Лекции по «Практический менеджмент информационных товаров и услуг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:24, курс лекций

Описание работы

Информатизация общества повлекла за собой возникновение новых понятий: информационная культура, информационный бизнес, информационный продукт, информационная услуга и т.д.
Информационной культурой называют уровень знаний (интеллекта) и умение целенаправленно работать с информацией, используя современные информационные технологии.

Содержание

Раздел 1.Рынок информационных товаров и услуг
§1.1.Основные понятия рынка информационных товаров и услуг
§1.2.Классификации информационных товаров и услуг
§1.3. Роль информационных товаров и услуг в профессиональной деятельности
Раздел 2.Состояние мирового рынка информационных товаров и услуг
§2.1.Этапы развития мирового рынка информации
§2.2.Базы данных деловой и научно-технической информации
§2.2.1. Ресурсы международной статистики
§2.3. Деловые ресурсы и потребительская информация в Интернете
§2.4. Управляющие информационные системы и программные продукты
§2.4.1.Системы поддержки принятия решений
§2.4.3. Искусственный интеллект
§2.4.4. Экспертные системы
§2.4.5. Географические информационные системы
Раздел 3.Состояние российского рынка информационных товаров и услуг
§3.1. Базы данных деловой информации
§3.1.1.Биржевая и финансовая информация
§3.1.2.Статистическая информация
§3.1.3. Коммерческая информация
§3.2. Научно-техническая и специальная информация
§3.2.1. Справочно-правовая информация
§3.2.2.Информационные образовательные ресурсы
§3.2.3.Система научно-технической информации
Раздел 4. Практика менеджмента на рынке информационных товаров и услуг
§4.1. Государственное управление информационными ресурсами
§4.2.Управление информационными ресурсами на предприятии
§4.3. Использование управляющих информационных систем и программных продуктов
§4.4. Задачи управления с помощью геоинформационных технологий
§4.4.1.Задачи поиска
§4.4.2.Задача пространственного сегментирования
§4.4.3.Задача геомаркетингового прогнозирования
§4.4.4.Количественная оценка спроса
§4.4.5.Задача геокодирования
§4.4.6.Задача графического представления геомаркетинговых данных
§4.4.7.Задача оценки природных ресурсов
§4.4.8.Задача размещения
§4.4.9.Задача оценки земельных ресурсов
§4.4.10.Операции с недвижимостью

Работа содержит 1 файл

kopnina.doc

— 914.00 Кб (Скачать)

        • о структуре, объеме и ожидаемой  выгодности потенциальных рынков;

        • о характеристике мест, в которых  покупатели предпочитают покупать тот  или иной товар;

        • о характеристике фирм-конкурентов, которые работают на этом рынке;

        • о бизнес-методах разных стран.

        Итак, исследование рынка предполагает анализ всех условий, имеющих значение для  успешной реализации товара.

        Исследование  рынка может охватывать мировой  товарный рынок, страновой отраслевой рынок или его сегмент (сектор), внутренний (местный) или иностранный рынок. Поэтому в первую очередь определяются объекты исследования - конкретный товар и рынок: внутренний или иностранный (страновой, мировой). 
     

        §4.3. Использование управляющих  информационных систем и программных  продуктов 

        Для ускорения преобразования экономики и экономического образования необходимо перенести в нашу страну также революцию в бизнесе, тесно связанную с информационными технологиями.

        Определенные  успехи у нас уже есть. Появились  и все большее распространение начинают получать в различных областях (в том числе и в экономической) пакеты по математике (Mathcad, Mathematica, DERIVE и др.) и статистике (Statistica for Windows, Statgraphics, SPSS и др

        Достаточно  широкое распространение получили компьютерные программы выполнения транзакций, в первую очередь, бухгалтерские программы (например, 1С-Бухгалтерия). Также имеются программы автоматизации: программа автоматизации бухгалтерского учета, программа автоматизации банков, автоматизации целых предприятий, например, пакет Галактика и др. Появились периодические издания, такие, как Мир ПК, Computerworld Россия, eCommerce World, Windows 2000, Открытые системы, Сети и другие, в которых регулярно публикуются новые экономические программы. Выходят бюллетени и аналитические обзоры фирм "Бизнес-Программы-Сервис", проводятся конкурсы программ.

        Помимо  экономических программ по выполнению транзакций и автоматизации управления начинают появляться программы с серьезной интеллектуальной начинкой благодаря встроенным блокам имитационного моделирования, позволяющие отвечать на вопрос "что, если?" Серию программ такого класса выпускает российская компания "Про-Инвест Консалтинг": Project Expert, Marketing Expert, Audit Expert, Forecast Expert, Questionnaire & Risk. Часть из них (Marketing Expert, Project Expert) более подробно описана ниже.

        Кроме фирмы "Про-Инвест", в области  создания пакетов для экономических исследований работает ряд других фирм. Например, фирмой "Интеллект-Сервис" разработан пакет для проведения маркетингового анализа "БЭСТ - Маркетинг"). Комплекс программ, предназначенных для повышения эффективности деятельности предприятия БОСС, разработан фирмой АйТи.

        Созданы и все время появляются новые  пакеты, помогающие решать различные  экономические задачи. Среди них  отметим представляющий интерес пакет Marketing GEO, соответствующий классу географических информационных систем. Приведем некоторые характеристики этого пакета. 

        Marketing GEO

        Marketing GEO является информационно-аналитическим дополнением к программе Marketing Expert, предназначенной для разработки плана маркетинга. Marketing GEO позволяет управлять проектами программы Marketing Expert, имеющими географическую привязку, с помощью цифровой компьютерной карты. Система содержит информацию, необходимую для проведения маркетинговых исследований, и средства ее обработки, хранения и отображения на географической карте.

        Система содержит информацию Госкомстата РФ:

        •     демографические данные и показатели хозяйственного развития по субъектам  РФ и 1100 населенным пунктам РФ;

        •      ежемесячные данные по производству основных видов товаров субъектами РФ;

        •      базу данных российских промышленных предприятий (42 тыс. объектов), в том числе:

        •   адресную информацию;

        •   номенклатуру выпускаемой продукции;

        •   объемы производства за 1993-1997 гг. по каждому виду продукции;

        •   финансово-экономические показатели деятельности предприятия. Программа  отображает информацию Госкомстата РФ на географической карте:

        •     распределение регионов и населенных пунктов по экономическому или демографическому показателю демонстрируется с помощью цветовой шкалы;

        •      показ на карте выборки предприятий  по местоположению и (или) номенклатуре выпускаемой продукции;

        •     доступ к информации о предприятии  или регионе через их изображение на карте;

        •     размеры условных обозначений предприятий (радиус круга) демонстрируют их распределение по любому показателю, например по объему выпуска заданного вида продукции;

        •      предприятия, относящиеся к различным  категориям участников рынка (клиенты, дилеры, поставщики, конкуренты), отображаются на карте различными цветами.

        Основные  функции программы

        Информационно-аналитическая  часть системы позволяет решать следующие задачи.

        •     На основе данных Госкомстата РФ и  введенной пользователем дополнительной информации (например, об объемах импорта) программа дает оценку объема и темпов роста рынков, уровня конкуренции, абсолютных и относительных долей рынка основных конкурентов. Эти показатели отражают конкурентную позицию предприятия на рынках сбыта его продукции, например, через матричную модель Бостонской консалтинговой группы, и служат основой для принятия управленческих решений.

        •     Оценивать взаимное местоположение клиентов, дилеров, поставщиков и конкурентов. Оценка близости (измерение расстояния) на фоне общей справочной информации, отображенной на карте, дает качественно новую управленческую информацию, необходимую для принятия решений. Радиус круга, отображающего предприятие на карте, можно задавать пропорциональным, например, объему производства определенного продукта.

        •     Строить прогноз производства основных товарных групп по регионам РФ с месячным шагом на основе справочной информации с помощью встроенных в программу прогнозных моделей. Модели позволяют учитывать сезонность производства, а также влияние других факторов (курс доллара) с помощью многофакторных регрессионных алгоритмов.

        •     Создавать, хранить и отображать на компьютерной географической карте  собственную базу данных о клиентах, дилерах, поставщиках и конкурентах.

        Программа Marketing GEO, как и ряд других отечественных программ, вполне соответствует мировому уровню. Жаль только, что таких программ пока не очень много.

        Таким образом, благотворное воздействие  революции в информационных технологиях все больше начинает проявляться в нашей экономике и в экономическом образовании, и нашей задачей является ускорение этого процесса. 

    Таб.6 Перечень некоторых наиболее популярных программных продуктов

      Название Назначение Реквизиты разработчика (дилера)
    Математические
    1 Mat hcad Математические расчеты Имеется в свободной  продаже
    2 Mathematics Математические  расчеты То же
    3 Statistica for Windows Статистическая  обработка данных »
    4 Statgraphics Статистическая  обработка данных »
    Бухгалтерские
    1 1С-Бухгал-тсрия Одна из популярных программ бухучета Фирма 1С, Москва, Тел. 253-89-76,254-28-71
    2 Галактика Автоматизация предприятия и бухучет Корпорация "Галактика", Москва, Волоколамское шоссе, д.1 Тел. 158-1241/0216; 158-0289/1681
    Аналитические системы для управления бизнесом
    1 Audit Expert Система комплексного анализа финансового состояния предприятия ООО "ПРО-ИНВЕСТ-ИТ" 129515, Москва, ул. Академика Королева, д.9, кв. 1, Тел. 956-22-76
    2 Marketing Expert Система стратегического  планирования и аудита маркетинга Тоже
    3 Project Expert Система разработки финансовых планов и инвестиционных проектов »
    4 Sales Expert Система управления персональными продажами »
    5 Forecast Expert Система прогнозирования  экономических показателей »
    6 БОСС Система управления для управленческого учета, анализа и планирования Компания Ай Ти, Москва, ул.Кржижановского, 21а, тел.974-79-79
 

        §4.4. Задачи управления с  помощью геоинформационных  технологий 

        Одно  из разновидностей новых информационных технологий являются геоинформационные  технологии (ГИС). Широта данных, используемых в ГИС, разнообразие и эффективность их обработки сделали ГИС привлекательными для интеграции в них технологий маркетинга. Необходимость расширения и повышения эффективности маркетинговых технологий привела к появлению геомаркетинга. 

        Геомаркетингновая информационная технология, использующая пространственно-локализованные данные (гео) и объединяющая технологии деловой графики, управления, маркетинга и логистики. Предназначен для решения задач бизнеса и производства.

        В разных странах геоинформационные технологии находят различное применение.

        Примеры.

        В Великобритании с использованием геоинформационных  технологий открывают новые супермаркета, бензоколонки и станции техобслуживания.

        В Южной Африке ГИС применяют при  оптовой и розничной продаже автомобилей: рассылке и разноске почты и другой корреспонденции, в том числе рекламной, в соответствии с индивидуальными потребностями, профессиональными интересами и доходами каждого занесенного в БД жителя; при оптовых поставках бакалейных товаров и др.

        В Испании геоинформационные технологии используются крупными банками для  разработки планов развития и координации  деятельности региональных центров  по обслуживанию вкладчиков.

        Во  Франции геоинформационные технологии применяют автомобильные компании Citroen, Renault, Peugeot для сегментирования рынка и анализа спроса на выпускаемую продукцию.

        В Новой Зеландии компания Eagle Technology на базе инструментальной ArcView разработала собственное приложение View/NZ, которое помогает переориентировать главную цель маркетинга с удовлетворения потребностей населения города или района на оперативное реагирование по запросам каждого человека, живущего или работающего в зоне реализации товаров фирмы.

        За  последнее десятилетие в США  и других странах появилась многочисленная группа компаний, специализирующихся на консультационном обслуживании бизнеса, проводящих по заказам аналитические маркетинговые исследования на базе ГИС.

Информация о работе Лекции по «Практический менеджмент информационных товаров и услуг»