теория информации, теория принятия решений, психология, конфликтология. 

=///= см. в конспекте! =///= 

Из предложенной схемы следует, что менеджмент рассматривается  с трех точек зрения:

- как  научная дисциплина, ибо она включает  в себя теоретические основы  других наук

- как  практикум, поскольку задолго  до теоретических изысканий были известны принципы руководства, управление трудовыми коллективами и т.д.

- как  искусство, поскольку осуществление  руководства и управления как  сфера деятельности требует   высокой степени мастерства и  умения. 

3. Развитие менеджмента как науки

Этапы развития менеджмента как науки:

1. Период  возникновения исторических предпосылок  формирования основ управления  условно начинает с 9-7 веков  до н.э. (Платон, Аристотель)

2. Индустриальный  период 1776-1890 гг. А.Смит, Оуэн.

3. Период  систематизации научно-практических знаний (1856 г. – наше время) 

4. Основные школы управления

1) Школа  научного управления. 1885 – 1920 гг. Тейлор создал систему организации  труда.

Принципы:

- специализация

- возможность  экономического стимулирования

- справедливое распределение ответственности между работниками и управленцами.

Гантт (график Гантта).

2) Классическая (административная) школа. 1920 – 1950 гг. Файоль, Урвик.

3) Школа  человеческих отношений. 1930 – 1950 гг. Представляет собой подход  в теории менеджмента. В центре исследования которого стоит человеческий фактор.

МЭЙО  – проблемы человеческих отношений. Фоторисский эксперимент.

4) Школа  поведенческих наук. 1950 – настоящее  время. Мак Грегор.

Подход  к теории менеджмента, исследующий  поведение людей, методы налаживания  межличностных отношений, разрабатывающих проблемы социального взаимодействия и коммуникаций (общения), власти и лидерства, авторитета в организационных структурах.

Маслоу, Майкерт.

5) Школа  науки управления. 1950 – настоящее  время. Марч. Математика в менеджменте кибернетика, экономико-математические методы. Сталкер. 

5. Цели, задачи, принципы, функции менеджмента

Главная цель менеджмента – повышение  результативности и эффективности  деятельности предприятия или организации  обеспечения нужд, потребности и запросов потребителя.

Задачи  процесса управления любой организации  является повышение прибыльности и  рентабельности, снижение издержек производства и исключение рисков.

Принципы  управления – основные правила, которые  должны соблюдаться управленческими работниками при принятии различного рода решений в определенных условиях и на соответствующих уровнях.

Принципы  по Файолю:

- разделение  труда

- полномочия  и ответственность

- дисциплина

- единоначалия (один единственный начальник)

- единство  руководства

- подчинение  личных интересов общим

- вознаграждение  труда

- иерархия

- порядок

- справедливость

- устойчивость  персонала

- инициатива

- корпоративный  дух

Принципы  менеджмента в рыночных условиях:

- единоначалия

- мотивации

- лидерство

- научности

- ответственности

- подбор  и расстановка кадров

- экономичности

- обеспечение  обратной связи

Функции менеджмента:

- планирование

- организация

- мотивация  (лидерство)

- контроль  и коррекция. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 2 НАУСНЫЕ ПОДХОДЫ  К РАЗВИТИЮ МЕНЕДЖМЕНТА

1. Процессный подход

Управление  предприятием рассматривается как  процесс, так как работа по достижению цели или целей – это серия  непрерывных взаимосвязанных действий.

Процесс управления состоит из следующих  функций менеджмента:

- планирование: предполагает решение o том, какими должны быть цели предприятия, и что должны делать челны организации для достижения этих целей. Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятие решений, которые обеспечат единство целей для всех членов организации.

- организация:  обозначает создание некой структуры

- мотивация:  задача – члены организации  выполняли работу в соответствии  с делегированными им обязанностями  и сообразуясь с планом

- контроль, коррекция: контроль – это  процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей.

Функции управления имеют 2 общие характеристики:

- принятие  управленческих решений

- коммуникация. 

2. Системный подход, модель организации  как открытой системы 

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Существуют  закрытые и открытые системы.

Закрытая  система имеет жесткие фиксированные  границы и ее действия независимы от среды, окружающей систему.

Открытая  система характеризуется взаимодействием  с внешней средой. Информация, материал и т.д. – это объекты обмена с внешней средой. Такая система  является самообеспечивающейся.

Крупные составляющие сложных систем называются подсистемами.

Системный подход к управлению характеризуется одновременным комплексным всесторонним рассмотрением предмета изучения, будь это информация, процесс или другое. 

=///= см. в конспекте! =///= 

В рамках системного подхода руководители должны рассматривать организацию как  совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, технологии, задачи м т.д.

Организация, предприятие – открытая система.

Структура системы менеджмента: 

=///= См. в конспекте! =///= 
 

3. Ситуационный подход

Ситуация  – это конкретный набор обстоятельств, сильно влияющий на организацию, предприятие в данное конкретное время.

Внутренняя  среда окружения: 
 

=///= см. в конспекте! =///= 

Ситуационный  подход не является простым набором, предписываемых руководств, а это  скорее способ размышления об организационных проблемах и их решениях.

Характеристика  внешней среды:

1)Взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы

2) Сложность  внешней среды – это число  факторов, на которые организация обязана реагировать

3) Подвижность  среды – это относительная  скорость, с которой происходят  изменения в окружении организации

4) Неопределенность  внешней среды – это относительное количество информации o среде и уверенность в точности этой информации.

При ситуационном подходе менеджером пытаются увязать  конкретные приемы и концепции с  определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь цели организации  наиболее эффективно.

Менеджеры концентрируются на ситуационных различиях  между организациями и внутри самых организаций, пытаются определить каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность производства.

Методологию ситуационного подхода можно  рассмотреть как процесс:

- руководитель  должен быть знаком со средствами  профессионального управления

- каждая  из управленческих концепций   и методик имеет свои сильные  или слабые стороны, или сравнительные  характеристики в случае, когда  они применяются в конкретной  ситуации

- руководитель  должен правильно интегрировать  ситуацию

- руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые бы вызвали наименьший отрицательный эффект. 
 

Тема 3 ПЛАНИРОВАНИЕ – ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

1. Роль, место планирования  в управлении предприятием. Принципы и виды  планирования 

См. схему  в тетради 

Функция планирование является центральной функцией менеджмента.

Процесс планирования проходит 4 этапа:

- разработка  общих целей

- определение  конкретных детализированных задач  на заданный период

- определение  путей и средств их достижения

- контроль  за достижением целей путем сопоставления плановых показателей и фактических, коррекция целей.

Объектом  планирования является предприятие  и его хозяйственная деятельность.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"