Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 00:00, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты бизнес – планирования и его применение в организации коммерческой деятельности предприятия.
Объектом исследования явилось закрытое акционерное общество «СКАТ-В» магазин «Вятка».
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС- ПЛАНА
2. СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАГАЗИНА «ВЯТКА»
3. СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС- ПЛАНА ПО МАГАЗИНУ «ВЯТКА»
4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС - ПЛАНА ПО МАГАЗИНУ «ВЯТКА»
5. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС - ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В качестве обязательного элемента любой методики экономического анализа выступают этапы проведения исследования того или иного процесса (явления):
1. Оценивается общая потребность в капитале вне зависимости от возможных источников финансирования (на анализируемом предприятии – 22572 тыс. руб.).
2. Определяется максимально возможная доля собственного капитала в общей величине средств, направленных на финансирование долгосрочных инвестиций (на анализируемом предприятии - 50 %).
3. Рассчитывается показатель «рентабельность - финансовый риск» для всех вариантов структуры инвестированного капитала.
4. Рассчитывается скорость возврата инвестированного капитала.
В пределах между наибольшей долей собственного капитала и его нулевым уровнем в общем объеме средств финансирования с использованием критериев максимума показателя и минимума РВ определяется оптимальная комбинация средств, поступающих на финансирование долгосрочных инвестиций из различных источников.
Последовательность расчета обобщающих показателей рентабельности, риска, срока окупаемости и структуры капитала описана в специальной аналитической табл. 23.
Таблица 23
Оценка оптимальной структуры капитала ЗАО «СКАТ-В» магазин «Вятка»
Показатели | Структура капитала, % (Заемный капитал / Собственный капитал) | |||||||||
| 0\ 100 | 20\ 80 | 40\ 60 | 50\ 50 | 60\ 40 | 80\ 20 | 100\ 0 | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
Рентабельность собственного капитала | 0,475 | 0,482 | 0,492 | 0,501 | 0,589 | 0,777 | - | |||
Уровень финансового риска | 0 | 0,04 | 0,08 | 0,1 | 0,09 | 0,12 | 0,15 | |||
Показатель “рентабельность - риск” | - | 12,05 | 6,15 | 5,01 | 6,54 | 6,48 | - | |||
Скорость возврата инвестированного капитала (срок окупаемости), лет | 2,103 | 2,595 | 3,385 | 3,993 | 4,248 | 6,434 | 13,26 |
С использованием данных, полученных в табл. 14, можно увидеть, что в указанных пределах (доля собственных средств распределяется от 0 до 50%) показатель “рентабельность - риск” имеет максимальное значение при удельном весе заемного капитала, равном 60 % ( = 6,54). Однако в случае доведения доли заемного капитала до 80%, значение этого обобщающего показателя не столь существенно измениться в худшую сторону по сравнению с предыдущим и составит 6,48. По нашему мнению, оптимальным будет являться вариант с 60 процентным финансированием за счет заемных источников, так как в этом случае срок окупаемости инвестиционных мероприятий будет на 2,186 года меньше, чем при альтернативном варианте структуры капитала (6,434 года - 4,248 года).
Анализ изменений, происходящих в величинах показателей и РВ, в зависимости от значения финансового рычага позволил нам сделать еще один весьма интересный вывод. Учредители ЗАО «СКАТ-В» магазин «Вятка», стремящиеся максимизировать рентабельность своих вложений за счет дополнительного привлечения заемных средств, должны быть готовы к существенному снижению скорости возврата инвестированного в проект капитала. В этом случае наглядно проявляется противоречие между желанием максимизировать свой личный доход и необходимостью неуклонного повышения (по крайней мере, удержания на прежнем уровне) эффективности производственно-финансовой деятельности компании. В этой ситуации интересы собственников (акционеров) компании вступают в противоречие с экономическими интересами самой компании.
Рассмотрим, какие виды внешних инвестиций возможно использовать на ЗАО «СКАТ-В» магазин «Вятка».
Таблица 24
Сравнение затрат по использованию внешних источников финансирования
Источники внешнего финансирования | Лизинг | Банковский кредит | Займы др. организаций |
Сумма капитальных вложений, тыс. руб. | 22572 | 22572 | 22572 |
Ставка % по привлеченным средствам | 25 | 11 | 17 |
Среднегодовые затраты % | 25 | 11 | 17 |
Удорожание за счет %-тов кредиторам, тыс. руб. | 16928,9 | 7448,8 | 11511,7 |
Платежей всего (сумма долга + %), тыс. руб. | 39500,9 | 30020,7 | 34083,7 |
Норма амортизации, % | 15 | 5 | 5 |
Сумма начисленной амортизации за 5 лет | Начисляет лизингодатель | 1128,6 | 1128,6 |
Налог на имущество млн. руб. | Платит лизингодатель | 4514,4
| 451,4 |
Расходы, уменьшаемые прибыль, тыс. руб. | 16928,9 | 9931,7
| 11963,2 |
Таким образом, банковский кредит является оптимальным вариантом привлечения инвестиций, так как:
- среднегодовой процент, выплачиваемый ЗАО «СКАТ-В» магазин «Вятка» кредитору является минимальным;
- при использовании банковского кредита к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, относится вся сумма процентов по долговым обязательствам, налога на имущество и начисленной амортизации. Следовательно, если при банковском кредите расходы, учитываемые в целях налогообложения, являются минимальными, то и величина экономии прибыли является максимальной;
По решению руководителей ЗАО «СКАТ-В» магазин «Вятка» для переоборудования магазина и закупки технологического оборудования будет использоваться банковский кредит. Сумма кредита составит 13543,2 тыс. руб. Начисление и выплата процентов ежегодно.
Схема выплат основной суммы долга – с 2007 г. по 2010 включительно с учетом имеющихся средств в распоряжении.
Ставка кредита – 11% в год.
Все проценты по кредиту включаются в себестоимость продукции.
По результатам проведенного исследования обобщим выводы и результаты.
Бизнес-план является одним из основных документов, определяющих стратегию функционирования фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы; в нем более подробно разрабатывается экономический и финансовый аспект стратегии, дается технико-экономическое обоснование конкретных мероприятий. Реализация стратегии основывается на широких инвестиционных программах, составленных как целая система взаимосвязанных технических, организационных и экономических изменений на определенный период. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, дающей достаточно точную экономическую оценку намеченным мероприятиям.
Целями разработки бизнес-плана являются следующие:
1. Определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижение риска предпринимательской деятельности;
2. Конкретизация перспективы бизнеса в виде количественных и качественных показателей развития;
3. Привлечение внимания и интереса, обеспечение поддержки со стороны потенциальных инвесторов фирмы;
4. Получение ценного опыта планирования, развитие перспективного взгляда на организацию и ее рабочую среду.
ЗАО «СКАТ-В» магазин «Вятка» является предприятием розничной торговли.
Анализ эффективности коммерческой деятельности магазина «Вятка» показал следующие результаты:
1. Товарооборот в 2004 г. увеличился на 145919, 0 руб. по сравнению с 2003 г., в 2005 г. товарооборот составил 3645919 руб., что выше на 266165,0 руб. чем в 2004г.
2. В 2004 г. произошло снижение среднегодовой стоимости основных средств на 502,0 тыс. руб., однако в 2005 г. среднегодовая стоимость основных средств увеличилась на 323,5 тыс. руб. и составила 8351 тыс. руб.
3. Фондоотдача в 2004 г. составила 6,1, что на 0,3 выше, чем в 2003 г., в 2005 г. фондоотдача увеличилась на 1,4 и составила 7,5.
4. В 2005г. увеличился однодневный товарооборот продукции на 4,1% или 1,4 тыс. руб. по сравнению с 2004г.
5. Средние товарные запасы имеют тенденцию к возрастанию, в 2005 г. произошло увеличение среднегодовых остатков товарных запасов на 17,6 %;
6. Оборачиваемость запасов в 2005 г. увеличилась на 9,6 %, по сравнению с предыдущим периодом. Это является положительным фактором, так как имущество предприятия становится более мобильным.
7. Валюта баланса по сравнению с 2004 г. увеличилась на 10% или 1458 тыс. руб., что косвенно может свидетельствовать о расширении хозяйственного оборота.
8. Финансовое положение предприятия можно охарактеризовать как абсолютно устойчивое.
9. На конец 2005 г. предприятие имело чистую прибыль в размере 28098,00 тыс. руб., которая имеет тенденцию к росту, что говорит об увеличении у предприятия источников собственных средств, полученных в результате финансово-хозяйственной деятельности.
Основной идеей разрабатываемого бизнес- плана магазина «Вятка» является его соответствие всему комплексу целей ЗАО «СКАТ-В» - получение максимальной прибыли.
Целью разработки бизнес-плана ЗАО «СКАТ-В» магазин «ВЯТКА» является приобретение высококачественного современного технологического оборудования производства известной итальянской фирмы "Costan" для проведения технического переоборудования магазина «Вятка» и внедрение собственного производства хлебобулочной и мясной продукции.
Разработанный проект технического перевооружения направлен на создание определенного стиля и имиджа предприятия, выгодно отличающих его от конкурентов. Проект является составной частью стратегии развития магазина.
Анализ финансового плана ЗАО «СКАТ-В» свидетельствует о высокой эффективности проекта, в т. ч.:
1. Объем первоначальных инвестиций по проекту (без НДС): 22572 тыс. руб.
2. Объем кредита (без НДС) – 13543,2 тыс. руб.
3. Объем выручки за планируемый период (без НДС): 99794 тыс. руб.
4. Балансовая прибыль за период: 16987 тыс. руб.
5. Чистая прибыль за период: 12910 тыс. руб.
6. Сумма накопленной амортизации: 22572 тыс. руб.
7. Резерв дополнительной экономии: 2177 тыс. руб.
8. Общая рентабельность проекта: 13%.
9. Срок окупаемости проекта: 2010 г.
10. Чистая дисконтированная текущая стоимость: 5458 тыс. руб.
11. Ставка дисконтирования: 14%.
Таким образом, бизнес- план ЗАО «СКАТ-В» магазин «Вятка» свидетельствует о высокой эффективности и быстрой окупаемости.
Для повышения эффективности бизнес- планирования на предприятии были рассмотрены и проанализированы формы инвестирования бизнес- плана магазина, а так же приведено сравнение затрат по использованию внешних источников инвестиций.
Оптимальным вариантом финансирования инвестиционной деятельности ЗАО «СКАТ-В» магазин «Вятка» является 60 процентное финансирование за счет заемных источников, поскольку в этом случае срок окупаемости инвестиционных мероприятий будет на 2,186 года меньше, чем при альтернативном варианте структуры капитала (6,434 года - 4,248 года).
1. Гражданский кодекс РФ, часть 1 № 51-ФЗ от 30.11.94 г.
2. Налоговый кодекс РФ, часть 2 № 117-ФЗ от 05.08.2000г.
3. Закон об инвестиционной деятельности в РСФСР (в редакции Федеральных законов от 19.06.1995 № 89-ФЗ, от 10.01.2004 №15-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ).
4. Федеральный закон «О лизинге» № 164-ФЗ от 11.09.98 г.
5. Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» № 752 от 27.06.96
6. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М., 2000.-360 с.
7. Бизнес-план: рекомендации по составлению. - М.: «Издательство ПРИОР», 2002 - 304 с.
8. Бизнес-план. Методические материалы – 3-е изд., доп. /Под ред. Н.А. Колесниковой, А.Д. Миронова. – М.: «Финансы и статистика», 2000.- 410 с.
9. Букаяков М.И. Внутрифирменное планирование. Учебник – М.: Инфра-М, 2000.- 312 с.
10. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент. Учебник.- М.: Финпресс, 2001 г.- 310 с.
11. Воронцовский А.В. Инвестиции и финансирование. Методы оценки и обоснования. Издательство С.Петербургского университета, 2004 г.- 417 с.
12. Деловое планирование (Методы. Организация. Современная практика): Учеб. Пособ./ Под ред. В.М. Попова. - М,: Финансы и статистика, 2004. – 368 с.
13. Зелль А. Н. Бизнес-план. Инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов: пер. с нем. – М.: Издательство «Ось-89», 2006,- 487 с.
14. Ильин А.И. Планирование на предприятии. Учебное пособие. В 2 ч. ч.1. Стратегическое планирование. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000.- 678 с.