Бизнес-планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

При всем многообразии форм бизнеса существуют основы, обязательные практически для всех областей коммерческой деятельности, опора на которые необходима для своевременной подготовки к потенциальным трудностям и снижения риска предпринимательства.
Для эффективного функционирования собственного предприятия необходимо точно знать свои потребности на перспективу во всех ресурсах: материальных, трудовых, интеллектуальных, фи-нансовых. Важно предусмотреть источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе функционирования предприятия. Обширный опыт зарубежных и российских предприятий доказывает, что недооценка планирования предпринимательской дея-тельности или его некомпетентное осуществление приводят к огромным экономическим потерям.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Понятие бизнес-плана………………………………………………5
2. Цели и функции бизнес-планирования……………………………8
3. Создание бизнес-плана для собственного предприятия…………11
3.1. Методики разработки бизнес-плана…………………………….11
3.2. Общая характеристика содержания бизнес-плана……………13
3.3. Структура бизнес-плана………………………………………….13
4. Бизнес-план для различных направлений бизнеса……………….16
Заключение…………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

курсовая 4.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Введение……………………………………………………………….3

1. Понятие бизнес-плана………………………………………………5

2. Цели и функции  бизнес-планирования……………………………8

3. Создание бизнес-плана  для собственного предприятия…………11

3.1. Методики  разработки бизнес-плана…………………………….11

3.2. Общая характеристика содержания бизнес-плана……………13

3.3. Структура  бизнес-плана………………………………………….13

4. Бизнес-план  для различных направлений бизнеса……………….16

Заключение…………………………………………………………….17

Список литературы……………………………………………………18

Введение

При всем многообразии форм бизнеса существуют основы, обязательные практически для всех областей коммерческой деятельности, опора на которые необходима для своевременной подготовки к потенциальным трудностям и снижения риска предпринимательства.

Для эффективного функционирования собственного предприятия необходимо точно знать свои потребности на перспективу во всех ресурсах: материальных, трудовых, интеллектуальных, фи-нансовых. Важно предусмотреть источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе функционирования предприятия. Обширный опыт зарубежных и российских предприятий доказывает, что недооценка планирования предпринимательской дея-тельности или его некомпетентное осуществление приводят к огромным экономическим потерям.

Планирование  бизнеса обеспечивает немало выгод. Оно, в частности:

- побуждает тщательно  изучить перспективы развития  бизнеса;

- заставляет  точно определить цели бизнеса  и пути их достижения;

- позволяет обеспечить  четкую координацию всех усилий  по достижению поставленных целей;

- определяет  ключевые показатели бизнеса,  необходимые для последующей  оценки и контроля результатов; 

- делает предприятие  намного более подготовленным  к вне-запным изменениям рыночной  ситуации.

Планирование  деятельности способствует решению  главной задачи любого бизнеса - достижение максимума прибыли при минимуме затрат - определяя наиболее выгодные источники фи-нансирования и рациональные направления расходования средств, обеспечивая устойчивое положение предприятия на рынке. Планомерная разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности предприятия является важнейшей задачей для любого бизнеса.

Виды планирования можно квалифицировать по ряду признаков:

- временной горизонт (различают краткосрочное планирование (менее 1 года), среднесрочное (от 1 до 5 лет) и долгосрочное планирование (более 5 лет)); приведенные сроки планирования неоднозначны и зависят от качества прогнозов, от объекта планирования, от планирующего предприятия и от отрасли;

- функциональная  направленность: планирование сбыта, планирование производства, планирование хранения, планирование снабжения, планирование денежных потоков, инвестиционное планирование;

- иерархия планирования (цели, на которые направлено планирование); в ней выделяют три уровня:

- стратегическое планирование;

- тактическое,  или бизнес-планирование;

- оперативное  планирование (бюджетирование, текущее  планирование).

Как видим, одним  из основных видов планирования бизнеса  является составление бизнес-плана.

1. Понятие бизнес-плана.

Бизнес-план -- это документ, в котором дается описание основных разделов развития организации на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов.

В плане характеризуются  основные аспекты коммер-ческого  предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и  определяются пути и методы их решения. Поэтому бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы.

Бизнес-план помогает решать следующие основные проблемы, возникающие при создании собственного дела:

- определить  конкретные направления деятельности  пред-приятия, его целевые рынки  и место на этих рынках; 

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели бизнеса, стратегию и тактику их достижения, а также определить круг лиц, ответственных за реализацию намеченного; 

- зафиксировать  состав и показатели товаров  и услуг, кото-рые будут предложены  потребителям, оценить соответствующие производственные и торговые издержки; 

- выявить соответствие  имеющегося персонала предприятия  и условий в мотивации его  труда предъявляемым требованиям; 

- определить  систему маркетинговых мероприятий  по иссле-дованию рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразова-нию, каналам сбыта и др.; 

- оптимизировать  организующую структуру управления; 

- оценить финансовое  положение предприятия и соответствие  имеющихся финансовых и материальных  ресурсов, возможности достижения  поставленных целей; 

- выявить те  трудности, которые способны помешать  выпол-нению бизнес-плана, и наметить  меры по их устранению.  

Следовательно, бизнес-план -- это экономически обоснованный аналитический документ, показывающий реальность планируемого дела . При  этом масштабы планирования могут быть различны: развитие предприятия, направления деятельности, нового вида продукции, новой системы оплаты труда и т.д.  

Бизнес-план является и многоплановым управленческим инструментом. Он предусматривает решение  стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональ-ной ориентации, в том числе: организационно-управленческая и фи-нансово-экономическая оценка состояния предприятия; выявление по-тенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых его сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый пери-од. 

В бизнес-плане  обосновываются общие и специфические  элемен-ты функционирования предприятия  в условиях рынка, выбор страте-гии  и тактики конкуренции, проводится оценка финансовых, матери-альных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия. 

Бизнес-план обеспечивает объективное представление о  возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их ограничения. Подобный план используется неза-висимо от сферы деятельности, масштабов, вида собственности, орга-низационно-правовой формы компании. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношениями с другими фирмами и организациями. 

Благодаря бизнес-плану  появляется воз-можность взглянуть  на работу предприятия как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающий детальный анализ экономиче-ских и организационных вопросов, постоянно побуждает мобилизо-ваться.  

В рыночной экономике  бизнес-план является исключительно  эффективным рабочим инструментом как для вновь создаваемых, так и для действующих компаний во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план побуждает тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного мероприя-тия. Практически всегда в этом процессе обнаружится немало сла-бых мест и пробелов, устранению которых нельзя не уделить внимания. 

Бизнес-планирование занимает все более существенную долю в ведении предпринимательства  на современном уровне. В постоянно  преобразующемся деловом мире для  бизнеса откры-вается сейчас множество новых возможностей. Бизнес-планирование помогает не упустить их и использовать для преобразова-ния и повышения эффективности деятельности на рынке.  

2. Цели и функции  бизнес-планирования. 

Бизнес-план стал принципиально новым для российской эко-номики документом. Основной целью его разработки выступает планирование хозяйственной деятельности предприятия на бли-жайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и наличием необходимых ресурсов. К прочим целям относятся: 

- определение бизнес-планом степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижение риска предпринимательской деятельности; 

- конкретизация  перспектив бизнеса в виде  системы количественных и качественных  показателей; 

- обеспечение  внешних инвестиций. 

Бизнес-план учитывает не только внутренние цели предприятия, но и внешние цели лиц, заинтересованность в участии которых есть у предпринимателя. Главным образом это инвесторы. Бизнес-план является документом, позволяющим оценить целесообразность вложения денежных средств (капитал) в разрабатываемый проект. Научно обоснованный бизнес-план является количественным и качественным ориентиром как для самого предпринимателя, так и для его партнеров и кредиторов. Многие банки не говорят об условиях кредитова-ния без наличия бизнес-плана. Все более распространенным становится требование ино-странных инвесторов представлять расчеты финан-сового плана с помощью лицензированных UNIDO пакетов - COMFAR и PROPSPIN. Кроме инвесторов, заинтересованными лицами могут являться потенциальные потребители и поставщики фирмы. 

В современной  практике бизнес-план выполняет следующие  функции: 

- служит основой  для разработки стра-тегии и  тактики бизнеса; 

- позволяет проводить  формирование и реализация плановых  программ для оценки потенциала развития нового на-правления деятельности, контролировать процессы, протекающие в рамках бизнеса; 

- привлекает  извне денежных средств для  развития или реинжиниринга бизнеса; 

- привлекает  к реализации планов бизнеса  партнеров, которые спо-собны  вложить в него собственный капитал или имеющуюся у них технологию. 

Бизнес-план, являясь  неотъемлемой частью системы планирования на предприятии, является ее отдельным  звеном и не ограничивается каким-либо одним видом планирования. Тем  не менее, ему все же присущи в достаточной мере устойчивые признаки в соответствии со стоящими перед ним задачами: 

- бизнес-план  не может включать весь комплекс  общих целей предприятия, а  лишь одну из них, ту, которая  связана с инвестиционным процессом  (внутренним или внешним). Бизнес-план - это всегда инвестиции (развитие). Нет инвестиций - не может быть и бизнес-плана (в отличие от других видов планирования, например стратегического); 

- в отличие  от стратегического и тактического  плана, бизнес-план имеет четко  очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены; 

- в бизнес-плане  функциональные составляющие (план  маркетинга, план производства и  т.п.) в отличие от всех других  видов планов, являются полноправными,  равновесными частями структуры. 

Поскольку бизнес-план есть не что иное, как план развития с присущими только ему целями, ни один из других видов планов не заменяет бизнес-планирования. В то же время  бизнес-план подчинен общему стержню  системы планов предприятия и  соответствует общим принципам планирования. 

Тщательно подготовленный и составленный план бизнеса открывает  перспективу его развития, то есть отвечает на самый важный вопрос: стоит  ли вкладывать силы и средства в  это дело, принесет ли оно такую  прибыль, которая окупит все затраты. 

В зависимости  от цели составления бизнес-плана (в  качестве плана обоснования инвестиций, финансовых партнеров, привлечения  партнеров, контрактов с персоналом) разделы могут разрабатываться  с той или иной степенью конкретизации. Когда в плане требуется менее объемная проработка, часть разде-лов может вообще отсутствовать. Когда же план предстоит разра-батывать в полном объеме, для этого проводятся объемные маркетинговые исследования, а в сам план включаются все документы, использованные при его разработке.

Информация о работе Бизнес-планирования