Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:31, курс лекций
Тема 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА МЕНЕДЖМЕНТ
1. Основные понятия
Тема 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА МЕНЕДЖМЕНТ
1. Основные понятия
Управление как процесс, является эволюцией любых организованных систем, обеспечивающий поддержание режима деятельности и реализацию программ, т.е. управление направлено на выполнение каких-либо заданных показателей, определенных рамками плана.
Менеджмент
– это управление социально-экономическими
процессами в условиях рыночной экономики,
т.е. нацелен на достижение наивысшей
эффективности и прибыльности.
=///= См. в конспекте! =///=
Менеджер означает принадлежность конкретного лица к профессиональной управленческой деятельности.
Менеджеры – это специалисты по управлению в условиях современного производства.
Менеджеры
– это самостоятельная
Таким
образом, изучая менеджмент, мы должны
осветить вопросы, касающиеся управленческих
процессов, персонала и организационных
структур. Учебная дисциплина менеджмент
рассматривает совокупность взаимосвязанных
понятий, принципов, методов и методик,
охватывающих все аспекты теории, практики
и искусства управления.
2. Место менеджмента среди научных дисциплин
Менеджмент
используют многие науки: ЭП, кибернетика,
теория информации, теория принятия решений,
психология, конфликтология.
=///= см.
в конспекте! =///=
Из предложенной схемы следует, что менеджмент рассматривается с трех точек зрения:
- как научная дисциплина, ибо она включает в себя теоретические основы других наук
- как практикум, поскольку задолго до теоретических изысканий были известны принципы руководства, управление трудовыми коллективами и т.д.
- как
искусство, поскольку
3. Развитие менеджмента как науки
Этапы развития менеджмента как науки:
1. Период
возникновения исторических
2. Индустриальный период 1776-1890 гг. А.Смит, Оуэн.
3. Период
систематизации научно-практических знаний
(1856 г. – наше время)
4. Основные школы управления
1) Школа
научного управления. 1885 – 1920 гг.
Тейлор создал систему
Принципы:
- специализация
- возможность экономического стимулирования
- справедливое распределение ответственности между работниками и управленцами.
Гантт (график Гантта).
2) Классическая (административная) школа. 1920 – 1950 гг. Файоль, Урвик.
3) Школа человеческих отношений. 1930 – 1950 гг. Представляет собой подход в теории менеджмента. В центре исследования которого стоит человеческий фактор.
МЭЙО – проблемы человеческих отношений. Фоторисский эксперимент.
4) Школа поведенческих наук. 1950 – настоящее время. Мак Грегор.
Подход к теории менеджмента, исследующий поведение людей, методы налаживания межличностных отношений, разрабатывающих проблемы социального взаимодействия и коммуникаций (общения), власти и лидерства, авторитета в организационных структурах.
Маслоу, Майкерт.
5) Школа
науки управления. 1950 – настоящее
время. Марч. Математика в менеджменте
кибернетика, экономико-математические
методы. Сталкер.
5. Цели, задачи, принципы, функции менеджмента
Главная цель менеджмента – повышение результативности и эффективности деятельности предприятия или организации обеспечения нужд, потребности и запросов потребителя.
Задачи процесса управления любой организации является повышение прибыльности и рентабельности, снижение издержек производства и исключение рисков.
Принципы управления – основные правила, которые должны соблюдаться управленческими работниками при принятии различного рода решений в определенных условиях и на соответствующих уровнях.
Принципы по Файолю:
- разделение труда
- полномочия и ответственность
- дисциплина
- единоначалия (один единственный начальник)
- единство руководства
- подчинение личных интересов общим
- вознаграждение труда
- иерархия
- порядок
- справедливость
- устойчивость персонала
- инициатива
- корпоративный дух
Принципы менеджмента в рыночных условиях:
- единоначалия
- мотивации
- лидерство
- научности
- ответственности
- подбор и расстановка кадров
- экономичности
- обеспечение обратной связи
Функции менеджмента:
- планирование
- организация
- мотивация (лидерство)
- контроль
и коррекция.
Тема 2 НАУСНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ МЕНЕДЖМЕНТА
1. Процессный подход
Управление
предприятием рассматривается как
процесс, так как работа по достижению
цели или целей – это серия
непрерывных взаимосвязанных
Процесс управления состоит из следующих функций менеджмента:
- планирование: предполагает решение o том, какими должны быть цели предприятия, и что должны делать челны организации для достижения этих целей. Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятие решений, которые обеспечат единство целей для всех членов организации.
- организация:
обозначает создание некой
- мотивация:
задача – члены организации
выполняли работу в
- контроль, коррекция: контроль – это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей.
Функции управления имеют 2 общие характеристики:
- принятие управленческих решений
- коммуникация.
2. Системный подход, модель организации как открытой системы
Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Существуют закрытые и открытые системы.
Закрытая
система имеет жесткие
Открытая
система характеризуется
Крупные составляющие сложных систем называются подсистемами.
Системный
подход к управлению характеризуется
одновременным комплексным всесторонним
рассмотрением предмета изучения, будь
это информация, процесс или другое.
=///= см.
в конспекте! =///=
В рамках системного подхода руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, технологии, задачи м т.д.
Организация, предприятие – открытая система.
Структура
системы менеджмента:
=///= См.
в конспекте! =///=
3. Ситуационный подход
Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, сильно влияющий на организацию, предприятие в данное конкретное время.
Внутренняя
среда окружения:
=///= см.
в конспекте! =///=
Ситуационный подход не является простым набором, предписываемых руководств, а это скорее способ размышления об организационных проблемах и их решениях.
Характеристика внешней среды:
1)Взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы
2) Сложность внешней среды – это число факторов, на которые организация обязана реагировать
3) Подвижность среды – это относительная скорость, с которой происходят изменения в окружении организации
4) Неопределенность
внешней среды – это
При ситуационном
подходе менеджером пытаются увязать
конкретные приемы и концепции с
определенными конкретными
Менеджеры концентрируются на ситуационных различиях между организациями и внутри самых организаций, пытаются определить каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность производства.
Методологию ситуационного подхода можно рассмотреть как процесс:
- руководитель
должен быть знаком со
- каждая
из управленческих концепций
и методик имеет свои сильные
или слабые стороны, или
- руководитель
должен правильно
- руководитель
должен уметь увязывать конкретные приемы,
которые бы вызвали наименьший отрицательный
эффект.
Тема 3 ПЛАНИРОВАНИЕ – ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
1.
Роль, место планирования
в управлении предприятием.
Принципы и виды
планирования
См. схему
в тетради
Функция планирование является центральной функцией менеджмента.
Процесс планирования проходит 4 этапа:
- разработка общих целей
- определение
конкретных детализированных
- определение путей и средств их достижения
- контроль за достижением целей путем сопоставления плановых показателей и фактических, коррекция целей.
Объектом
планирования является предприятие
и его хозяйственная