Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций
Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:
■ Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т. д. По своему назначению, он должен содействовать правильному, рациональному расходованию всех видов ресурсов, а также предотвращать отрицательные результаты деятельности в целом. На стадий составления финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов по данным предварительного финансового контроля, могут быть выявлены потенциальные и мобилизованы дополнительные ресурсы. Наиболее часто данный вид контроля применяется при проверке обоснованности расчетов прибыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений и источниках пополнения оборотных средств.
2. Текущий финансовый контроль представляет собой этап процедуры контроля, осуществляемый непосредственно в ходе проведения работ. Он проводится в процессе исполнения финансовых планов и выполнения производственно-финансовых операций и предполагает комплексный факторный анализ деятельности предприятия. Текущий финансовый контроль может быть использован при изыскании внутрифирменных резервов. Он проводится повседневно экономическими службами для выявления фактов нарушения финансовой дисциплины в процессе исполнения финансовых планов, при проверке бухгалтерской отчетности по операциям организации, при, получении и предоставлении банковских и коммерческих кредитов
3. Последующий (заключительный) контроль. Осуществляется после завершения отчетного периода либо по окончании финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных средств При исполнении бюджетов, средств предприятий и организаций в процессе реализации финансовых планов и смет. На основе анализа характера использования всех видов ресурсов, законности совершенных хозяйственных операций и конечных финансовых результатов дается соответствующая оценка проведенных мероприятий и составляются рекомендации по совершенствованию работы соответствующих подразделений. Данная форма контроля тесно взаимосвязана с предварительным контролем, который базируется на информации заключительного.
П формам и методам осуществления финансового контроля различают следующие контрольные мероприятия:
Проверки проводятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению. Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и т. п.
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т. д.
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии.
Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования
Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента.
Ревизия —. наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности — для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта. Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля. Отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство - ведомство - предприятие (выборочно). Результатом проведения ревизии являются выводы и предложения по улучшению финансово-хозяйственной и производственной деятельности объекта контроля.
3. В Российской Федерации полномочия по управлению финансами и финансовому контролю на общегосударственном уровне, в соответствии с Конституцией возложены на высшие органы законодательной и исполнительной власти — Государственную думу, Совет федерации, Счетную палату РФ, Министерство (финансов РФ и его структурные подразделения, Центральный банк (Банк России), исполнительную дирекцию государственных социальных внебюджетных фондов, и т. д.
Существенную роль в правовом обеспечении государственного управления финансами и финансового контроля Конституция отводит Федеральному собранию в первую очередь Государственной думе РФ. К их ведению относятся вопросы формирования руководящего звена основных подразделений финансового аппарата. Осуществление функции управления и реализация контрольных полномочий находит свое выражение в деятельности следующих постоянно действующих комитетов и комиссий: ; — Комитет Совета федерации по бюджету;
. — Комитет ГД по бюджету и налогам;
Федеральное собрание играет ключевую роль в формировании законодательной базы управления финансами на государственном уровне и организации финансового контроля, поскольку федеральные законы, принимаемые Государственной думой и Советом федерации, определяют количественные и качественные параметры финансовой политики государства в целом. Это касается федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования и денежной эмиссии.
Особое место в системе управления и финансового контроля занимает Счетная палата, которая согласно Федеральному закону РФ «О Счетной палате Российской Федерации», является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым и подотчетным Федеральному собранию. В соответствии с законом Счетная палата Российской Федерации осуществляет:
— финансовую экспертизу
проектов федеральных
законов, а также нормативных правовых актов федеральных
органов государственной власти, предусматривающих
расходы федерального бюджета или влияющих
на формирование и исполнение федерального
бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от видов и форм собственности, если они:
Согласно Конституции РФ, важные полномочия в области реализации финансовой политики государства и вопросах управления финансами и организации финансового контроля возложены на Правительство РФ. Оно формирует систему органов управления и финансового контроля в рамках исполнительной власти, определяя функции, полномочия, задачи и компетенцию, также обеспечивает их деятельность нормативной базой.
Правительство разрабатывает и представляет в государственную думу проект федерального бюджета обеспечивает его исполнение, представляет отчет об исполнении федерального бюджета, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и таможенной политики, осуществляет управление федеральной собственностью. На всех стадиях этой деятельности Правительство РФ и его структурные подразделения осуществляют постоянный финансовый контроль и мониторинг основных показателей состояния экономики.
^Контрольное управление Президента РФ было создано на основании Указа Президента РФ № 729 от 8 июня 2004 г., оно является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации и осуществляет свою деятельность на основании положения и в соответствии с Конституцией РФ. «Основными задачами управления являются:
— контроль и проверка исполнения поручений
Президента РФ и руководителя Администрации
Президента РФ;
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим оперативное управление финансами и финансовый контроль, является Министерство финансов РФ. Минфин России направляет деятельность органов управления финансами на соблюдение единых принципов финансово-бюджетного планирования, финансирования производственной и социально-культурной сфер, создания единой финансовой базы для комплексного социально-экономического развития территорий, издает методические и нормативные документы по вопросам организации работы финансовых органов.
Его функции многообразны
и включают помимо отмеченных: организацию
работы по составлению проекта
Организационная структура Министерства финансов РФ отражает функциональную специализацию структурных подразделений и представлена следующими департаментами и федеральными службами:
— Административный департамент;
— Департамент бюджетной политики;
— Департамент управления делами и контроля;
— Департамент бюджетной
политики в отраслях
экономики;
— Департамент бюджетной
политики в отраслях
социальной сферы и науки;
— Департамент финансовой политики;
- Правовой департамент
К федеральным службам относятся:
■«Федеральная служба по финансовому монито-
s Федеральная налоговая служба;