Лекции по «Практический менеджмент информационных товаров и услуг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:24, курс лекций

Описание работы

Информатизация общества повлекла за собой возникновение новых понятий: информационная культура, информационный бизнес, информационный продукт, информационная услуга и т.д.
Информационной культурой называют уровень знаний (интеллекта) и умение целенаправленно работать с информацией, используя современные информационные технологии.

Содержание

Раздел 1.Рынок информационных товаров и услуг
§1.1.Основные понятия рынка информационных товаров и услуг
§1.2.Классификации информационных товаров и услуг
§1.3. Роль информационных товаров и услуг в профессиональной деятельности
Раздел 2.Состояние мирового рынка информационных товаров и услуг
§2.1.Этапы развития мирового рынка информации
§2.2.Базы данных деловой и научно-технической информации
§2.2.1. Ресурсы международной статистики
§2.3. Деловые ресурсы и потребительская информация в Интернете
§2.4. Управляющие информационные системы и программные продукты
§2.4.1.Системы поддержки принятия решений
§2.4.3. Искусственный интеллект
§2.4.4. Экспертные системы
§2.4.5. Географические информационные системы
Раздел 3.Состояние российского рынка информационных товаров и услуг
§3.1. Базы данных деловой информации
§3.1.1.Биржевая и финансовая информация
§3.1.2.Статистическая информация
§3.1.3. Коммерческая информация
§3.2. Научно-техническая и специальная информация
§3.2.1. Справочно-правовая информация
§3.2.2.Информационные образовательные ресурсы
§3.2.3.Система научно-технической информации
Раздел 4. Практика менеджмента на рынке информационных товаров и услуг
§4.1. Государственное управление информационными ресурсами
§4.2.Управление информационными ресурсами на предприятии
§4.3. Использование управляющих информационных систем и программных продуктов
§4.4. Задачи управления с помощью геоинформационных технологий
§4.4.1.Задачи поиска
§4.4.2.Задача пространственного сегментирования
§4.4.3.Задача геомаркетингового прогнозирования
§4.4.4.Количественная оценка спроса
§4.4.5.Задача геокодирования
§4.4.6.Задача графического представления геомаркетинговых данных
§4.4.7.Задача оценки природных ресурсов
§4.4.8.Задача размещения
§4.4.9.Задача оценки земельных ресурсов
§4.4.10.Операции с недвижимостью

Работа содержит 1 файл

kopnina.doc

— 914.00 Кб (Скачать)

        • 9 обязательных бесплатных экземпляров  газет;

        •   12 обязательных бесплатных экземпляров  авторефератов диссертаций;

        •  10 обязательных экземпляров стандартов.

        Производители патентных документов поставляют по два обязательных бесплатных экземпляра во Всероссийскую патентно-техническую библиотеку и Государственную публичную научно-техническую библиотеку Сибирского отделения Российской академии наук.

        Производители документов через полиграфические  предприятия и участки множительной техники доставляют в Центральный коллектор научных библиотек в течение 10 дней с даты выхода в свет первой партии тиража обязательный платный экземпляр изданий, составляющий:

        • при тираже изданий от 500 до 1000 экз. - до 100 экз. каждого издания, кроме нот и изданий на иностранных языках;

        • при тираже изданий свыше 1000 экз. - до 200 экз. каждого издания на русском  языке;

        • при тираже изданий свыше 5 тыс. экз. — до 500 экз. каждого издания на русском языке;

        •  при тираже изданий свыше 10 тыс. экз. — до 10% тиража каждого издания  на русском языке.

        Отметим, что правила доставки обязательного  платного экземпляра изданий распространяются и на издания, напечатанные по заказам издательств и издающих организаций за рубежом.

        Ограничения на содержимое средств  массовой информации

        В Законе РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 г. № 2124-1 (с послед, изм. и доп.) под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле- и видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

        Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Для редакций средств массовой информации регистрация обязательна.

        В законе отмечается недопустимость злоупотребления  свободой массовой информации.

        Не  допускается использование средств  массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний: для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещается использование в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и применения, местах приобретения наркотических средств.

        Авторское право

        Авторские права регулируются Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 19.07.1993 г. № 5351-1 (с послед, иэм. и доп.). Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

          К объектам авторского права также относятся производные произведения, сборники и другие составные произведения, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат творческого труда.

        Не  являются объектами  авторского права:

        • официальные документы;

        • государственные символы и знаки;

        • произведения народного творчества;

        • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

        Использование произведения без согласия автора и  без выплаты авторского вознаграждения допускается, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

        Большая работа в области перехода к информационному  обществу проводится в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002—2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65.

        Ряд государственных информационных ресурсов создается в настоящее время в соответствии с указанной Федеральной целевой программой "Электронная Россия (2002-2010 годы)".

        К основным из них могут быть отнесены следующие:

        •  специализированная информационная система "Правительственный портал";

        • "Российский портал развития";

        • банк данных форм документооборота для  органов государственной власти и местного самоуправления;

        • региональные подсистемы "Государственный  регистр населения";

        • интегрированная информационная статистическая система;

        • единый научно-технический реестр;

        • порталы научной и научно-технической  информации;

        • сводный каталог библиотек и  архивов России;

        • единая база данных о товарах и услугах;

        • система информационно-маркетинговых  центров.

        Помимо  перечисленных необходимо отметить важность таких кадастров, создаваемых в настоящее время, как земельный кадастр, кадастр недвижимого имущества, водный кадастр, лесной кадастр, Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Российской Федерации и ряд других. Важнейшей задачей при разработке этих кадастров и реестров является обеспечение их совместимости, т. е. одинаковое описание идентифицирующих признаков одних и тех же объектов в разных кадастрах. 

        §4.2.Управление информационными  ресурсами на предприятии 

        Физические  и юридические лица являются собственниками тех массивов документов, которые  созданы за счет их средств, приобретены  ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования. Эти ресурсы называются негосударственными.

        В области управления в фирме, организации  в мировой практике в 1981 г. были выделены два направления: управление информационными ресурсами (информационный менеджмент) и управление информационными системами.

        Основными задачами по управлению информационными  ресурсами в фирме, организации являются:

        •  выявление потребностей в информации в соответствии со спецификой фирмы, организации;

        • выявление параметров внешней среды, изменение которых может повлиять на деятельность фирмы, и организация мониторинга значений этих параметров;

        • выявление ресурсов мирового рынка  информации, которые удовлетворяют  потребностям фирмы на основе метаинформации;

        •  заключение контрактов с информационными агентствами на возможность доступа к их ресурсам. Получение и изучение документации, раскрывающей особенности доступа к информационным ресурсам агентства. Освоение специалистами фирмы технологий работы с ресурсами агентства;

        •  управление организацией поиска информации в выделенных ресурсах при появлении конкретных требований к информации и при организации мониторинга отдельных параметров внешней среды с целью снижения затрат на получение необходимой фирме информации;

        • управление оценкой достоверности  полученной информации;

        •  участие в использовании полученной информации при обосновании принимаемых  решений в фирме;

        •  анализ затрат на получение необходимой  информации и оценка достигаемого эффекта  в деятельности фирмы.

        Важность  и актуальность вопросов совершенствования  этой работы подтверждается тем, что  в Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)" в качестве первоочередной определена задача подготовки специалистов в области управления информационными ресурсами и информационными технологиями.

        Россия  имеет недостаточный опыт в работе с мировыми информационными ресурсами. Задача российских специалистов при переходе к информационному обществу — выйти в информационной работе на уровень передовых стран мира.

        Информационные  потребности при  планировании деятельности предприятия

        В данном подразделе исследуются информационные потребности предприятия при планировании и проведении внешнеэкономической деятельности, а также информационные потребности банка при кредитовании.

        Планирование - важнейший элемент менеджмента. Основная концептуальная цель деятельности предприятия - достигать максимальной прибыли, производя то, что пользуется спросом. Для реализации этой цели требуется разработать стратегию развития предприятия, которая должна отвечать на вопрос: как в максимальной степени использовать возможности предприятия в конкретных условиях внешней среды?

        Возможности предприятия - это его ресурсы. К  основным из них относят следующие:

        • финансовые;

        • технико-технологические;

        • кадровые;

        • правовые;

        • интеллектуальные;

        • информационные;

        • силовые.

        Глубокие  знания и объективная оценка своих  возможностей — важные факторы, используемые при разработке стратегии развития предприятия, фирмы. Информацией о ресурсах предприятия обычно располагает сама фирма. Это внутренняя информация. Однако для оценки имеющихся собственных ресурсов: технико-технологической базы, стоимости недвижимости и других составляющих корпоративных ресурсов часто привлекаются внешние эксперты. Аудиторская проверка, по существу, является оценкой финансового состояния предприятия, фирмы.

        К важнейшим составляющим внешней  среды относятся:

        • общее состояние мировой экономики;

        • общее состояние российской экономики;

        • состояние отраслевых рынков;

        • состояние рынков отдельных видов  продукции и услуг.

        Первые  три составляющие необходимы для  того, чтобы определить, какие элементы мирового, отечественного и отраслевых рынков оказывают существенное влияние на ведение бизнеса данной конкретной фирмой. При этом особое внимание уделяется изучению спроса, предложения и условий работы на выбранном рынке).

        Изучение  и анализ этих элементов внешней  среды проводятся как маркетинговое исследование аналитическими структурами фирмы или консалтинговыми агентствами.

        Документальным  отображением предлагаемой или выбранной стратегии развития деятельности предприятия является бизнес-план или технико-экономическое обоснование.

        Бизнес-план и выявление требований к информационному  обеспечению.  Бизнес-план представляет собой достаточно сложный документ, включающий описание компании, ее потенциала, оценку внутренней и внешней среды бизнеса, конкретные данные о развитии фирмы. Хотя внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, состав их разделов остается практически неизменным, а именно: краткое содержание, характеристика отрасли, описание компании и производимых ею продуктов и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков и страхование.

        Внешнеэкономическая деятельность и выявление  требований к информационному  обеспечению. Прежде чем принять решение о стратегии выхода предприятия на международный рынок, предприниматель должен провести маркетинговые исследования, т.е. собрать информацию:

Информация о работе Лекции по «Практический менеджмент информационных товаров и услуг»