Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций
Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:
Формирование национального дохода, %
№ стр. |
Показатель |
США |
Россия |
1 |
Чистый национальный (внутренний) продукт |
100,0 |
100,0 |
2 |
Налоги на производство и импорт |
9,0 |
19,7 |
3 |
Национальный доход (стр. 1 - стр. 2) |
91,0 |
80,3 |
Личный (полученный) доход формируется в результате перераспределения национального (заработанного) дохода через социальные налоги и страховые взносы в государственные и негосударственные социальные фонды (пенсионные, социального и медицинского страхования) с учетом трансфертов, получаемых домашними хозяйствами из этих фондов, а также через механизм налогообложения прибыли организаций (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Формирование личного (полученного) дохода, %
№ стр. |
Показатель |
США |
Россия |
1 |
Национальный (заработанный) доход |
100,0 |
100,0 |
2 ' |
Социальные налоги и страховые взносы в социальные фонды |
11,2 |
17,7 |
3 |
Налог на прибыль организаций |
3,7 |
5,7 |
4 |
Нераспределенная прибыль корпораций |
2,0 |
4,7 |
5 |
Трансфертные платежи из социальных фондов |
19,4 |
19,5 |
6 |
Личный (полученный) доход (стр. 1 - - стр. 2 - стр. 3 - стр. 4 + стр. 5) |
102,5 |
91,4 |
Анализ табл. 1.2 позволяет сделать следующие выводы. В отличие от России американский финансовый механизм нацелен на рост ЛД, которые на 2,5% больше базового НД за счет более низкой суммарной доли социальных налогов (страховых взносов), налогов на прибыль и нераспределенной в виде дивидендов прибыли по сравнению с долей в НД социальных трансфертов. При этом и в России, и в США удельный вес последних практически одинаковый, а доля налогов на прибыль и доля нераспределенной прибыли в России выше соответственно в 1,5 и в 2,3 раза, поэтому ЛД в России составил всего 91,4% к НД. Все это говорит о более низкой оплате труда и эффективности российских финансовых механизмов социальной защиты населения и распределения прибыли предприятий, а также о недостаточной развитости финансового рынка.
Дальнейшее распределение ЛД через систему индивидуальных (личных) налогов приводит к формированию дохода, остающегося в распоряжении домашних хозяйств (табл. 1.3), которые направляют его на личное потребление и сбережения.
Таблица 1.3
Формирование личного дохода, остающегося в распоряжении домашних хозяйств, %
№ стр. |
Показатель |
США |
Россия |
1 |
Личный (заработанный) доход |
100,0 |
100,0 |
2 |
Индивидуальные (личные) налоги |
14,5 |
6,1 |
3 |
Доход после уплаты налогов (стр. 1 - стр. 2) |
85,5 |
93,9 |
Из таблицы 1.3 видно, что давление прямых личных налогов на доходы домашних хозяйств в России почти в 2,5 раза ниже, чем в США. В большинстве рыночно развитых стран финансовая политика перераспределения ЛД позволила сформировать превалирующий в структуре домашних хозяйств средний класс с достаточно высокими индивидуальными доходами и уровнем социальной защиты.
Несмотря на отмеченные выше слабые места в реализации финансами своего функционального предназначения, роль финансов в современной российской экономике в целом можно оценить позитивно. За последние пять лет среднегодовые темпы экономического роста составили около 7%, а инвестиций -- около 10%, федеральный бюджет исполняется с профицитом, размеры золотовалютных резервов и Стабилизационного фонда РФ (новые фонды образованы только с 2008 г.) превысили объемы многих развитых стран и т.д. Все это открывает перспективы и создает основы финансовой стабильности страны. В то же время около 40% российских организаций являются убыточными или малорентабельными, а изношенность основных фондов в ряде отраслей составляет 60%, что обязывает правительство и руководство предприятий к принятию мер по дальнейшему оздоровлению финансов.