Финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций

Описание работы

Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:

Работа содержит 21 файл

Бюджетное регулирование.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

Бюджетное устройство и бюджетная система.doc

— 257.50 Кб (Открыть, Скачать)

Воздействие финансов на экономику и.rtf

— 60.98 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные внебюджетные фонды.doc

— 285.00 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные и муниципальные финансы.doc

— 109.50 Кб (Открыть, Скачать)

Государственный и муниципальный кредит.doc

— 205.00 Кб (Открыть, Скачать)

Доходы бюджета.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

Исполнение бюджета.doc

— 125.50 Кб (Открыть, Скачать)

Использование финансов для решения социальных проблем.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Нефтегазовые доходы бюджета.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Расходы бюджета.doc

— 120.50 Кб (Открыть, Скачать)

Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.doc

— 285.09 Кб (Открыть, Скачать)

Платежный баланс страны.rtf

— 142.51 Кб (Открыть, Скачать)

Роль финансов в развитии международного сотрудничества.doc

— 119.50 Кб (Открыть, Скачать)

Страхование.doc

— 595.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность и функции финансов.doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая политика.doc

— 161.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая система Японии.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовое обеспечение образования в РФ.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовый контроль.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

■ Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т. д. По своему назначению, он должен содействовать правильному, рациональному расходованию всех видов ресурсов, а также предотвращать отрицательные результаты деятельности в целом. На стадий составления финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов по данным предварительного финансового контроля, могут быть выявлены потенциальные и мобилизованы дополнительные ресурсы. Наиболее часто данный вид контроля применяется при проверке обоснованности расчетов прибыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений и источниках пополнения оборотных средств.

2. Текущий финансовый контроль  представляет собой этап процедуры контроля, осуществляемый непосредственно в ходе проведения работ. Он проводится в процессе исполнения финансовых планов и выполнения производственно-финансовых операций и предполагает комплексный факторный анализ деятельности предприятия. Текущий финансовый контроль может быть использован при изыскании внутрифирменных резервов. Он проводится повседневно экономическими службами для выявления фактов нарушения финансовой дисциплины в процессе исполнения финансовых планов, при проверке бухгалтерской отчетности по операциям организации, при, получении и предоставлении банковских и коммерческих кредитов

3. Последующий (заключительный) контроль. Осуществляется после завершения отчетного периода либо по окончании финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных средств При исполнении бюджетов, средств предприятий и организаций в процессе реализации финансовых планов и смет. На основе анализа характера использования всех видов ресурсов, законности совершенных хозяйственных операций и конечных финансовых результатов дается соответствующая оценка проведенных мероприятий и составляются рекомендации по совершенствованию работы соответствующих подразделений. Данная форма контроля тесно взаимосвязана с предварительным контролем, который базируется на информации заключительного.

П формам и методам осуществления финансового контроля различают следующие контрольные мероприятия:

    • проверки;
    • обследования;
    • надзор;
    • анализ финансового состояния;
    • наблюдение (мониторинг);
    • ревизии.

Проверки проводятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению. Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и т. п.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т. д.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента.

Ревизия —. наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности — для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта. Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля. Отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство - ведомство - предприятие (выборочно). Результатом проведения ревизии являются выводы и предложения по улучшению финансово-хозяйственной и производственной деятельности объекта контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.   В Российской Федерации полномочия по управлению финансами и финансовому контролю на общегосударственном уровне, в соответствии с Конституцией возложены на высшие органы законодательной и исполнительной власти — Государственную думу, Совет федерации, Счетную палату РФ, Министерство (финансов РФ и его структурные подразделения, Центральный банк (Банк России), исполнительную дирекцию государственных социальных внебюджетных фондов, и т. д.

Существенную роль в  правовом обеспечении государственного управления финансами и финансового контроля Конституция отводит Федеральному собранию в первую очередь Государственной думе РФ. К их ведению относятся вопросы формирования руководящего звена основных подразделений финансового аппарата. Осуществление функции управления и реализация контрольных полномочий находит свое выражение в деятельности следующих постоянно действующих комитетов и комиссий: ;      — Комитет Совета федерации по бюджету;

  • Комитет Совета федерации по финансовым рынкам и денежному обращению;
  • Комиссия Совета федерации по взаимодействию 
    со Счетной палатой Российской Федерации;

. — Комитет ГД по бюджету и налогам;

  • Комитет ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам;
  • Комитет ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму.

Федеральное собрание играет ключевую роль в формировании законодательной базы управления финансами на государственном уровне и организации финансового контроля, поскольку федеральные законы, принимаемые Государственной думой и Советом федерации, определяют количественные и качественные параметры финансовой политики государства в целом. Это касается федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования и денежной эмиссии.

Особое место в системе  управления и финансового контроля занимает Счетная палата, которая согласно Федеральному закону РФ «О Счетной палате Российской Федерации», является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым и подотчетным Федеральному собранию. В соответствии с законом Счетная палата Российской Федерации осуществляет:

  • контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и 
    бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • определение эффективности и целесообразности 
    осуществления расходов государственных средств и 
    использования федеральной собственности;
  • оценку обоснованности доходных и расходных 
    статей проектов федерального бюджета и бюджетов 
    федеральных внебюджетных фондов;

— финансовую экспертизу проектов федеральных 
законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных 
фондов.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от видов и форм собственности, если они:

  • получают, перечисляют, используют средства из 
    федерального бюджета;
  • используют федеральную собственность либо 
    управляют ею;
  • имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Согласно Конституции  РФ, важные полномочия в области  реализации финансовой политики государства и вопросах управления финансами и организации финансового контроля возложены на Правительство РФ. Оно формирует систему органов управления и финансового контроля в рамках исполнительной власти, определяя функции, полномочия, задачи и компетенцию, также обеспечивает их деятельность нормативной базой.

Правительство разрабатывает  и представляет в государственную думу проект федерального бюджета обеспечивает его исполнение, представляет отчет об исполнении федерального бюджета, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и таможенной политики, осуществляет управление федеральной собственностью. На всех стадиях этой деятельности Правительство РФ и его структурные подразделения осуществляют постоянный финансовый контроль и мониторинг основных показателей состояния экономики.

^Контрольное  управление Президента РФ было создано на основании Указа Президента РФ № 729 от 8 июня 2004 г., оно является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации и осуществляет свою деятельность на основании положения и в соответствии с Конституцией РФ. «Основными задачами управления являются:

  • контроль и проверка исполнения федеральными 
    органами исполнительной власти, органами исполни 
    тельной власти субъектов Российской Федерации, а 
    также организациями федеральных законов, указов, 
    распоряжений и иных решений Президента РФ;
  • контроль за реализацией общенациональных 
    проектов;

— контроль и проверка исполнения поручений 
Президента РФ и руководителя Администрации Президента РФ; 

  • контроль за реализацией ежегодных посланий 
    Президента РФ Федеральному собранию РФ, бюджетных посланий Президента РФ и иных программных документов Президента РФ;
  • информирование Президента РФ и руководителя 
    Администрации Президента РФ о результатах проверок 
    и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

Федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим оперативное управление финансами  и финансовый контроль, является Министерство финансов РФ. Минфин России направляет деятельность органов управления финансами на соблюдение единых принципов финансово-бюджетного планирования, финансирования производственной и социально-культурной сфер, создания единой финансовой базы для комплексного социально-экономического развития территорий, издает методические и нормативные документы по вопросам организации работы финансовых органов.

Его функции многообразны и включают помимо отмеченных: организацию  работы по составлению проекта федерального бюджета, разработку проектов нормативов отчислений по федеральным налогам, осуществление мер по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской деятельности, обеспечение исполнения бюджета и контроль за целевым расходованием бюджетных средств, разработку предложений по выпуску и размещению государственных ценных бумаг, анализ внешнеэкономических проблем финансового характера и т. д.

Организационная структура  Министерства финансов РФ отражает функциональную специализацию структурных подразделений и представлена следующими департаментами и федеральными службами:

— Административный департамент;

— Департамент бюджетной политики;

— Департамент управления делами и контроля;

— Департамент бюджетной политики в отраслях 
экономики;

— Департамент бюджетной политики в отраслях 
социальной сферы и науки;

  • Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа;
  • Департамент межбюджетных отношений;
  • Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов;
  • Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики;
  • Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности; 

— Департамент финансовой политики;

- Правовой департамент

К федеральным службам относятся:

■«Федеральная служба по финансовому монито-

s Федеральная налоговая служба;

  • Федеральная служба финансово-бюджетного 
    |рора;
  • Федеральная служба страхового надзора; 
    I— Федеральное казначейство.

Финансы организаций.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Финансы